РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром
истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный
сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических
кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор)
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества
ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая Кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры общей психологии факультета психологии
Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
РФ
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, директор Института «Высшая школа образования» ФГБОУ
ВО «Московский педагогический государственный университет»
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия
последипломного образования», профессор РАО
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Заслуженный деятель
науки РФ
Обухов А. С., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследования современного
детства Института образования ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего Центром истории педагогики
и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатория
экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор
департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор Кафедры
математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский
государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор Кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики
и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий Кафедрой педагогической психологии
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 6 | 2019 | http://www.pmedu.ru
2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head
of the History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of
Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (Editor in Chief)
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow Pedagogical State University
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences,
the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Director of the Institute “Higher school of education”, Moscow
Pedagogical State University
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Professor of the
Russian Academy of Education
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
L. A. Mikeshina, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University, Honored Science Worker of Russian Federation
A. S. Obukhov, Leading Research Fellow at the Center for the modern childhood research, the Institute of Education,
National research university Higher School of Economics, PhD in Psychology
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head, History of Pedagogics and Education Center
at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Full Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics
and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of
childhood, Moscow Pedagogical State University
M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State
University
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University
Проблемы современного образования | № 6 | 2019 | http://www.pmedu.ru
3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор Кафедры управления проектами ГАОУ ВО
города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент РАО, декан
факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Ланин
Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра
филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член президиума РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow City University
Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, President of
the Russian Academy of Education, Dean, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Philological Education Center at the
Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Подписано к публикации 30.12.2019.
© МПГУ, 2019
Проблемы современного образования | № 6 | 2019 | http://www.pmedu.ru
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией
Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных
научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным
специальностям:
13.00.00 – Педагогические науки:
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания;
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
19.00.00 – Психологические науки:
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии;
19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика;
19.00.04 Медицинская психология;
19.00.05 Социальная психология;
19.00.07 Педагогическая психология.
09.00.00 – Философские науки:
09.00.01 Онтология и теория познания;
09.00.03 История философии;
09.00.08 Философия науки и техники;
09.00.11 Социальная философия.
Философские науки 09.00.00
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Шелковников А. Ю. Философское образование и психология ............................................................... 9
Суханова Н. П. «Логика и критическое мышление»: установки кампусного курса ........................ 15
Коренева А. Ю. Философский и прагматический аспекты формирования
компетенций ХХI века в рамках образовательного процесса высшего образования ..................... 21
Психологические науки 19.00.00
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Флоровский С. Ю. Стиль межличностного отношения и социальнопсихологическая
адаптированность современных подростков ......................................................... 36
Шевелева Д. Е. Антропологический подход как основа для инклюзивного
образования: сопоставление антропологических и педагогических взглядов
в теории совместного обучения ................................................................................................................. 52
Федосеева Т. Е., Куимова Н. Н. Методология изучения потенциала
профессионального развития личности учащихся 8–9 классов ......................................................... 63
Слизкова Е. В. Мальцева И. В. Критическое мышление как средство
социализации студентов ............................................................................................................................. 72
Хащенко Т. Г., Сафукова Н. Н., Конюшева М. Г. Связь эмоционального выгорания
учителя с его эко-сберегающими ориентациями как субъекта экономического
самоопределения .......................................................................................................................................... 89
Педагогические науки 13.00.00
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Неборский Е. В., Санникова О. В. Транзитивный
университет – драйвер развития инновационной экосистемы в регионе ..................................... 101
Романова М. Ю. Мониторинг экономического образования школьников
в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы .......................................................110
Проблемы современного образования | № 6 | 2019 | http://www.pmedu.ru
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Грунина Е. В. О наукообразии в современном образовании ...............................................................118
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Михайлова Д. В. Педагогическая судьба и просветительская деятельность
Ф. А. Хартахая .............................................................................................................................................. 123
Брянцева М. В., Виттенбек В. К. Роль Н. К. Крупской в создании советской
системы образования: история и современность ................................................................................. 133
Овчинников А. В. Первые десятилетия советской школы в научном наследии
Павла Николаевича Милюкова (1859–1943) ........................................................................................... 145
Ушакова Е. В., Капичникова О. Б. Работы первых английских феминисток
в защиту женского образования (на примере трактата Батсуа Мейкин) ........................................ 158
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Уман А. И., Борисова Ю. Н. Современные педагогические подходы
в инженерном образовании .......................................................................................................................167
