НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
2019. Т. 9, № 1
С. И. Черных
главный редактор, доктор философских наук, доцент
Н. В. Наливайко
заместитель главного редактора, доктор философских наук, профессор
В. И. Панарин
19 36
Э. А. Афонин
Т. А. Арташкина
К. К. Бегалинова
Р. В. Гурина
А. С. Денисов
А. Ш. Иргашев
Эдгар О. Клозе
В. И. Кудашов
Н. А. Корниенко
К. Г. Кязимов
Либерска Ханна
Т. С. Панина
В. И. Паршиков
ученый секретарь, доктор философских наук, доцент
доктор социологических наук, профессор, академик Украинской технологической академии,
президент Украинского общества содействия социальным инновациям (Киев, Украина)
доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор, ФГАОУ ВО
«Дальневосточный федеральный университет» (Владивосток, Российская Федерация)
доктор философских наук, профессор, Казахский национальный университет имени
аль-Фараби (КазНУ им. аль-Фараби) (Алматы, Казахстан)
доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный
университет» (Ульяновск, Российская Федерация)
доктор технических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный
аграрный университет» (Новосибирск Российская Федерация)
доктор ветеринарных наук, профессор, первый проректор – проректор по учебной работе,
Кыргызский национальный аграрный университет имени К. И. Скрябина (Бишкек, Кыргызстан)
доктор естественных наук, профессор, член Европейской академии естественных наук
(Берлин, Германия)
Стефан Констанчак доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой этики, институт философии,
Зеленогурский университет (Зелена-Гура, Польша)
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии ФГАОУ
ВО «Сибирский федеральный университет» (Красноярск, Российская Федерация)
доктор психологических наук, профессор, кафедра технологий обучения, педагогики
и психологии Новосибирского государственного аграрного университета
(Новосибирск, Российская Федерация)
доктор педагогических наук, профессор ОУП BO «Академия труда и социальных
отношений» (Москва, Российская Федерация)
доктор психологических наук, профессор, директор отдела социальной психологии
и исследований молодежи факультета педагогики и психологии, университета г. Быдгощ
им. Казимира Великого (Быдгощ, Польша)
доктор педагогических наук, профессор, руководитель Института дополнительного
профессионального образования (Центр) ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный
технический университет им. Т. Ф. Горбачева» (Кемерово, Российская Федерация)
доктор философских наук, профессор, проректор – директор Института дополнительного
профессионального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный
университет» (Новосибирск, Российская Федерация)
Павлидис Периклис кандидат философских наук, ассистент профессор, преподаватель Салоникийского
университета им. Аристотеля (Салоники, Греция)
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Новосибирский государственный
аграрный университет».
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций ПИ № ФС77–45 179 от 18 мая 2011 г.
© Новосибирский ГАУ, 2018. Все права защищены
Решением Президиума ВАК Минобрнауки РФ
№ 13–6518 от 01.12.2015 г. журнал включен в перечень
рецензируемых научных изданий, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук
(№ 1089, 2015).
Журнал размещен в Научной электронной библиотеке
и включен в базу данных «Российский индекс научного
цитирования» (РИНЦ).
Журнал включен в международные базы данных периодических
изданий Ulrich»s Periodicals Directory, EBSCO
Publishing и ERIH PLUS.
— 2381 —
Стр.1
Надежда Пелцова
Н. Н. Савина
Р. К. Серёжникова
О. Н. Смолин
В. В. Собольников
Н. О. Товуу
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
В. В. Целищев
А. Н. Чумаков
Н. П. Чупахин
А. В. Шинделов
В. Э. Штейнберг
Н. С. Шадрин
доктор философских наук, профессор, Карлов университет (Прага, Чехия)
доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории информационных
методов Новосибирского государственного научно-исследовательского университета
(Новосибирск, Российская Федерация)
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики непрерывного
профессионального образования Санкт-Петербургского военного института войск национальной
гвардии Российской Федерации. (Санкт-Петербург, Российская Федерация)
доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитель председателя
Комитета по образованию Государственной Думы РФ (Москва, Российская Федерация)
доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии
Новосибирского государственного педагогического университета
(Новосибирск, Российская Федерация)
доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ТувИКОПР СО РАН
(Кызыл, Российская Федерация)
доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН, ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования» РАО (Москва, Российская Федерация)
доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский
университет» Минздрава России (Барнаул, Российская Федерация)
доктор философских наук, профессор, директор ФГБУН «Институт философии и права»
СО РАН (Новосибирск, Российская Федерация)
Фарника Маржанна доктор психологии, профессор института педагогики, социологии, науки о здоровье,
университет Зелена Гура (Зелена Гура, Польша)
доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет
им. М. В. Ломоносова», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Прави тельстве РФ», ФГБУН
«Институт философии» РАН, первый вице-президент РФО (Москва, Российская Федерация)
доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический
университет» (Томск, Российская Федерация)
кандидат технических наук, доцент, проректор по международным связям ФГБОУ ВО
«Новосибирский государственный аграрный университет» (Новосибирск, Российская Федерация)
доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы» (Уфа, Российская Федерация)
доктор психологических наук, профессор, Павлодарский государственный педагогический
университет (Павлодар, Казахстан)
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ
Пискорская С. Ю. (Красноярск, Российская Федерация). Стратегические проекты в образовании:
социально-философский анализ
Полянкина С. Ю. (Новосибирск, Российская Федерация). Механизмы интеграции и дифференциации
в высшей школе: сотрудничество vs. конкуренция
Арпентьева М. Р. (Ханты-Манcийск, Российская Федерация), Тащёва А. И., Гриднева С. В.
