Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2019. Т. 19, № 3
Научный журнал
Редакционная коллегия
государственный
педагогический
университет
Соучредители:
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал
от 26 апреля 2002 г.
коммуникаций
ПИ № 77-12553
С. В. иванова
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс
«Роспечать» – 82326
а. а. корольков
C. Мендонса
В. и. Панарин
Б. о. Майер
н. Пелцова
Т. С. косенко
е. В. андриенко
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
к. к. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
а. д. герасёв
а. а. грякалов
а. Ж. Жафяров
чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
и. а. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. а. Ромм
н. С. Рыбаков
н. а. Ряписов
и. Сабо
о. н. Смолин
доктор педагогических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО "НГПУ",
2019
Все права защищены
я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
е. В. Ушакова
а. Хогенова
В. В. целищев
а. н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Стр.1
СодеРЖание
ФилоСоФия
«Философия образования – концепт между миром и человеком».
Посвящается памяти профессора Нины Васильевны Наливайко .....................5
Раздел I
МеТодологиЧеСкие оСноВЫ ФилоСоФии оБРазоВания
кудряшова е. В., Сорокин С. Э. (Архангельск, Россия). Модели
трансформации российских университетов: факторы выбора .......................14
Батенева е. В. (Новосибирск, Россия). Рефлексия как предмет
исследования: социально-философский и педагогический аспекты ..........31
Раздел II
ФилоСоФия РазВиТия оБЩеСТВа и оБРазоВания
аблажей а. М. (Новосибирск, Россия). Институт аспирантуры в постсоветский
период: сравнительный анализ (часть 2) ........................................................46
Петров В. В. (Новосибирск, Россия). Сдерживающие факторы формирования
социального потенциала в условиях системных трансформаций .......57
Молотков Ю. и. (Новосибирск, Россия), Рябчун и. П. (Краснодар, Россия).
Исследование профессиональной ориентации молодежи и возможности
гармонизации жизненного цикла личности ..............................................................71
кокина М. н. (Красноярск, Россия). Конституционный традиционализм
и антитрадиционализм в системе российского права и правового образования
.......................................................................................................................................85
Раздел III
ценноСТи и цели РоССиЙСкого оБРазоВания
лескова и. а. (Волгоград, Россия). Традиция в ракурсе постнеклассического
подхода: педагогический аспект .............................................................................. 101
гухман В. Б. (Тверь, Россия). Формирование культурной элиты как стратегическая
цель образования ............................................................................................... 116
ерохина е. а. (Новосибирск, Россия). Общественная экспертиза в интегративно-коммуникативной
модели регулирования этносоциальных
процессов: дилемма родного языка ............................................................................. 137
Раздел IV
конкРеТнЫе МеТодики и инноВации В ПРакТике
оБРазоВаТелЬного ПРоцеССа
Попов а. а., глухов П. П. (Москва, Россия), аверков М. С. (Красноярск,
Россия). Конструирование инклюзивного образования одаренных обучающихся
на основе антропопрактического подхода ..................................... 151
крутько е. а., аксянова з. и., островая Ю. С. (Новосибирск, Россия).
Повышение мотивации в условиях информатизации иноязычного образования
в неязыковом вузе .......................................................................................... 165
Раздел V
ПРиглаШаеМ к диСкУССии
Стожко д. к. (Екатеринбург, Россия). К вопросу об образовательном бриколаже:
философско-антропологический аспект ................................................ 176
Правила оформления статей для авторов и заявление об этике публикаций
и недобросовестной практике ............................................................................... 191
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
Отпечатано
в издательстве
СО РАН,
630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
30.09.2019
Формат 70×100/16
Усл.-печ. л. 15,9.
Уч.-изд. л. 13,7 .
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 186.
