ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1472)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹1’2019
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
О.Н. Четверикова
Скрытые угрозы российского
проекта «Цифровая школа»
9
В статье рассматривается создание системы электронного образования
в России в соответствии с требованиями глобального образовательного
рынка услуг и в рамках выполнения программы «цифровой экономики».
Раскрыты концептуальные основы проекта Московской электронной
школы (МЭШ) и её разрушительные последствия для традиционного
образования в России. Особое внимание уделено форсайт-проекту
«Образование-2030» и лоббирующим его структурам.
А.Б. Вифлеемский
¨-реформы
26
Министерство образования и науки Российской Федерации и правовой
нигилизм. Новое Министерство просвещения и реформы — странные
и бессмысленные. Разделение Министерства на две части и переименования.
Судьба Ё-мобиля и реформы в образовании, на которые будут потрачены
огромные деньги.
В.Э. Пахальян
Нормативные «инновации»
и практическая психология
образования: угроза потери
предметного содержания
профессиональной деятельности
44
Анализ состояния нормативных оснований деятельности психологической
службы системы образования РФ в контексте утвержденных и планируемых
документов, разработанных Министерством образования и науки РФ
и подготовленных новым Министерством просвещения. Соотношение содержания
этих документов с ФГОС и стандартами профессиональной деятельности,
накопленным опытом в работе психологической службы системы
образования РФ. Прогноз возможных последствий нормативных инноваций
для Службы и её специалистов. Экспертиза профессиональной деятельности.
И.П.
Костенко
«Реформы» образования
53
в России: цели, результаты,
уроки
Факты катастрофического состояния образования в современной России.
Причины. Обобщённо история четырёх «реформ» — с 1918 по
2018 годы. Начало падения качества образования и момент начала непрерывного
процесса деградации. Коренная причина деградации, ложность
руководящей идеи «высокого теоретического уровня» обучения
(принцип ВТУ). Стратегические результаты «реформы». Выводы,
актуальные для современности.
2
Народное образование 1’2019
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
О.Р. Каюмов
Авторитарна ли миссия
учительства?
69
Генезис понятия «авторитарность», заимствованный из социальной психологии
и ставший оправданием для пересмотра статусов учителя и ученика
по отношению к их праву ставить цели воспитания. Прототипы моделей
образовательного процесса, не опирающиеся на авторитет учителя и не
выполняющие функций передачи традиционных нравственных ценностей
из сферы вне массовой школы. Альтернативы «педагогике авторитета»
и сомнительность дореволюционных идей «свободного воспитания»,
созвучные постмодернистской антипедагогике.
Ф.Ш. Терегулов
Демиург и дериваты
образования человека
79
Прижизненное формирование интегративного органа сознания у каждого
представителя рода человеческого. Последовательная картина
усложнения внешне-внутреннего наследования. Социальные каналы
циркуляции информации, разномодальное кодирование, конструирование
и инструментальное употребление внешних по преимуществу
средств как суть содержания и технологизации образования. Структурно-функциональные
части человеческой деятельности. Значимость
категории деятельности применительно к новым реалиям
педагогической науки и практики.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
В.Г. Боровик
«Регионализация» школ и е¸
возможные последствия
Е.А. Тарабановская,
С.Н. Темрюкова
93
Перевод школ на федеральный уровень управления. Противоречия
установок Министерства просвещения с законодательством РФ.
Риски и ухудшение ситуации в общем образовании России.
98
Решение школьных проблем:
ресурсы синергетики
В.И. Шкатулла
Трудовые права
Начало ХХI столетия как отправная точка масштабных перемен в сфере
образования России. Решение проблем на основе законов синергетики.
104
педагогических работников:
правовое регулирование
Правое регулирование вопросов отдыха и расторжения трудового
договора. Юридические аспекты регулирования трудовых прав
педагогических работников.
3
Народное образование 1’2019
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Е.И. Николаева
Качество жизни,
115
благополучие и обучение
в школе
Обзор литературы о проблемах благополучия и качестве жизни. Идея счастья
как центральная при постановке жизненных целей. Две парадигмы описания
счастья, предложенные Аристотелем и Бентамом. Введение категории
«счастья» в современное представление о благополучии и качестве жизни.
Данные о значении благополучия для эффективной работы учителей. Предположение
о роли благополучия для успешного обучения учеников.
А.А. Мурашов
Риторическая личность как
средство от «цифровизации»
122
Коммуникативная специфика риторической личности педагога в конкретных
ситуациях учебного занятия в классе. «Диджитализация» образования.
Необходимость «риторической личности» в обучении, построенном
на компьютерных программах. Коммуникативный лидер и его личностное
начало в современном школьном образовании.
С.Ю. Степанов,
П.А. Оржековский,
Д.В. Ушаков
130
Оценка ученика: на пути
Ю.В. Брыкин,
к цифровому образованию
Концептуально-математическая модель
Д.Ю. Фролочкина
Электронная образовательная
среда: инклюзивный подход
Предпосылки цифрового образования. Оригинальная методика
концептуально-математического моделирования и количественной оценки
репродуктивной и творческой компетентности ученика для рефлексивного
анализа динамики его развития в процессе обучения. Апробация
методики применительно к химии.
