УДК 37:159.9
ISSN 2500-297Х
2.2018
Издается с 2001 г.
ИЗДАТЕЛЬ:
Московский
педагогический
государственный
университет
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016 г.
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых журналов
и изданий Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Электронная версия журнала:
www.mpgu.su
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18
Подписной индекс 65061
по каталогу «Издания органов
научно-технической информации»
ОАО Агентство «Роспечать»
© МПГУ, 2018
Стр.2
PEDAGOGY
ISSN 2500-297Х
AND PSYCHOLOGY
OF EDUCATION
2.2018
THE FOUNDER:
Moscow Pedagogical
State University
Mass media
registration
certifi cate
ПИ № ФС 77-67769
as of 17.11.2016
Editorial offi ce:
Moscow, Russia,
Verhnyaya
Radishchevskaya str.,
16–18, room 223,
109240
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Information on journal can be
accessed via: www.mpgu.su
The journal has been published
since 2001
The journal is published 4 times a year
© МПГУ, 2018
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета (заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; директор Института экспериментальной психологии
Московского государственного психолого-педагогического университета.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор;
государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Республика Мордовия.
заведующая кафедрой психологии Мордовского
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; руководитель Научно-исследовательского центра моделирования
квалификаций Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор (ВАК Беларуси); заведующая кафедрой педагогики и проблем
развития образования Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Г.Л. Ильин – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики
факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор (ВАК Казахстана); Президент Независимого
казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, г. Астана, Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов, г. Москва.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала, заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; генеральный директор АНО «Центр изучения проблем
профессионального образования», г. Москва.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, г. Москва.
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры научных основ экстремальной
психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психологопедагогического
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Историко-социологического института
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук, профессор; директор Института педагогики и психологии
образования Московского городского педагогического университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; руководитель научного направления
антропологического образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва.
Э. Харрис – профессор факультета
Хаддерсфилд, г. Хаддерсфилд, Великобритания.
образования и профессионального
развития
Университета
Стр.4
Editorial Board
Andrey А. Verbitsky – member of the Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Education, PhD
in Рsychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology,
Moscow Pedagogical State University (editor-in-chief).
Yulia L. Kofeynikova – PhD in Psychology; Associate Professor of the Department of Labor Рsychology
and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University (deputy editor).
Elvira V. Likhachevа – PhD in Psychology; Head of the Department of Psychological and Pedagogical
Education of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Russian New University (Executive Secretary).
Alexander F. Anoufriev – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and
Сounseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Vladimir А. Barabanschikov – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Laboratory of Сognitive Рrocesses and
Мathematical Рsychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Education.
Sholpan M. Calanova – Dr. Hab. in Education, PhD in Сhemistry; President, Independent Kazakhstan Agency
for Quality Assurance in Education; Member of the Executive Committee, international organization “IREG – International
Observatory on Academic Ranking and Excellence", Astana, Republic of Kazakhstan.
Anne Harris – PhD in Education; Head of Division and Director of the International School of Education and
Professional Development, University of Huddersfi eld.
Elena E. Durneva – PhD in Education; Head of the Research Center for Modeling Qualifi cations, Corporate
University of PJSC Tatneft.
Georgy L. Ilin – Dr. Hab. in Education, PhD in Psychology; Professor of the Department Preschool Pedagogy
of the Faculty Рreschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University
Natalia B. Karabushchenko – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Department of Psychology and Pedagogy,
RUDN-University.
Vladimir V. Kondratyev – Dr. Hab. in Education; Director of the Center for Training and Retraining of Teachers,
High Schools of Volga and the Urals; Head of the Department of Мethodology, Kazan National Research
Technological University.
Olga N. Oleynikova – Dr. Hab. in Education; Director, Center for the Study of Vocational Education.
Olga S. Orlova – Dr. Hab. in Education; Chief Researcher, Research and Clinical Center of Otorhinolaryngology
of Federal Medical-Biological Agency of Russia, Moscow.
Marina I. Rozenova – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling
of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Konstantin M. Romanov – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Psychology, Mordovia
State University after N.P. Ogarev, Saransk.
Aleksandr I. Savenkov – Dr. Hab. in Psychology, Dr. Hab. in Education; Professor of the Department of Psychology,
Moscow City University.
Viktor I. Slobodchikov – Corresponding Member of Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Psychology;
Chief Researcher of the Laboratory of Psychological Anthropology, Institute of Psycho-Pedagogical Problems
of Childhood of the Russian Academy of Education.