(Ростов-на-Дону, Российская Федерация). Коммодификация образования: процессы и результаты
Кязимов К. Г. (Москва, Российская Федерация). Взаимодействие учреждений профессионального
образования с субъектами рынка труда
Севостьянов Д. А. (Новосибирск, Российская Федерация). Инверсивный анализ в современном образовании
Яковлева И. В. (Новосибирск, Российская Федерация). Безопасность российского образовательного
пространства: аксиологическое содержание концепции
Ельчанинов В. А. (Барнаул, Российская Федерация), Панарин В. И., Паршиков В. А. (Новосибирск,
Российская Федерация), Ушакова Е. В. (Барнаул, Российская Федерация). Антропосоциальное наследование
как научная и образовательная проблема в условиях информатизации и цифровизации
Кузьменко К. А. (Горно-Алтайск, Российская Федерация). Анализ специфики регионализма
в стратегиях этацентризма и глобоцентризма в социогуманитарном познании и образовании
Вихман В. В. (Новосибирск, Российская Федерация). Визуальные коннотации теоретизаций социальных
феноменов
Алдошина М. И. (Орел, Российская Федерация). Инновационные практики формирования
предпринимательских компетенций в опорном университете
— 2382 —
2388
2397
2406
2421
2433
2443
2451
2464
2476
2484
2387
Стр.2
Гарафутдинова Н. Я. (Омск, Российская Федерация), Кудряшов К. А. (Москва, Российская Федерация),
Левкин Г. Г. (Омск, Российская Федерация). Повышение квалификации государственных служащих
по направлениям цифровой экономики как фактор повышения эффективности деятельности органов власти 2493
Молотков Ю. И. (Новосибирск, Российская Федерация). Система формирования профессиональных компетенций
у служащих для управления проектной деятельностью в органах власти Российской Федерации
2503
Раздел II. ПЕДАГОГИКА
Рынкова С. А., Абрамова М. А. (Новосибирск, Российская Федерация). Историко-методологические
основы исследования профессионального развития педагога
Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. (Новосибирск, Российская Федерация). Научно-исследовательская работа
студентов в региональном вузе: оценка возможностей, достижений, опыта и практик участия
Бабин В. Н., Бабина Ю. В. (Новосибирск, Российская Федерация). Финансовая доступность для людей
с инвалидностью: от нормативно-правовой основы к адаптации системы профессиональной подготовки
специалистов финансового рынка
Серёжникова Р. К., Маргарьян А. Ю. (Санкт-Петербург, Российская Федерация). О методической
готовности будущих офицеров к организации самообразования военнослужащих
Тебекин А. В. (Москва, Российская Федерация). Перспективы и риски цифровизации дополнительного
профессионального образования
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ
Автанделян Е. А., Кавунова М. Б. (Москва, Российская Федерация). Когнитивные технологии
в современной школе и доверительная коммуникация в образовательной среде
Ермолова Е. О. (Новосибирск, Российская Федерация). Особенности эмоционального интеллекта у лиц
с разными типами психологических границ
Степанова Г. А. (Ханты-Манcийск, Российская Федерация), Демчук А. В., Варлакова Ю. Р. (Сургут,
Российская Федерация). Развитие креативности студентов с особыми образовательными потребностями
Ушаков Д. В. (Новосибирск, Российская Федерация). Кадровые потребности Монголии по подготовке
специалистов в России и профессиональные ориентации Монгольской молодёжи
Сообщения о проводимых конференциях, заметки, письма
Информационное письмо о 12 Конгрессе по этнической психологии
По страницам профильных журналов
Материалы для дискуссионной площадки
Констаньчак С. (Зелёна Гура, Польша). Состояние здоровья студентов в свете их подготовки
к требованиям рынка труда
Положение о порядке направления, приема, оформления и регистрации рукописей для публикации
2632
2637
2610
2615
2567
2581
2589
2599
2512
Гуща Р. А. (Новосибирск, Российская Федерация), Бережнова Л. Н. (Санкт-Петербург, Российская Федерация).
