Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610541)
Контекстум

В. Г. Короленко — критик Достоевского

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц29
ID6636
АннотацияО творчестве автора (Короленко Владимир Галактионович).
Кому рекомендованоО творчестве автора
В. Г. Короленко — критик Достоевского : Статья .— : [Б.и.], 1973 .— 29 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6636 (дата обращения: 09.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. Г. Короленко -- критик Достоевского Статья Т. Г. Морозовой "Литературное наследство", том 86 М., "Наука", 1973 OCR Бычков М. Н. <...> КОРОЛЕНКО О ДОСТОЕВСКОМ Трудно назвать имя другого большого русского писателя, которому Достоевский был бы более чужд, чем Короленко. <...> Достоевский -- создатель больших сложных романов, предельно насыщенных психологически и фабульно. <...> В творчестве Короленко преобладает жанр очерка, рассказа, повести, сравнительно простых по сюжетам и структуре образов. <...> Весь склад личности Короленко характеризуется редчайшим душевным здоровьем, цельностью, обаятельной гармонией, отразившейся и в его созданиях. <...> Достоевский -- в постоянных метаньях, столкновениях крайностей, он, по выражению Л. Толстого <...> Короленко, несмотря на то, что и он прошел непростой путь становления взглядов, свойственна внутренняя устойчивость, непоколебимая твердость основ сложившегося мировоззрения, он всегда и во всем верен себе. <...> В произведениях Достоевского господствует трагическое начало, нередко звучат пессимистические ноты. <...> Печать светлого и глубокого оптимизма лежит на всем творчестве Короленко. <...> В романах Достоевского нашел себе яркое воплощение урбанизм -- городская стихия. <...> Достоевский, наряду с другими великими русскими писателями, ощутимо вошел в идейную и творческую биографию Короленко. <...> Батюшков, автор целого ряда работ о Короленко, хорошо знавший писателя и лично. <...> Особенно настаивал Батюшков на близости "школе Достоевского" одного из последних произведений Короленко -- повести "Не страшное", в которой писатель, по словам Батюшкова, "проявил чрезвычайную глубину психологического анализа" и "дал новую и вполне оригинальную обработку" идеи Достоевского -- "о взаимной нравственной ответственности людей друг за друга"2. <...> Советский исследователь творчества Короленко, Г. А. Бялый, тоже не прошел мимо интересующей нас темы. <...> Отметив сложность отношения Короленко к Достоевскому, он признает, что "Достоевский сыграл <...>
В._Г._Короленко_—_критик_Достоевского.pdf
В. Г. Короленко -- критик Достоевского Статья Т. Г. Морозовой "Литературное наследство", том 86 М., "Наука", 1973 OCR Бычков М. Н. I. КОРОЛЕНКО О ДОСТОЕВСКОМ Трудно назвать имя другого большого русского писателя, которому Достоевский был бы более чужд, чем Короленко. Глубокие различия отделяют друг от друга этих двух художников. Достоевский -- создатель больших сложных романов, предельно насыщенных психологически и фабульно. В творчестве Короленко преобладает жанр очерка, рассказа, повести, сравнительно простых по сюжетам и структуре образов. Достоевского отличают болезненные изломы, бросающийся в глаза дисгармонией, запутанность переживаний и страстей. Весь склад личности Короленко характеризуется редчайшим душевным здоровьем, цельностью, обаятельной гармонией, отразившейся и в его созданиях. Достоевский -- в постоянных метаньях, столкновениях крайностей, он, по выражению Л. Толстого, "весь борьба". Короленко, несмотря на то, что и он прошел непростой путь становления взглядов, свойственна внутренняя устойчивость, непоколебимая твердость основ сложившегося мировоззрения, он всегда и во всем верен себе. В произведениях Достоевского господствует трагическое начало, нередко звучат пессимистические ноты. Печать светлого и глубокого оптимизма лежит на всем творчестве Короленко. В романах Достоевского нашел себе яркое воплощение урбанизм -- городская стихия. Короленко известен как большой мастер пейзажа, насыщавший свои произведения тонкими и лиричными описаниями "пустынных мест". Вместе с тем идейные и творческие соприкосновения Короленко с Достоевским не подлежат сомнению. Достоевский, наряду с другими великими русскими писателями, ощутимо вошел в идейную и творческую биографию Короленко. Однако тема "Короленко и Достоевский" в дореволюционном и советском литературоведении едва задета. В старом литературоведении настойчиво сближал Короленко с Достоевским Ф. Д. Батюшков, автор целого ряда работ о Короленко, хорошо знавший писателя и лично. В статье "В. Г. Короленко", написанной в 1903 г., но опубликованной посмертно в 1922 г., Ф. Д. Батюшков прямо утверждал: Достоевский "имел огромное влияние" на Короленко1. Особенно настаивал Батюшков на близости "школе Достоевского" одного из последних произведений Короленко -- повести "Не страшное", в которой писатель, по словам Батюшкова, "проявил чрезвычайную глубину психологического анализа" и "дал новую и вполне оригинальную обработку" идеи Достоевского -- "о взаимной нравственной ответственности людей друг за друга"2. Советский исследователь творчества Короленко, Г. А. Бялый, тоже не прошел мимо интересующей нас темы. Но он более сдержан, чем Батюшков, в своих утверждениях. Отметив сложность отношения Короленко к Достоевскому, он признает, что "Достоевский сыграл некоторую роль в идейной жизни молодого Короленко", что "Короленко надолго сохранил интерес к Достоевскому", что "он задумывался и над методом Достоевского"3. Еще два-три беглых сопоставления (так, И. Н. Кубиков отмечал, что "простой Камыншнский мещанин4 бесстрашно договаривает, в чем боится признаться себе Иван Карамазов у Достоевского: раз нет в жизни справедливости, значит нет и бога"5; Н. К. Пиксанов в комментариях к рассказу "Ат-Даван" заметил: "Быт и психология разночинцев-чиновников зарисованы здесь очень рельефно, в стиле Достоевского"6; сходную мысль по поводу этого же рассказа мы находим в рецензии Андрея Платонова на том избранных сочинений Короленко7; В. Ф. Переверзев в книге о Достоевском упомянул об отличии изображений природы, встречающихся у автора "Преступления и наказания", от прочувствованных пейзажей Короленко8; прямое противопоставление Короленко и Достоевского содержится в статье А. В.
Стр.1