140
Взаимосвязь эффективного внедрения идей инклюзивного обучения
и формирования электронной образовательной среды. Анализ мнений
педагогов-практиков различного типа (школы, колледжи, вузы)
о целесообразности применения электронных методов обучения и их
влияния на качество образования.
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
Е.А. Ямбург
Как дети встраиваются во
взрослую реальность
М.Н. Попова
145
Задача профессионалов в педагогике: выявление подлинных глубинных
причин пандемии ненависти и выработка эффективных психологопедагогических
средств, способных блокировать эпидемию насилия.
Новая педагогическая ситуация. Поиск ответов на актуальные вопросы.
Национальная культура как условие
воспитания (на материалах
республики Саха, Якутия)
151
Актуальная для современного поликультурного общества проблема сохранения
и приумножения духовной культуры народа. Противостояние натиску
потребительской культуры. Выстраивание системы воспитания школьников
на основе традиций народа, этнокультуры, обычаев, в которых продуцируются
нормы человечности, гражданственности, морали. Национальная
культура как интеллектуальный ресурс, средоточие уникальных культурных
образований, духовно-нравственный капитал и источник жизни народа.
4
Народное образование 1’2019
Стр.5
Н.Н. Деменева,
Н.Ю. Щукина
СОДЕРЖАНИЕ
154
Благотворительные акции:
что и как могут сделать
младшие школьники?
Р.А. Рогожникова,
Е.А. Курочкин,
Н.Н. Габбасов
Организация благотворительных акций с участием младших школьников
и их родителей. Характерные черты благотворительных акций, разновидности
и особенности проведения в начальной школе. Воспитательный потенциал
благотворительных акций, их роль в гражданском воспитании
и нравственном развитии младших школьников.
162
Воспитание у подростков
социальности как гуманного
отношения к человеку
А.С. Сердюкова
Формирование ценностей
и педагогическая практика их
введения в образовательный
процесс: архаика
и современность
А.И. Григорьева
Авторская технология, направленная на воспитание у подростков
социальности как гуманного отношения к человеку. Соответствующее
содержание, методы и формы. Технология в гуманистической парадигме.
Положительная динамика в развитии социальности. Эффективность
авторской технологии.
168
Анализ исторического наследия прошлого как объективного источника
понимания сущности категории «ценность». Детерминация понятия. Расширение
блока обязательных гуманитарных дисциплин аксиологической
направленности. Конкретизация спектра воспитательного контекста в молодёжной
среде. Удовлетворение потребности общества в практической
готовности обучаемых к противостоянию разрушительным воздействиям
социокультурной среды.
Педагогическая поддержка
смысложизненного поиска
юношества
175
Самоопределение и смысл жизни. Взрослые и дети в поиске смысла жизни.
Поиск себя подростком. Эксперимент по проживанию идентичности.
Позиция педагога в сложном процессе поиска себя подростком.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ
Д.А. Богданова
Sharenting — родительская
любовь или безответственность?
А.В. Диков
Безопасность
183
Ситуация для детей, только начинающих активность в социальных сетях.
Возможности законодательного регулирования конфликта «отцов и детей»
в Великобритании. Рекомендации родителям по регулированию
публикационной активности в сети.
191
в социальных сетях
Е.А. Ямбург
Надо ли готовить детей
к восприятию смерти?
Внедрение сторителлинга в образование. Возможности онлайн-сервисов
сторителлинга и их сравнительная характеристика. Использование
сервиса сторителлинга на уроках по информационной безопасности.
199
Случай ранней смерти ребёнка. Прощание с одноклассником
и нравственный смысл ритуала. Воспитание смертью как ускорение
взросления.
5
Народное образование 1’2019
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
М.М. Поташник
Призвание, ставшее судьбой
А.С. Васильев-Макаренко
Кровиночка
203
Прогрессивный опыт создания школы-комплекса на примере
образовательного учреждения № 29 г. Липецка. Анализ работы
директора комплекса и группы молодых учителей.
213
Рассказ, записанный внучатым племянником Антона Семёновича
Макаренко, на основании переписки его деда, Виталия Семёновича
Макаренко, со своей племянницей на родине в Кременчуге. В рассказе
раскрываются неизвестные факты из жизни семьи Макаренко.
Убедительно просим вас обращать внимание на сроки подписания журнала в печать.
Если журнал приходит к вам со значительным опозданием, просим сообщать об этом
в местное почтовое отделение, в редакцию и в агентство «Роспечать» по адресу:
123995, ГСП-5 Москва, просп. Маршала Жукова, д. 4. Тел. (495) 101-25-39.
Уважаемые коллеги!
Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу содержания статей и рецензий. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Подписано в печать 14.03.2019. Формат 84×108 1/16. Тираж 4100 экз.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 14. Усл.-печ. л. 23,52. Заказ №
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00.
АНО «Издательский дом «Народное образование»
Отпечатано в ООО Типография «Миттель Пресс».
Москва, ул. Руставели, д. 14, стр. 6.
Тел./факс +7 (495) 619-08-30, 647-01-89.
E-mail: mittelpress@mail.ru
Стр.7