Оптимальность – основа организации процесса профессионального обучения в современной системе военного
образования войск национальной гвардии
2520
2528
2539
2549
2558
Журнал основан в 2011 г.
Выходит 4 раза в год
Редактор Е. А. Бутина
Технический редактор О. В. Мамонов
Перевод Л. В. Шмидт
Компьютерная верстка И. В. Токарев
Адрес редакции: 630 039, г. Новосибирск,
ул. Никитина, 149, т. (383) 267–34–10
E-mail: journal-idpo@mail.ru
Печать и бумага офсетная. Усл.-печ. л. 30,77. Уч.-изд. л. 28,65.
Тираж 350 экз. Формат 60 Ч 84 1
Заказ № 2174. Подписано в печать 25.03.2019 г.
Издательство СО РАН, 630 090,
/8
г. Новосибирск, Морской проспект, 2
Отпечатано в ИЦ НГАУ «Золотой колос»
630 039, Новосибирск, ул. Добролюбова, 160, каб. 106,
т. (383) 267–09–10. E-mail: 2 134 539@mail.ru
Редакция журнала «Профессиональное образование в современном мире» признает требования соблюдения этики научных
публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений служебным положением.
— 2383 —
. Цена свободная.
Стр.3
NOVOSIBIRSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY
PROFESSIONAL EDUCATION
IN THE MODERN WORLD
2019, vol. 9, no. 1
RUSSIAN SCIENTIFIC JOURNAL
S. I. Chernykh
Editor-in-Chief, Doctor of Philosophic Sciences, Associate Professor
N. V. Nalivayko
Deputy of Editor-in-Chief, Doctor of Philosophic Sciences, Professor
V. I. Panarin
19 36
Academic Secretary, Doctor of Philosophic Sciences, Associate Professor
Eduard A. Afonin.
doctor of sociological Sciences, Professor, academician of the Ukrainian technological Academy,
President of the Ukrainian society for the promotion of social innovation (Kiev, Ukraine)
Tamara A. Artashkina Doctor of Philosophical Sc., Candidate of Pedagogical Sc., professor, Far Eastern Federal
University (FEFU) (Vladivostok, Russian Federation)
Kalimash K. Begalinova Doctor of Philosophical Sc., Professor of Al-Farabi Kazakh National University
(Almaty, Kazakhstan)
Posa V. Gurina
Doctor of Pedagogical Sc., Professor at Ulyanovsk State University
(Ulyanovsk, Russian Federation)
Alexander S. Denisov Doctor of Engineering Sc., Professor, Rector of Novosibirsk State Agrarian University
(Novosibirsk, Russian Federation)
Аlmazbek Sh. Irgashev Doctor of Veterinary Sc., Professor, Vice-Rector of Kyrgyz National Agrarian University
named after K. I. Skryabin (Bishkek, Kyrgyzstan)
Edgar O. Klose
Stefan Konstanczak
Nina А. Kornienko
Karl G. Kiazimov
Hanna Liberska
Nina А. Kornienko
Tatiana S. Panina
Periklis Pavlidis
Nadezda Pelcova
Founder:
Federal State State-Funded Institution of Higher Education
«Novosibirsk State Agrarian University»
The journal is registered in the Federal Service for Supervision
in the Sphere of Communications, Information Technologies and
Mass Media (Roskomnadzor).
Certificate PI FS 77–45 179 of May 18, 2011.
