В. Г. Короленко -- критик Достоевского
Статья Т. Г. Морозовой
"Литературное наследство", том 86
М., "Наука", 1973
OCR Бычков М. Н. <...> КОРОЛЕНКО О ДОСТОЕВСКОМ
Трудно назвать имя другого большого русского писателя, которому Достоевский был бы более
чужд, чем Короленко. <...> Достоевский -- создатель
больших сложных романов, предельно насыщенных психологически и фабульно. <...> В творчестве Короленко
преобладает жанр очерка, рассказа, повести, сравнительно простых по сюжетам и структуре образов. <...> Весь склад личности Короленко характеризуется редчайшим душевным
здоровьем, цельностью, обаятельной гармонией, отразившейся и в его созданиях. <...> Достоевский -- в
постоянных метаньях, столкновениях крайностей, он, по выражению Л. Толстого <...> Короленко, несмотря на то, что и он прошел непростой путь становления взглядов, свойственна
внутренняя устойчивость, непоколебимая твердость основ сложившегося мировоззрения, он всегда и во
всем верен себе. <...> В произведениях Достоевского господствует трагическое начало, нередко звучат
пессимистические ноты. <...> Печать светлого и глубокого оптимизма лежит на всем творчестве Короленко. <...> В
романах Достоевского нашел себе яркое воплощение урбанизм -- городская стихия. <...> Достоевский, наряду с другими великими русскими писателями, ощутимо вошел в идейную и
творческую биографию Короленко. <...> Батюшков,
автор целого ряда работ о Короленко, хорошо знавший писателя и лично. <...> Особенно настаивал Батюшков на близости "школе
Достоевского" одного из последних произведений Короленко -- повести "Не страшное", в которой
писатель, по словам Батюшкова, "проявил чрезвычайную глубину психологического анализа" и "дал
новую и вполне оригинальную обработку" идеи Достоевского -- "о взаимной нравственной
ответственности людей друг за друга"2. <...> Советский исследователь творчества Короленко, Г. А. Бялый, тоже не прошел мимо
интересующей нас темы. <...> Отметив сложность
отношения Короленко к Достоевскому, он признает, что "Достоевский сыграл <...>
В._Г._Короленко_—_критик_Достоевского.pdf
В. Г. Короленко -- критик Достоевского
Статья Т. Г. Морозовой
"Литературное наследство", том 86
М., "Наука", 1973
OCR Бычков М. Н.
I. КОРОЛЕНКО О ДОСТОЕВСКОМ
Трудно назвать имя другого большого русского писателя, которому Достоевский был бы более
чужд, чем Короленко.
Глубокие различия отделяют друг от друга этих двух художников. Достоевский -- создатель
больших сложных романов, предельно насыщенных психологически и фабульно. В творчестве Короленко
преобладает жанр очерка, рассказа, повести, сравнительно простых по сюжетам и структуре образов.
Достоевского отличают болезненные изломы, бросающийся в глаза дисгармонией, запутанность
переживаний и страстей. Весь склад личности Короленко характеризуется редчайшим душевным
здоровьем, цельностью, обаятельной гармонией, отразившейся и в его созданиях. Достоевский -- в
постоянных метаньях, столкновениях крайностей, он, по выражению Л. Толстого, "весь борьба".
Короленко, несмотря на то, что и он прошел непростой путь становления взглядов, свойственна
внутренняя устойчивость, непоколебимая твердость основ сложившегося мировоззрения, он всегда и во
всем верен себе. В произведениях Достоевского господствует трагическое начало, нередко звучат
пессимистические ноты. Печать светлого и глубокого оптимизма лежит на всем творчестве Короленко. В
романах Достоевского нашел себе яркое воплощение урбанизм -- городская стихия. Короленко известен
как большой мастер пейзажа, насыщавший свои произведения тонкими и лиричными описаниями
"пустынных мест".
Вместе с тем идейные и творческие соприкосновения Короленко с Достоевским не подлежат
сомнению. Достоевский, наряду с другими великими русскими писателями, ощутимо вошел в идейную и
творческую биографию Короленко.
Однако тема "Короленко и Достоевский" в дореволюционном и советском литературоведении едва
задета.
В старом литературоведении настойчиво сближал Короленко с Достоевским Ф. Д. Батюшков,
автор целого ряда работ о Короленко, хорошо знавший писателя и лично. В статье "В. Г. Короленко",
написанной в 1903 г., но опубликованной посмертно в 1922 г., Ф. Д. Батюшков прямо утверждал:
Достоевский "имел огромное влияние" на Короленко1. Особенно настаивал Батюшков на близости "школе
Достоевского" одного из последних произведений Короленко -- повести "Не страшное", в которой
писатель, по словам Батюшкова, "проявил чрезвычайную глубину психологического анализа" и "дал
новую и вполне оригинальную обработку" идеи Достоевского -- "о взаимной нравственной
ответственности людей друг за друга"2.
Советский исследователь творчества Короленко, Г. А. Бялый, тоже не прошел мимо
интересующей нас темы. Но он более сдержан, чем Батюшков, в своих утверждениях. Отметив сложность
отношения Короленко к Достоевскому, он признает, что "Достоевский сыграл некоторую роль в идейной
жизни молодого Короленко", что "Короленко надолго сохранил интерес к Достоевскому", что "он
задумывался и над методом Достоевского"3.
Еще два-три беглых сопоставления (так, И. Н. Кубиков отмечал, что "простой Камыншнский
мещанин4 бесстрашно договаривает, в чем боится признаться себе Иван Карамазов у Достоевского: раз
нет в жизни справедливости, значит нет и бога"5; Н. К. Пиксанов в комментариях к рассказу "Ат-Даван"
заметил: "Быт и психология разночинцев-чиновников зарисованы здесь очень рельефно, в стиле
Достоевского"6; сходную мысль по поводу этого же рассказа мы находим в рецензии Андрея Платонова
на том избранных сочинений Короленко7; В. Ф. Переверзев в книге о Достоевском упомянул об отличии
изображений природы, встречающихся у автора "Преступления и наказания", от прочувствованных
пейзажей Короленко8; прямое противопоставление Короленко и Достоевского содержится в статье А. В.
Стр.1