Yulia V. Vardanyan – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Psychology, Mordovia State Pedagogical
Institute named after M.E. Evsevev, Saransk.
Olga L. Zhuk – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Pedagogy and Problems of Education Development,
Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus.
Стр.5
Содержание № 2.2018
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В.В. Зенин
Некоторые направления развития современного
российского образования
(на примере преподавания русского языка) . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Руководство детским вокально-театральным ансамблем
в детской школе искусств .
Н.В. Корчагина, А.А. Лисова
.
.
М.Г. Курносова
Духовно-нравственное воспитание личности подростка
в условиях детского оздоровительного лагеря . . . . . . . . . . . . . 24
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Неверова, Л.В. Рыбакова, Л.А. Федотова
Специфика обучения основам
научно-технического и делового стиля в процессе
перевода технических текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Н.В. Тельтевская, А.В. Шорина
Сущность и структура рефлексивных умений . . . . . . . . . . . . . 38
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ,
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
В.Г. Калашников
Метод контекстного анализа в методологии
контекстного подхода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Р.И. Абрамишвили, Н.В. Зажогина, Р.В. Кишиков
Особенности когнитивной сферы участников
трудовой деятельности в условиях
виртуальной реальности .
.
.
.
.
.
.
А.Ф. Ануфриев, О.С. Ефимова
Исследование факторов возникновения
межличностных конфликтов педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
В.В. Данилочкина
Личностный контекст переговоров .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 83
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 62
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 16
Стр.6
6
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
А.А. Вербицкий, М.В. Ферапонтова,
Е.В. Бутовская
Личностные качества подростков и юношей
в контексте нравственного выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Ю.Л. Кофейникова, Е.С. Николаева,
Ю.В. Суховершина
Метакогнитивные особенности студентов
с полезависимыми и поленезависимыми
когнитивными стилями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Е.Б. Пучкова
Анализ вовлеченности в виртуальную среду
студентов гуманитарного профиля .
.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
М.Э. Паатова
Критерии и уровни формирования
социально-личностной жизнеспособности
подростков с девиантным поведением .
.
Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова,
Д.Н. Арютина
Социализация подростка в процессе интернет-общения .
.
.
.
.
.
. 138
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 130
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 117
Содержание
Стр.7
Соntents № 2.2018
THEORY AND METHODS OF TRAINING AND UPBRINGING
V.V. Zenin
Some directions of development of modern Russian education
(on the example of teaching the Russian language) . . . . . . . . . . . . . 9
N.V. Korchagina, A.A. Lisova
Management of the vocal and theatre ensemble
in a children’s art school . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
M.G. Kurnosova
Spiritual and moral education of adolescents
in children’s health camps . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION
N.V. Neverova, L.V. Rybakova, L.A. Fedotova
Peculiarities of teaching the basics of scientific,
technical and business style in the process of translation
of technical texts . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
N.V. Teltevskaya, A.V. Shorina
The essence and structure of reflective skills .
.
.
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY,
HISTORY OF PSYCHOLOGY
V.G. Kalashnikov
The method of contextual analysis
in the methodology of contextual approach . . . . . . . . . . . . . . . . 48
LABOR PSYCHOLOGY
R.N. Abramishvili, N.V. Zazhogina, R.V. Kishikov
The peculiarities of cognitive sphere of the participants
of work activities in virtual reality . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
А.F. Anufriev, O.S. Efimova
Investigation of factors of occurrence
of interpersonal conflicts of teachers . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
V.V. Danilochkina
Personal context of negotiations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 38
Стр.8
8
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
A.A. Verbitsky, M.V. Ferapontova, E.V. Butovskaya
Personality qualities of teenagers and youth in the context
of moral choice . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Yu.L. Kofeinikova, E.S. Nikolaeva,
Yu.V. Sukhovershina
Metacognitive peculiarities of students with field-dependent
and hollow-dependent cognitive styles . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
E. Puchkova
Involvement of humanities students in virtual environment .
DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY, ACMEOLOGY
M.E. Paatova
Criteria and levels of formation of social and personal viability
of teenagers with deviant behavior . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
E.А. Sorokoumova, N.Yu. Molostova,
D.N. Aryutina
Socialization of teenagers in the process
of online communication . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
.
.
.
.
.
. 117
Contents
Стр.9