УДК 37:159.9
ISSN 2500-297Х
2.2019
Издается с 2001 г.
ИЗДАТЕЛЬ
И УЧРЕДИТЕЛЬ:
Московский
педагогический
государственный
университет
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016 г.
Журнал входит в Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов
и изданий ВАК РФ:
Педагогические науки
13.00.01 – Общая педагогика, история
педагогики и образования
13.00.08 – Теория и методика
профессионального
образования
Психологические науки
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18
19.00.01 – Общая психология,
психология личности,
история психологии
19.00.13 – Педагогическая психология
Сайт журнала: pp-obr.ru
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу
«Пресса России» – 85003
© МПГУ, 2019
13.00.02 – Теория и методика обучения
и воспитания
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Стр.2
ISSN 2500-297Х
PEDAGOGY
AND PSYCHOLOGY
OF EDUCATION
2.2019
THE FOUNDER
AND PUBLISHER:
Moscow Pedagogical
State University
Mass media
registration
certificate
ПИ № ФС 77-67769
as of 17.11.2016
Editorial office:
Moscow, Russia,
Verhnyaya
Radishchevskaya str.,
16–18, room 223,
109240
It is included in the list of the leading
peer-reviewed scholarly journals
the Higher Attestation Commission
of The Ministry of Science and Higher
Education of the Russian Federation
recommended to PhD candidates and
those working for their habilitation
who wish to publish the results of their
research
The journal has been published
since 2001
The journal is published 4 times a year
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Information on journal can be
accessed via: pp-obr.ru
© МПГУ, 2019
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета (заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; директор Института экспериментальной психологии
Московского государственного психолого-педагогического университета.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор;
государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Республика Мордовия.
заведующая кафедрой психологии Мордовского
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; руководитель Научно-исследовательского центра моделирования
квалификаций Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор (ВАК Беларуси); заведующая кафедрой педагогики и проблем
развития образования Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Г.Л. Ильин – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики
факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор (ВАК Казахстана); Президент Независимого
казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, г. Астана, Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов, г. Москва.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала, заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; генеральный директор АНО «Центр изучения проблем
профессионального образования», г. Москва.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, г. Москва.
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры научных основ экстремальной
психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психологопедагогического
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Историко-социологического института
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук, профессор; директор Института педагогики и психологии
образования Московского городского педагогического университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; руководитель научного направления
антропологического образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва.
Э. Харрис – профессор факультета образования и профессионального развития Университета Хаддерсфилд,
г. Хаддерсфилд, Великобритания.
Стр.4
Editorial Board
Andrey А. Verbitsky – member of the Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Education, PhD
in Рsychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology,
Moscow Pedagogical State University (editor-in-chief).
Yulia L. Kofeynikova – PhD in Psychology; Associate Professor of the Department of Labor Рsychology
and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University (deputy editor).
Elvira V. Likhachevа – PhD in Psychology; Head of the Department of Psychological and Pedagogical
Education of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Russian New University (Executive Secretary).
Alexander F. Anoufriev – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and
Сounseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Vladimir А. Barabanschikov – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Laboratory of Сognitive Рrocesses and Мathefor
Quality Assurance in Education; Member of the Executive Committee, international organization “IREG – International
Observatory on Academic Ranking and Excellence", Astana, Republic of Kazakhstan.
matical Рsychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Education.
Sholpan M. Calanova – Dr. Hab. in Education, PhD in Сhemistry; President, Independent Kazakhstan Agency
Anne Harris – PhD in Education; Head of Division and Director of the International School of Education and
Professional Development, University of Huddersfield.
Elena E. Durneva – PhD in Education; Head of the Research Center for Modeling Qualifications, Corporate
University of PJSC Tatneft.
Georgy L. Ilin – Dr. Hab. in Education, PhD in Psychology; Professor of the Department Preschool Pedagogy
RUDN-University.
Vladimir V. Kondratyev – Dr. Hab. in Education; Director of the Center for Training and Retraining of Teaof
the Faculty Рreschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University
Natalia B. Karabushchenko – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Department of Psychology and Pedagogy,
chers, High Schools of Volga and the Urals; Head of the Department of Мethodology, Kazan National Research
Technological University.
Olga N. Oleynikova – Dr. Hab. in Education; Director, Center for the Study of Vocational Education.
Olga S. Orlova – Dr. Hab. in Education; Chief Researcher, Research and Clinical Center of Otorhinolaryngology
of Federal Medical-Biological Agency of Russia, Moscow.
Marina I. Rozenova – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling
of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Konstantin M. Romanov – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Psychology, Mordovia
State University after N.P. Ogarev, Saransk.
Aleksandr I. Savenkov – Dr. Hab. in Psychology, Dr. Hab. in Education; Professor of the Department of Psychology,
Moscow City University.
Viktor I. Slobodchikov – Corresponding Member of Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Psychology;
Chief Researcher of the Laboratory of Psychological Anthropology, Institute of Psycho-Pedagogical Problems
of Childhood of the Russian Academy of Education.