Надыршин Т. М. История России глазами учащихся Республики Башкортостан .........................176
Пирогова Н. Г. Анализ подходов к обучению иноязычной лексике
в классической и современной методической литературе ................................................................ 189
Малюгина А. В. От теории к практике: о повышении практической
направленности обучения иностранному языку курсантов вузов МВД ........................................ 201
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Баркова Н. Н., Карпенко А. В. Дискуссии и дебаты как методы
профессионального обучения студентов педагогического университета ..................................... 211
Васильева Л. Н., Володина Е. В., Ильина И. И. Междисциплинарные задачи
как средство развития профессиональной компетентности студентов
технических направлений ........................................................................................................................ 220
Бояринов Д. А. Карты интеграции знаний в контексте проблемы
автоматизированной обработки педагогической информации ....................................................... 232
Асилова Г. А., Дилшодбеков Т. Д. Использование электронного учебника
по русскому языку в самостоятельной подготовке курсантов высших военных
образовательных учреждений ................................................................................................................. 240
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
Прокофьева Е. Н. Мотивация в начальной Монтессори-школе как важный
компонент самостоятельности ................................................................................................................. 248
Трухин А. В. Методологические основания процесса формирования готовности
к самообразовательной деятельности военнослужащих-контрактников
в ходе военной службы .............................................................................................................................. 257
Баймаханов А. Б. Новые методы и технологии обучения в вузе: обзор
зарубежного опыта ..................................................................................................................................... 266
Проблемы современного образования | № 6 | 2019 | http://www.pmedu.ru
6
Стр.6
CONTENTS
Philosophical Sciences 09.00.00
PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY
Shelkovnikov A. Yu. Philosophical education and psychology ..................................................................... 9
Sukhanova N. P. “Logic and critical thinking”: the campus course setting ............................................. 15
Koreneva A. Yu. 21st century skills development in the process of higher education:
philosophical and pragmatic aspects ........................................................................................................... 21
Psychological Sciences 19.00.00
EDUCATIONAL PSYCHOLOGY
Florovskiy S. Yu. Style of the interpersonal relation and socio-psychological
adaptedness of modern teenagers ................................................................................................................ 36
Sheveleva D. E. Anthropological approach as a basis for inclusive education:
comparison of anthropological and pedagogical views in the theory of joint education ..................... 52
Fedoseeva T. E., Kuimova N. N. Methodology of studying the potential
of professional development of personality of 8–9 classes students ........................................................ 63
Slizkova E. V., Maltseva I. V. Critical thinking as a means of socializing of students ............................ 72
Khashenko T. G., Safukova N. N., Konysheva M. G. Interrelation of a teacher’s
emotional burnout with the eco-caring orientations as a subject of economic
self-determination .......................................................................................................................................... 89
Pedagogical Science 13.00.00
MODERNIZATION OF EDUCATION
Boguslavsky M. V., Ladyzhets N. S., Neborsky E. V., Sannikova O. V. Transitive
university – innovative ecosystem development driver in the region ................................................... 101
Romanova M. Yu. Monitoring economic education of schoolchildren in Russia:
status, issues and perspectives ....................................................................................................................110
Проблемы современного образования | № 6 | 2019 | http://www.pmedu.ru
7
Стр.7
CONTENTS
THEORY OF EDUCATION
Grunina E. V. About science in modern education.....................................................................................118
HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Mikhaylova Dzh. V. Pedagogical destiny and enlightenment activity of F. A. Khartakhay ................. 123
Bryantseva M. V., Wittenbek V. K. The role of N. K. Krupskaya in the creation
of the soviet education system: history and modernity .......................................................................... 133
Ovchinnikov A. V. The first decades of the soviet school in scientific heritage
of Pavel Nikolaevich Milyukov (1859–1943) .............................................................................................. 145
Ushakova E. V., Kapichnikova O. B. The works of the first English feminists
defending women’s education (by example of Bathsua Makin’s treatise .............................................. 158
NEW RESEARCH IN EDUCATION
Uman A. I., Borisova Ju. N. Modern pedagogical approach in engineering education ..........................167
Nadyrshin T. M. History of Russia through the eyes of students of the republic
of Bashkortostan ............................................................................................................................................176
Pirogova N. G. Review of approaches to teaching foreign language vocabulary
in classical and modern methodological literature .................................................................................. 189
Malyugina A. V. From theory to practice: how to increase the practical value
of foreign language training of police cadets ........................................................................................... 201
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Barkova N. N., Karpenko A. V. Discussion and debate as a method of professional
training оf students of a pedagogical university ...................................................................................... 211
Vasileva L. N., Volodina E. V., Ilina I. I. Interdisciplinary tasks as a means
of developing professional competence of students of technical training ............................................ 220
Boyarinov D. A. Knowledge integration maps in the context of the issue
of automated pedagogical information processing .................................................................................. 232
Asilova G. A., Dilshodbekov T. D. The use of the electronic textbook on the Russian
language during the independent study of cadets of higher military
educational institutions ............................................................................................................................... 240
YOUNG SCIENTISTS’ VISION
Prokofyeva E. N. Motivation in a Montessori school as an important component
of independence ............................................................................................................................................ 248
Trukhin A. V. Methodological grounds for the process of forming readiness for selfeducational
activity of military contract servicemen during military service ..................................... 257
Baimakhanov A. B. New methods and techniques in teaching in the university:
the international expirience review ........................................................................................................... 266
Проблемы современного образования | № 6 | 2019 | http://www.pmedu.ru
8
Стр.8