ББК 74.268.1Рус
Х 78
Х 78
Хопренинова, В.А., Ивкина Ю.М.
Новые технологии обучения русскому языку в начальной школе /
В.А. Хопренинова, Ю.М. Ивкина. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2018. –
87 с.
В пособии излагаются теоретические основы новых подходов к обучению
русскому языку в начальных классах, дается представление о новых
технологиях в обучении, предлагаются материалы об организации урока
средствами технологии системно-деятельностного метода.
Материалы книги могут быть использованы в качестве учебного пособия
для студентов и при подготовке и переподготовке учителей начальных
классов.
ББК 74.268.1Рус
© В.А. Хопренинова, Ю.М. Ивкина, 2018
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык как учебный предмет в начальных классах
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется
его основными функциями. Язык выполняет много функций
(ученые выделяют до 25 функций языка и его единиц), однако основные
функции языка, главное его назначение – быть средством общения людей
(коммуникативная), средством оформления и выражения мысли
(мыслеформирующая), средством выражения чувств, настроений (эмоциональная),
средством создания прекрасного (эстетическая).
I. Сущность и структурные компоненты языкового образования
младшего школьника.
1. Сущность языкового образования младшего школьника.
В последнее десятилетие существенно изменилось обучение в
школе родному (русскому) языку, в частности,
усилилась личностно развивающая функция языка;
все более четко выраженной становится коммуникативноречевая
направленность.
Поэтому и сама категория «языковое образование» расширяет свое
содержание и требует уточнения.
С одной стороны, рассматривать ее как лингвометодическую категорию
с присущими ей дидактическими признаками; с другой – подойти
к ней в русле современной трактовки «языковой личности» и рассматривать
языковое образования с точки зрения готовности ученика к
полноценной речевой деятельности.
Оба аспекта не противоречат друг другу, а, напротив, взаимодействуют.
Языковое
образование как категория лингвометодическая представляет
собой процесс и результат познавательной деятельности,
направленный на усвоение основ теории языка в целях коммуникации,
на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой
народа – носителя данного языка.
При этом стало традицией, характеризуя языковое образование как
процесс, выделять цели обучения, содержание, методы обучения, организационные
формы, методические условия.
Если характеризовать языковое образование как результат учебно-познавательной
деятельности, то под ним, по всей вероятности, следует
понимать определенный уровень владения языком, который определяется
совокупностью показателей и, в частности, готовностью учащихся
решать практические задачи (грамматические, орфографические,
лексико-стилистические, коммуникативные и т.д.) в учебных ситуациях
и применять знания по языку в жизненных условиях речевого общения.
3
Стр.3