МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Л.В. Рощина
НЕТРАДИЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Учебная программа
Великие Луки,
2018
Стр.1
ББК
УДК
Рецензенты:
Е.А. Пивоварова – кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры
физиологии и спортивной медицины ФГБОУ ВО «Великолукская государственная
академия физической культуры и спорта»
А.А. Мельников – доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой
физического воспитания ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический
университет им. К.Д. Ушинского»
Учебная программа по дисциплине «Нетрадиционно-оздоровительные технологии в
адаптивной физической культуре» предназначена для бакалавров направления подготовки
49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная
физическая культура)». В программе представлены содержание курса, объём, порядок
изучения тем; определены знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести,
исходя из компетентностно-ориентированного подхода; обозначен круг литературных
источников, необходимый для наиболее полного овладения дисциплиной; раскрыто
содержание лекционного материала.
Представленная работа может быть полезна преподавателям, студентам
педагогических вузов.
2
Стр.2
Оглавление
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ................................................................. 4
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ......... 7
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ................................................... 8
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................ 8
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ .................................................................... 34
5.1. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы ......... 34
5.2. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы ................................... 34
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ .................................................................................................................... 34
6.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины
............................................................................................................................................... 34
6.2. Перечень вопросов к зачёту ........................................................................................ 52
6.3. Перечень практических навыков, необходимых для демонстрации на зачете ...... 52
7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ................................ 53
7.1. Рекомендуемая литература (основная) ....................................................................... 53
7.2. Рекомендуемая литература (дополнительная) ........................................................... 53
8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ
«ИНТЕРНЕТ» .............................................................................................................................. 53
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ .......................................................................................................................... 53
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ......................... 57
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ................................................................................................................... 58
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ................................................................................................ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 ................................................................................................................... 59
ТЕКСТЫ/КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ................................................................................... 59
3
Стр.3
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины направлено на приобретение студентом:
Знаний:
истории, закономерностей, функций, принципов, средств и ОПК-2
методов отечественной и зарубежной систем адаптивной
физической культуры, их роли и места в общей системе
физической культуры;
отечественного и зарубежного опыта адаптивной физической
культуры;
правил планирования содержания занятий и других форм
использования физических упражнений с учетом возраста, пола,
нозологических форм заболеваний занимающихся,
санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности,
климатических, национальных, религиозных особенностей;
современных средств, методов, приемов, технических
средств для осуществления когнитивного и двигательного
(моторного) обучения и оценки состояния занимающихся;
способов формирования у лиц с отклонениями в состоянии
здоровья социально значимых потребностей, ценностных
ориентаций, направленности личности, мотивации в
деятельности, установок, убеждений, позволяющих им самим
управлять собой, подчинять самого себя собственной воле;
основ эргономики и возможностей приспособления
(адаптации) внешней среды для реализации основных видов
жизнедеятельности человека с отклонениями в состоянии
здоровья (самообслуживание, профессиональная деятельность,
культура, спорт, отдых);
правил обеспечения техники безопасности при проведении
занятий;
способов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья
специальным знаниям и способам их рационального
применения при воздействии на телесность в соответствии с
выделяемыми видами адаптивной физической культуры;
способов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья
позволяющим реализовывать
двигательным действиям,
потребности, характерные для конкретного вида адаптивной
физической культуры;
способов формирования ценностей адаптивной физической
культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в
состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную
жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться;
особенностей физических и психических качеств лиц с
отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных
периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза
заболеваний;
задач развивающего обучения, обеспечивающего
оптимальное умственное и физическое развитие человека;
комплексов физических упражнений, физических средств и
методов воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья
с целью восстановления у них нарушенных или временно
утраченных функций;
методов измерения и оценки физического развития,
функциональной подготовленности, психического состояния лиц
с отклонениями в состоянии здоровья, особенностей внесения
коррекций в восстановительные воздействия в зависимости от
результатов измерений и (или) рекомендаций членов
междисциплинарной команды;
4
ПК-7
ПК-9
ПК-10
ПК-13
ПК-14
ОПК-3
ОПК-5
ОПК–6
ОПК-9
ОПК-11
ОПК-12
ПК-1
ПК-2
Стр.4