Зарегистрирован Министерством Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой
информации
Практический журнал
для социальных работников
и педагогов
ПИ № 7711337 от 05.12.01
Редактор выпуска:
Т.Т. Щелина,
доктор педагогических наук
Зам. главного редактора:
Алексей Кушнир
педагогикаСоциальная
3/2019
Ответственный секретарь:
Светлана Лячина
Дизайн: Анна Ладанюк
Вёрстка: Марина Столбова
Технолог: Артём Цыганков
Корректор: Людмила Асанова
В состав редакционной коллегии
журнала входят:
С.В. Дармодехин, академик РАО,
доктор социологических наук
Адрес: 109341, г. Москва,
ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Телефон: (495) 3455900
Электронная почта:
narob@yandex.ru
narodnoe@ narodnoe.org
www.narodnoe.org
www.narobraz.ru
Л.Я. Олиференко, доктор педагогических наук
И.Ф. Дементьева, доктор социологических наук
Л.В. Мардахаев, доктор педагогических наук
А.М. Кушнир, кандидат психологических наук
В.В. Морозов, кандидат педагогических наук
А.А. Остапенко, доктор педагогических наук
А.С. Прутченков, доктор педагогических наук
В.И. Слободчиков, доктор психологических наук
В.В. Сериков, доктор педагогических наук
В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук
Институт рецензирования журнала
представлен группой экспертов:
А.М. Кушнир, кандидат психологических наук
А.А. Замостьянов, кандидат филологических наук
В.В. Морозов, кандидат педагогических наук
В.И. Слободчиков, доктор психологических наук
Н.А. Янковская, кандидат педагогических наук
Е.Г. Артамонова, кандидат психологических наук
В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук
А.С. Прутченков, доктор педагогических наук
В.В. Сериков, доктор педагогических наук
Ф.А. Мустаева, доктор социологических наук
© «Социальная педагогика», 2019
Стр.2
Cодержание:
педагогика
и политика
Щелина Т.Т.
Проблемы методологии успешной социализации
детей и подростков в условиях меняющейся ситуации
развития детства
5
Необходимость существенных изменений в подготовке специалистов,
компетентных в определении и выполнении образовательными
организациями реально достижимых задач обеспечения успешной
социализации различных категорий учащихся. Разработка учебной
дисциплины «Методология успешной социализации детей и молодёжи»
на основе анализа российского опыта социального воспитания и
социализации детей и молодёжи, личностного и социального развития
учащихся; оптимизации воспитательного потенциала семьи и
микросоциума; профилактики социальных рисков и психолого
педагогической помощи детям и семье в сложной (кризисной)
жизненной ситуации.
Степанов П.В.
К вопросу о системной организации школьного воспитания
13
Выявление эффективных способов преодоления фрагментарности
воспитательной работы школы, распространённой в современных
образовательных организациях. Изучение способов системной
организации воспитания в школе и управляемого системного развития
самой школы как воспитывающей организации. Попытка рассмотреть
два уровня системности воспитания и описать суть феноменов
«система воспитательной работы школы» и «школа как
воспитательная система».
Веселова В.В.
Векторы социализации, обусловленные цифровой
трансформацией
Основные принципы цифровой трансформации, определяющие
развитие современного общества. Векторы социализации,
обусловленные Четвёртой промышленной революцией, психолого
педагогические концепции, способствующие адаптации детей и
взрослых к радикально меняющимся условиям жизни в глобальном
мире. Практические действия по эффективной социализации
молодёжи.
Калинина Н.В.
Субъектно-ориентированный подход к профилактике
интернет-рисков в образовательной среде
Управление интернетрисками в образовательной среде.
Анализ отечественных и зарубежных психологопедагогических
подходов к профилактике интернетрисков. Направления
и способы профилактической работы, используемые в различных
подходах. Описание задач и возможностей субъектно
ориентированного подхода к профилактике интернетрисков
среди учащихся.
Плешаков В.А.
О цифровизации и киберсоциализации в рамках
информационно-медийного направления деятельности
общероссийской общественно-государственной
детско-юношеской организации «Российское
движение школьников»
Новый период развития и становления детских общественных
объединений как особого социального института общества.
