ISSN 2309-1428
ISSN 2309-1428
2309 1428
О МИРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
К а федра ЮНЕСКО
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
О МИРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
Ка фе д р а ЮНЕСКО
«Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни»
при Московском педагогическом государственном университете
«Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни»
при Московском педагогическом государственном университете
Московский педагогический государственный университет основан в 1872 году
Moscow State Pedagogical University was founded in 1872
Московский педагогический гос дарс
Moscow State University of E
gogi
нный ни
рс
ABOUT THE WORLD OF MUSIC ARTS AND EDUCATION
UNESCO C h a ir
SCIENTIFIC JOURNAL
SCIENTIFIC JOURNAL
ABOUT THE WORLD OF MUSIC ARTS AND EDUCATION
UNE SCO C h a ir
in Musical Arts and Education in Life-Long Learning
at the Moscow State Pedagogical University
in Musical Arts and Education in Life-Long Learning
at the Moscow State Pedagogical University
te University of Education
3 (7)’ 2014
3(19) 2(10)’2015 2017
ет основан в 1872 году
Universitducation wa founde
ass foundedd in 1872 in 1872
Стр.4
Учредитель и издатель: федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Э. Б. Абдуллин (председатель)
доктор педагогических наук, профессор,
член Союза композиторов России
Ж. Я. Аубакирова
народная артистка Республики
Казахстан, профессор
Т. А. Барышева
доктор психологических наук, профессор
М. М. Берлянчик
доктор искусствоведения, профессор,
заслуженный деятель искусств России
Ш. Вудворд
доктор философии, адъюнкт-профессор,
член Президиума Международного общества
по музыкальному образованию (ИСМЕ)
И. Гажим
академик-координатор филиала Академии
наук Молдовы, доктор педагогических наук,
профессор
В. А. Гергиев
народный артист России, Почётный доктор,
профессор МГУ им. М. В. Ломоносова,
почётный профессор Московской
и Санкт-Петербургской консерваторий
В. А. Гуревич
профессор, секретарь Союза
композиторов РФ
Л. Я. Дорфман
доктор психологических наук,
профессор
В. В. Задерацкий
доктор искусствоведения, профессор,
заслуженный деятель искусств РФ, заместитель
председателя Союза композиторов России
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-54402 от 10 июня
2013 г.
ВЕСТНИК
КАФЕДРЫ ЮНЕСКО
«МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО И
ОБРАЗОВАНИЕ
НА ПРОТЯЖЕНИИ
ЖИЗНИ»
ПРИ МОСКОВСКОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
3(19)’ 2017
Журнал основан в 2013 году
Выходит 4 раза в год
Стр.5
Научный журнал кафедры ЮНЕСКО
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ»
Журнал зарегистрирован
Федеральной службой
Д. К. Кирнарская
доктор искусствоведения, доктор
психологических наук, член Союза композиторов
России, член Союза журналистов России
по надзору в сфере связи,
информационных
технологий и массовых
коммуникаций
(Роскомнадзор)
С. Г. Корлякова
доктор психологических наук
А. А. Мелик-Пашаев
доктор психологических наук
Н. Л. Нагибина
доктор психологических наук, профессор
Б. М. Неменский
академик РАО и Российской академии художеств,
профессор, народный художник России
З. Н. Новлянская
кандидат психологических наук
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, выпускаемых
в Российской Федерации,
в которых рекомендуется
публикация основных результатов
диссертаций на соискание
учёных степеней доктора
и кандидата наук
М. И. Ройтерштейн
кандидат искусствоведения, профессор, композитор,
заслуженный деятель искусств России
А. С. Соколов
доктор искусствоведения, профессор, член Союза
композиторов России
Д. Форрест
доктор философии, профессор Университета
Мельбурна (Австралия)
Г. М. Цыпин
доктор педагогических наук, кандидат
искусствоведения, профессор, член Союза
композиторов России
© Московский педагогический
государственный
университет
© Кафедра ЮНЕСКО при
МПГУ «Музыкальное
искусство и образование на
протяжении жизни»
Ю. А. Цагарелли
доктор психологических наук, профессор
Р. К. Щедрин
почётный профессор Московской и СанктПетербургской
консерваторий, композитор,