Yulia V. Vardanyan – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Psychology, Mordovia State Pedagogical
Institute named after M.E. Evsevev, Saransk.
Olga L. Zhuk – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Pedagogy and Problems of Education Development,
Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus.
Стр.5
Педагогика и психология образования.
2019. № 2
Содержание
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА,
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Мэй Ханьчен, Чжай Хунюнь
Ведущие тенденции и проблемы
трансформации советского образования
при переходе к постсоветскому периоду . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Система франкофонного образования
в Квебеке в XVII–XIX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Л.В. Разумова
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
О.А. Волгин
Включение элементов медиаобразования
в предметное обучение истории в школе . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Д.Е. Шевелева
Теория, состояние и практика
инклюзивного образования в России и за рубежом:
общее и различное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные проблемы и условия подготовки
и кадров по специальной педагогике
И.В. Евтушенко, В.В. Линьков,
Е.Г. Речицкая
вОценочные средства в вузе и их функция
Е.В. Максимова, Е.А. Бережных
вИмитационные технологии
Студентоцентрированное обучение
через призму внешнего обеспечения качества:
опыт республики Молдова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Е. Петров
специальной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Н.В. Корчагина
образовательных программах Болонского формата . . . . . . . . . 55
формировании коммуникативной компетенции
студентов гуманитарного профиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Стр.6
6
Организационная структура
национальной системы квалификаций:
новая философия в системе образования
России и зарубежных стран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
С.О. Петрова
Модель реализации комплекса
педагогических условий формирования
управленческой компетентности личности
к в контексте гуманистического подхода
Р.А. Прокопенко
военному образованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
М.Н. Русецкая, Д.К. Бартош
Кластерный подход в организации
образовательных процессов системы
непрерывного профессионального образования . . . . . . . . . . . 109
Эффективность применения
М.Н. Хуторова
электронных учебно-методических комплексов
при обучении курсантов вузов МВД . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ,
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
О.И. Грибоедова
Влияние самопознания
на психологическое благополучие личности . . . . . . . . . . . . . 131
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Д.С. Гнедых
Дистанционная компьютерная психодиагностика
познавательной сферы учащихся:
проблемы и перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Диагностика метакогниций студентов
в психолого-педагогического профиля
Ю.Л. Кофейникова, Е.С. Николаева,
Ш. Хукуматшоева
уОсобенности формирования самооценки
процессе профессионального обучения . . . . . . . . . . . . . . . 153
Е.М. Пластинина
подростков, обучающихся в учреждении
дополнительного образования
художественного профиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Содержание
Стр.7
Pedagogy and Psychology of Education.
2019. № 2
Соntents
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY
AND EDUCATION
Mei Hanchen, Zhai Hongyun
Leading trends and problems of transformation
of the Soviet education
in the transition to the post-soviet period . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
The francophone system of education in Quebec
in the XVII–XIX centuries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
L. Razumova
THEORY AND METHODS OF TRAINING AND UPBRINGING
O. Volgin
Theory, state and practice of inclusive education
in Russian and abroad: common and different . . . . . . . . . . . . . . . 31
D. Sheveleva
THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION
I. Evtushenko, V. Linkov, E. Rechitskaya
Current problems and conditions of special pedagogy
and special psychology personnel training . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
N. Korchagina
Evaluation tools in higher education
and their function in the educational programs
of the Bologna format . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
E. Maksimova, E. Berezhnykh
Imitation technology in the formation
of communicative competence
of students majoring in the Humanities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Student centered learning
E. Petrov
through the external quality assurance:
The experience of the Republic of Moldova . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Integration of media education basics
in history teaching at school . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Стр.8
8
The organizational structure
of the national qualification system:
New philosophy in the education system
of Russia and foreign countries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
S. Petrova
The model of realization
of a complex of pedagogical conditions
for the formation of managerial competence
of a person in the context of a humanistic approach
to military education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
R. Prokopenko
M. Rusnetskaya, D. Bartosh
Cluster approach to the organization
of educational processes
in continuing professional education systems . . . . . . . . . . . . . . 109
Effectiveness of the use
of the electronic educational-methodological complex
in teaching students of universities
of Ministry of Internal Affairs . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
М. Hutorova
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY,
HISTORY OF PSYCHOLOGY
The influence of the self-knowledge
on the psychological well-being of a person . . . . . . . . . . . . . . . 131
O. Griboyedova
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
D. Gnedykh
Distance computerized psychological assessment
of students’ cognitive abilities:
Problems and prospects . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Diagnostics of students’ metacognitions
psychological and pedagogical profile
in the process of vocational training . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Yu. Kofeinikova, E. Nikolaeva,
Sh. Khukumatshoeva
Features of self-assessment skills formation
of teenagers in continuing education establishment
of art profile . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
E. Plastinina
Contents
Стр.9