оБРазоВания
2019. Т. 19, №3
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
оператор
электронной
верстки
А. Л. Заковряшин
ответственные
секретари
И. В. Яковлева,
Е. С. Сусуева
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2019, vol. 19, no. 3
Scientific journal
The co-founders
of the journal:
Pedagogical University
Novosibirsk State
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal is registered
by Federal service on
supervision in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
N. Pelcova
T. S. Kosenko
E. V. Andrienko
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
Editorial Board
B. O. Mayer
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent
(Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Prague, Czech Republic)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg,
Russia)
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
The journal is based
in 2001
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
Published 4 times a year
S. Mendonça
V. I. Panarin
Subscribe Index
Rospechat - 82326
I. A. Pfanenshtil
T. A. Romm
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
© Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2019
All rights reserved
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
V. V. Tselishchev
A. N. Chumakov
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Стр.3
CONTENT
«Philosophy of education is a concept between the world and the
human being» .................................................................................................................................5
PART I. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PHILOSOPHY
OF EDUCATION
Kudryashova E. V., Sorokin S. E. (Arkhangelsk, Russia). Model of
transformation of Russian universities: factors of choice ...........................................14
Bateneva E. V. (Novosibirsk, Russia). Reflection as a subject of research: socialphilosophical
and pedagogical aspects ...............................................................................31
PART II. PHILOSOPHY OF THE SOCIETY AND EDUCATION DEVELOPMENT
Ablazhey A. M. (Novosibirsk, Russia). Post-graduate studies in the post-soviet
Russia: comparative analysis (part 2) ..................................................................................46
Petrov V. V. (Novosibirsk, Russia). Limiting factors of the social potential
formation in the conditions of system transformation ................................................57
Molotkov Yu. I. (Novosibirsk, Russia), Ryabchun I. P. (Krasnodar, Russia). Study
of the career guidance for young people and the possibility of harmonization
of the personal life cycle.............................................................................................................71
Kokina M. N. (Barnaul, Russia). Constitutional traditionalism and antitraditionalism
in the system of Russian law and legal education ............................85
PART III. VALUES AND OBJECTIVES OF THE RUSSIAN EDUCATION
Leskova I. A. (Volgograd, Russia). Tradition from the perspective of the
postnonclassical approach: the philosophical aspect ............................................... 101
Gukhman V. B. (Tver, Russia). Formation of cultural elite as a strategic goal of
education ....................................................................................................................................... 116
Erokhina E. A. (Novosibirsk, Russia). Public expertise in the integrativecommunicative
model of ethno-social processes regulation: the mother
tongue dilemma .......................................................................................................................... 137
PART IV. SPECIFIC METHODS AND INNOVATIONS IN THE PRACTICE OF THE
EDUCATIONAL PROCESS
Popov а. а., Glukhov P. P. (Moscow, Russia), Averkov M. S. (Krasnoyarsk,
Russia). Designing inclusive education for gifted students based on anthropopractical
approach ..................................................................................................................... 151
Krut’ko E. A., Aksyanova Z. I., Ostrovaya Yu. S. (Novosibirsk, Russia).
Increasing motivation in the conditions of informatization of foreign language
education ....................................................................................................................................... 165
PART V. INVITATION TO DISCUSSION
Stozhko D. K. (Yekaterinburg, Russia). To the issue of educational bricolage:
philosophical and anthropological aspects .................................................................... 176
Formatting rules for authors and publication ethics and malpractice
statement ....................................................................................................................................... 193
The editors of the "Philosophy of Education" journal
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications
and declare that there is no abuse of official position.
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2019, vol. 19, no. 2
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission for
Academic Degrees
and Titles (VAK)
The journal is placed
in the National
Electronic Library
and is included
in the Russian Science
Citation Index (RSCI)
database
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
A. L. Zakovryashin
Executive Secretary
I. V. Yakovleva,
E. S. Susuyeva
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Publication
30.09.2019
Format 70×100/16.
Printer’s sheets: 15,9.
Publisher’s
sheets: 13,7.
Circulation
1000 issues.
Order № 186.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4