народный артист СССР
С. Б. Яковенко
доктор искусствоведения, профессор,
народный артист России
Стр.6
The founder and the publisher:
MOSCOW STATE UNIVERSITY OF EDUCATION
EDITORIAL BOARD
E. B. Abdullin (chairman of the board)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Member of the Union of Composers
of Russia
J. Ya. Aubakirova
People’s Artist of the Republic of Kazakhstan,
Professor
T. A. Barysheva
Doctor of Psychological Sciences,
Professor
M. M. Berlyanchik
Doctor of Arts, Professor, Honored Worker
of Art of Russia
L. Ya. Dorfman
Doctor of Psychological Sciences,
Professor
D. Forrest
PhD, Professor
I. Gagim
Academician-coordinator of the Branch
of the Academy of Sciences of Moldova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
V. A. Gergiev
People’s Artist of Russia
V. A. Gurevich
Doctor of Arts, Professor, Secretary of the Union
of Composers of Russia
D. K. Kirnarskaya
Doctor of Arts, Doctor of Psychological Sciences,
Professor, Member of the Union of Composers
of Russian Federation, Member of the Union
of Journalists of the Russian Federation
3(19)’ 2017
The journal was founded in 2013
Comes out 4 times a year
BULLETIN
OF THE UNESCO
CHAIR
“MUSICAL ARTS AND
EDUCATION IN LIFELONG
LEARNING”
AT THE MOSCOW
STATE UNIVERSITY
OF EDUCATION
PI №FS77-54402 June 10, 2013
Registration sertificate
Стр.7
Scientific Journal of UNESCO Chair
“Musical Arts and Education in Life-Long Learning”
S. G. Korlyakova
Doctor of Psychological Sciences
А. А. Melik-Pashaev
Doctor of Psychological Sciences
Federal service for supervision
in the sphere of Telecom,
information technologies and
mass communications
The journal is registered by
N. L. Nagibina
Doctor of Psychological Sciences, Professor
B. M. Nemenskiy
Academician of the Russian Academy of Education,
Professor, People’s artist of Russia
Z. N. Novlianskaya
PhD in Psychological Sciences
M. I. Roitershtein
PhD in Arts, Professor, Composer,
Honoured Art Worker of Russia
in the List of the leading peer-reviewed
scientific journals and periodicals
recommended for the publication
of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
The journal has been included
R. K. Shchedrin
Composer, People’s Artist of the USSR
A. S. Sokolov
Doctor of Arts, Professor, Member of the Union
of Composers of Russia
Yu. A. Tsagarelli
Doctor of Psychological Sciences, Professor
G. M. Tsypin
Doctor of Pedagogical Sciences, PhD in Arts,
Professor, Member of the Union of Composers
of Russia
Sh. C. Woodward
PhD, ISME Immediate Past-President,
Associate Professor and Director of Music
Education Eastern Washington University
© Moscow State University
of Education
© UNESCO Chair “Musical Arts
and Education in Life-Long
Learning” at the Moscow State
University of Education
S. B. Yakovenko
Doctor of Arts, Professor, People’s Artist of Russia
V. V. Zaderatsky
Doctor of Arts, Professor, Honored Worker
of Art of Russia, Deputy Chairman of the Union
of Composers of Russia
Стр.8
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Е. В. Николаева
(главный редактор)
М. С. Осеннева
(ответственный
секретарь)
П. В. Анисимов
Б. Р. Иофис
Е. П. Красовская
А. В. Торопова
– доктор педагогических наук, профессор
– кандидат педагогических наук, доцент
– кандидат педагогических наук, доцент
– кандидат педагогических наук
– кандидат педагогических наук, доцент
– доктор педагогических наук, профессор
Выпускающий редактор Ю. М. Севрюкова
Верстка
Дизайн
Н. И. Лисова
И. В. Нартова
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
EDITORIAL BOARD
Nikolaeva E. V.
(Editor-in-chief)
Оsenneva M. S.
(Executive Secretary)
Anisimov P. V.
Iofis B. R.
Krasovskaya E. P.
Toropova A. V.
Managing editor
Makeup
Design
– Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
– PhD in Pedagogical Sciences,
Associate Professor
– PhD in Pedagogical Sciences,
Associate Professor
– PhD in Pedagogical Sciences
– PhD in Pedagogical Sciences,
Associate Professor
– Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Yu. M. Sevryukova
N. I. Lisova
I. V. Nartova
Editor’s views may differ from the authors’ opinions.