Самоорганизация жизни юных граждан России в условиях
цифровой экономики. Подготовка участников Российского движения
школьников к преобразованию жизнедеятельности как безопасной,
2
«Социальная педагогика» 3/2019
24
18
29
Стр.3
успешной и мобильной в условиях киберсоциализации общества и
человека. Государственная политика в области воспитания детей,
подростков и юношества на основе содействия развитию личности
присущей российскому обществу системы ценностей.
Технология
и практика
Беляев Г.Ю.
Культурные стратегии и социальные практики
подготовки педагогов к воспитывающей деятельности
в образовательных организациях
Проблема определения теоретических основ современного
содержания воспитания и поиска адекватных стратегий
профессиональноличностной подготовки будущих педагогов —
студентов педагогических вузов к выполнению профессиональной
деятельности в условиях изменяющейся средней школы.
Васина Ю.М., Кокорева О.И.
Направления социального психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ в учреждениях образования
Основные направления социального психологопедагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
в образовательных учреждениях.
Неценко О.В., Гренадерова Л.В.
Опыт изучения социально-педагогического потенциала
художественно-культурной среды региона и направления его
использования образовательными организациями
Необходимость и особенности изучения социальнопедагогического
потенциала художественнокультурной среды региона. Возможности
разработки параметров оптимальной художественнокультурной
среды, подбор диагностического инструментария потенциала
художественнокультурной среды региона, описание некоторых
художественнокультурных практик, способствующих решению
задач социального воспитания и социальнопедагогической защиты.
Практики, связанные с социальнопедагогической диагностикой
художественнокультурной среды региона, включением в неё
детей и подростков.
Круглов В.В.
Оценка результатов деятельности педагога в детском
общественном объединении
Шакурова М.В.
62
Критерии содержательной оценки сущности детского общественного
объединения.
Определение критериев оценки социокультурного
пространства в социальных практиках
Сущность понятия «социальнопедагогическая практика»
с использованием социальнопедагогического и субъектного подхода.
Роль субъекта социальнопедагогических практик и конструируемого
им социокультурного пространства. Критерии и показатели
моделирования оценочных процедур для изучения социокультурного
пространства субъекта социальнопедагогических практик.
Шубникова Е.Г.
Непродуктивные стратегии совладающего поведения как
маркеры склонности подростков к зависимому поведению
Педагогическая профилактика зависимого поведения в
образовательной среде. Маркеры склонности к аддиктивному
поведению. Стратегии копингповедения подростков.
«Социальная педагогика» 3/2019
3
73
68
49
39
54
Стр.4
Содержание
история
и теория
Никитский М.В., Никитская Е.А.
Социальная среда как объект психолого-педагогических
исследований: ретроспектива и сегодняшний день
Динамика отечественных и зарубежных исследований социальной
среды в ХХ и в начале XXI веков, а также в наши дни как особого
фактора развития и формирования личности человека. Акцент на
важности реальных и потенциальных педагогических возможностей
социальной среды, их использовании при организации социального
воспитания.
Калишкина Д.С.
Подготовка педагога к использованию примера как метода
воспитания в практике советской школы
Подготовка педагога в советской школе к использованию метода
примера в воспитательном процессе.
Щербаков А.В.
Влияние социального пространства школы на становление
и развитие профессионального мастерства педагога
как воспитателя
87
79
91
Условия развития профессионального мастерства педагога в
социальном пространстве школы. Профессиональноличностная
позиция педагога в первые годы воспитательной деятельности. Анализ
понятий «социальное пространство», «образовательное пространство»
и «воспитательное пространство». Организационнопедагогические
условия социального пространства школы, влияющие на развитие
профессионального мастерства педагога как воспитателя.
проблемы и
дискуссии
Лаврентьева З.И.
Снижение рисков воспитания детей в разных типах
замещающих семей как условие предупреждения
возвратов
97
Педагогическая сущность жизнедеятельности замещающей семьи,
риски возникновения ситуации возврата. Чувствительные моменты
жизнедеятельности замещающих семей, выявление специфических
рисков, характерных для семей усыновителей или семей опекунов.
Педагогические способы снижения рисков. Укрепление
положительного социального опыта, получаемого в замещающей семье.
4
«Социальная педагогика» 3/2019
Стр.5