© NSAU, 2018. All rights reserved
Doctor of Natural Sc., Professor, Member of the European Academy of Natural Science
(Berlin, Germany)
Doctor of Philosophical Sc., Professor, Head of the Department of Ethics, Institute of Philosophy,
University of Zielona Gora (Zielona Gora, Poland)
Viacheslav I. Kudashov Doctor of Philosophical Sc., the Head of the Department of Philosophy at Siberian Federal
University (Krasnoyarsk, Russian Federation)
doctor of psychological Sciences, the Professor, learning technologies, Department
of pedagogy and psychology of the Novosibirsk State Agrarian University (Novosibirsk,
Russian Federation)
Doctor of Pedagogical Sc., Professor of Academy of Labour and Social Relations
(Moscow, Russian Federation)
Doctor of psychological Sciences, the Professor, the Director of the Division for social
psychology and research of youth at the Faculty of pedagogy and psychology, University
of Bydgoszcz IM. Casimir The Great. (Bydgoszcz, Poland)
doctor of psychological Sciences, the Professor, learning technologies, Department of pedagogy
and psychology of the Novosibirsk State Agrarian University (Novosibirsk, Russian Federation)
Doctor of Pedagogical Sc., Professor, Chief of the Institute of Further Training (Centre)
of T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Kemerovo, Russian Federation)
Vladimir I. Parshikov Doctor of Philosophical Sc., professor, Vice-Chancellor, Chief of the Institute of Further Training
in Novosibirsk state Agrarian University (Novosibirsk, Russian Federation)
Candidate of philosophical Sciences, assistant Professor Salonnikov University. Aristotle
(Thessaloniki, Greece)
Doctor of Philosophical Sc., Professor of Karlov University (Prague, Czech Republic)
The Journal is included into the list of peer-reviewed scientific
papers that contain the basic scientific results of Candidate theses
and Doctor theses (No. 1089, 2015).
The journal is found in Novosibirsk e-Library; it is included into
the data base of Russian Science Citation Index and has Russian
Science Citation Index (RSCI).
The journal is included in the international databases of periodicals
Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO Publishing and ERIH PL
— 2384 —
Стр.4
Nadezhda N. Savina
Doctor of Pedagogical Sc., leading researcher in the laboratory of informational methods
of Novosibirsk State University research, (Novosibirsk, Russian Federation)
Raisa K. Serezhnikova Doctor of Pedagogical Sc., Professor of theory and methods of continuing professional
education St. Petersburg military Institute National Guard troops of the Russian Federation
(St. Petersburg, Russian Federation)
Oleg N. Smolin
Valery V. Sobolnikov
Natalia O. Tovuu
Doctor of Philosophical Sc., Professor, Corresponding Member of RAE, Vice-Chairman
of Education Committee of State Duma RF (Moscow, Russian Federation)
the doctor of psychological Sciences, Professor of the Department of General Psychology and the
history of psychology of Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russian Federation)
Doctor of psychological Sciences, Professor, Chief researcher of the Tuvan Institute
of integrated development of natural resources of Siberian branch of Russian Academy
of Sciences (Kyzyl, Russian Federation)
Iakov S. Turbovskoy Doctor of Pedagogical Sc., Professor, Academician of the Academy of Pedagogical and Social
Sciences at the Institute for Strategy and Education Development of the RAE
(Moscow, Russian Federation)
Elena V. Ushakova
Vitalii V. Tselishchev
Elena V. Ushakova
Doctor of Philosophical Sc., Professor of Altai State Medical University (Barnaul, Russian Federation)
Doctor of Philosophical Sc., Professor, Director of the Institute of Philosophy and Law in Siberian
Branch of Russian Academy of Science (Novosibirsk, Russian Federation)
Marzhanna Farnika Doctor of psychology, Professor at the Institute of pedagogy, sociology, health sciences, University
of Zielona Góra (Zielona Góra, Poland)
Doctor of Philosophical Sc., Professor of Altai State Medical University (Barnaul, Russian Federation)
Alexander N. Chumakov Doctor of Philosophical Sc., Professor, Lomonosov Moscow State University, Financial University
under the Government of the Russian Federation, Institute of Philosophy of Russian Academy
of Sciences, First Vice-President of Russian Philosophical Society (Moscow, Russian Federation)
Nikolay P. Chupahin Doctor of Philosophical Sc., Professor at Tomsk State Pedagogical University
(Tomsk, Russian Federation)
Andrey V. Shindelov Candidate of Engineering Sc., Associate Professor, Vice-Rector of International Affairs in
Novosibirsk State Agrarian University (Novosibirsk, Russian Federation)
Valeriy E. Shteynberg Doctor of Pedagogical Sc., Professor of Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla
(Ufa, Russian Federation)
H. S. Shadrin
Doctor of psychology, Professor, Pavlodar state pedagogical University. (Pavlodar, Kazakhstan)
CONTENTS
Editor’s intro
Part I. PHILOSOPHY
Piskorskaia S. Iu. (Krasnojarsk, Russian Federation). Strategic projects in education: socio-philosophical analysis 2388
Poliankina S. Iu. (Novosibirsk, Russian Federation). The mechanisms of integration in higher education:
cooperation vs. competition
Arpentieva M. R. (Khanty-Mansiysk, the Russian Federation), Tashcheva A. I., Gridneva S. V. (Rostov-on-Don,
the Russian Federation). Education commodification: processes and results
Yelchaninov V. A. (Barnaul, Russian Federation), Panarin V. I., Parshikov V. I. (Novosibirsk, Russian Federation),
Ushakova E. V. (Barnaul, Russian Federation). Anthroposocial inheritance as a scientific and educational problem
in the conditions of informatization and digitalization
Kuzmenko K. A. (Gorno-Altaisk, Russian Federation). Analysis of specific features belonged to regionalism in the
strategies of etacentrism and globocentrism in social humanitarian knowledge and education
Vikhman V. V. (Novosibirsk, Russian Federation). Visual connotations of the oretizations of phenomena
2397
2406
2433
2443
2387
Kiazimov K. G. (Moscow, Russian Federation). Interaction of educational institutions with entities of labor market 2421
Sevostyanov D. A. (Novosibirsk, Russian Federation). Inversive analysis in modern education
Iakovleva I. V. (Novosibirsk, Russian Federation). Security of Russian education space: axiological concept
2451
2464
2476
Aldoshina M. I. (Orel, Russian Federation). Innovative practices for building business competences at flagship university 2484
Garafutdinova N. Ya. (Omsk, Russian Federation), Kudryashov K. A. (Moscow, Russian Federation), Levkin G. G.