Стр.9
СОДЕРЖАНИЕ
Научные направления издания по отраслям наук:
Педагогические науки (13.00.00)
Психологические науки (19.00.00)
Искусствоведение
(17.00.00)
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Овчинникова Ю. С. Изучение звуковых ландшафтов как необходимый
компонент музыкального и культурологического образования: актуальные
проблемы и педагогический инструментарий
Малинковская А. В. Интерпретационный и классификационный аспекты
изучения исполнительских стилей в трудах отечественных исследователей
фортепианного искусства
Цыпин Г. М. Общеразвивающее обучение в музыке: вопросов больше,
чем ответов
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ,
ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гильманов С. А. Ориентация музыкального воспитания и обучения
в общем образовании на музыкальное поведение
Петрушин В. И., Дымникова М. В. Эволюция взглядов
на музыкальность и природу музыкальных способностей в музыкальной
психологии и психологии музыкального образования
Куприна Е. Ю., Ходырева В. В. Сотворчество в музыкальном
образовании
Фань Ин. Философские основы и современное состояние
музыкотерапии в Китае в контексте проблем воспитания личности
52
64
76
88
13
27
42
9
3 / 2017
Музыкальное искусство и образование
Стр.10
СОДЕРЖАНИЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мирошниченко С. В. Современники: С С Прокофьев и А Т Гречанинов
(метод «двойного портрета» как педагогический приём изучения
истории музыки)
Лесовиченко А. М. Симфоническая сказка С Прокофьева «Петя и волк»
и её исполнительские интерпретации как предмет анализа будущими
учителями в контексте вузовского музыкально-теоретического
образования
10
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Попов В. С. Русская школа духового исполнительства
Юдин А. Н. Малоизвестные грани творческой деятельности Александра
Борисовича Гольденвейзера как пианиста-концертмейстера, педагога
ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дорошенко С. И. Создание проблемных и диалоговых ситуаций на уроках
музыки в общеобразовательной школе
Николаева Е. В. Этномузыкальный подход к изучению детских песен народов
мира на уроках музыки в начальной школе
147
160
102
112
123
133
Музыкальное искусство и образование
3 / 2017
Стр.11
CONTENTS
The Magazin is Devoted to the Following Scientific Fields:
Pedagogics (13.00.00)
Psychology (19.00.00)
Art Criticism (17.00.00)
METHODOLOGY OF PEDAGOGICS OF MUSICAL EDUCATION
Ovchinnikova Ju. S. Soundscapes Study as Essential Component of Musical
and Culturological Education: Actual Problems and Pedagogical Tools
Malinkowskaya A. V. Interpretative and Classification Aspects of the Performing
Styles Study in the Works of the Russian Researches
Tsypin G. M. General Developmental Learning in Music: more Questions
than Answers
MUSIC PSYCHOLOGY. THE PSYCHOLOGY OF MUSIC EDUCATION
Gilmanov S. A. Orientation of Musical Education and Learning in General
Education to Musical Behavior
Petrushin V. I., Dymnikowa M. W. Evolution of Views on Musicality
and Musical Abilities’ Nature in Music Psychology and Psychology
of Music Education
Kuprinа E. Yu., Khodyreva V. V. Co-Creation in Music Education
Fan Ying. Philosophical Bases and Current State of Music Therapy in China
in the Context of Problems of Education of the Personality
52
64
76
88
11
13
27
42
3 / 2017
Музыкальное искусство и образование
Стр.12
CONTENTS
MUSICAL HISTORICAL AND THEORETICAL EDUCATION
Miroshnichenko S. V. Contemporaries S Prokofiev and A Grechaninov
(“Double Portrait” Method as Pedagogical Reception of Studying
the History of Music)
Lesovichenko A. M. The Symphonic Fairy Tale “Peter and Wolf” by S Prokofiev
and its Performance Interpretation as Subject of Analysis for Future Teachers
in Context of Musical-Theoretical Education in Higher School
12
MUSICAL PERFORMANCE AND EDUCATION
Popov V. S. The Russian School of Wind Performing
Yudin A. N. The Little-Known Facets of the Creative Activities of Alexander
Borisovich Goldenweiser as Pianist Accompanist, Teacher
HISTORY, THEORY, AND METHODOLOGY OF MUSIC EDUCATION
Doroshenko S. I. Creation of Problem and Dialogue Situations at Music Lessons
of General School
Nikolaeva E. V. Ethnik and Musical Approach to Study the Children’s Songs
of People of the World at Music Classes in Primary School
147
160
102
112
123
133
Музыкальное искусство и образование
3 / 2017
Стр.13