(Omsk, Russian Federation). Improving the qualification of state employees in areas of the digital economy
as the factor of increasing the efficiency of activity of power
Molotkov Y. I. (Novosibirsk, Russian Federation). Professional competences development system
for project management employees in government agencies of the Russian Federation
— 2385 —
2493
2503
Стр.5
Part II. PEDAGOGICS
Rynkova S. A., Abramova M. A. (Novosibirsk, Russian Federation). Historical and methodological bases
of teacher’s professional development
Gushcha R. A. (Novosibirsk, Russian Federation), Berezhnova L. N. (St. Petersburg, Russian Federation).
Efficiency as a basis of processional training in the system of military education of the National Guard troops
Mikidenko N. L., Storozheva S. P. (Novosibirsk, Russian Federation). Cientific-research work of students
at a regional university: assessing the opportunities, achievements, experiences and participation practices
Babin V. N., Babina Iu. V. (Novosibirsk, Russian Federation). Financial accessibility for people with disabilities:
from regulations to adaptation of professional training system of financial market specialists
Serezhnikova R. K., Margarian A. Iu. (St. Petersburg, Russian Federation). On prospective officers’
methodical support for individual education of military servants
Tebekin A. V. (Moscow, Russian Federation). Outlooks and risks in digitalization of further training
Part III. PSYCHOLOGY
Avtandilian E. A., Kavunova M. B. (Moscow, Russian Federation). Cognitive technology in modern school
and trusted communication in educational environment
Ermolova E. O. (Novosibirsk, Russian Federation). Peculiarities of personal emotional intelligence
with different types of psychological boundaries
Stepanova G. A. (Khanty-Mansiysk, Russian Federation), Demchuk A. V., Varlakova Ju. R. (Surgut,
Russian Federation). Development of the creativity of students with special educational needs
Ushakov D. V. (Novosibirsk, Russian Federation). Staffing requirements for Mongolia for the training
of specialists in Russia and the professional orientation of Mongolian youth
Reports on conferences, notes, letters
Information letter about the 12 Congress of ethnic psychology
Through the pages of specialized magazines
Materials for discussion
Konstanchak S. (Zielona Góra, Poland). The health status of the students in the light of their training
to the requirements of the labour market Opinions of authors
Provision on submitting he manuscripts
2632
2637
2610
2615
2512
2520
2528
2539
2549
2558
2567
2581
2589
2599
The journal is founded in 2011
Journal is published quarterly
Editor: E. A. Butina
Layout editor: O. V. Mamonov
Translator: L. V. Shmidt
Desktop publishing: E. A. Orlova
Address: 630 039, Novosibirsk,
149 Nikitina Str., tel.: (383) 267–34–10
E-mail: journal-idpo@mail.ru
Size is 60 Ч 84 1
Publisher’s sheets: 28,65. Circulation is 350 issues. Order №2174.
Free price. Passed for printing 25.03.2019
/8
Siberian Department of Russian Academy of Science Publishers
2 Morskoy Avenue, 630 090, Novosibirsk
Printed in «Zolotoy Kolos»
Publ. of Novosibirsk State Agrarian University
160 Dobrolyubova Str., office 106, Novosibirsk 630 039.
Tel.: (383) 267–09–10. Е-mail: 2 134 539@mail.ru
Editorial of journal «Professional education in the modern world» follows the requirements of scientific publication ethics and declares
of no conflicts of interest.
— 2386 —
. Offset paper is used. Printer’s sheets: 30,77.
Стр.6