ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заместитель директора
Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич,
академик РАО, профессор, доктор педагогических наук,
и.о. вице-президента РАО
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор,
директор Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор
Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук,
профессор, ведущий научный сотрудник Института
и образовательной информатики ФИЦ «Информатика
управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН,
и заведующий Отделом западноевропейского средневековья
раннего нового времени Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук,
директор Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Дмитриевич,
доктор педагогических
наук, профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
С.С. Бойко
И.А. Бубнова
Э.К. Брейтигам
А.А. Веряев
О.В. Воробьева
Н.Ю. Гвоздецкая
М.А. Гончаров
И.Н. Грифцова
Е.Ю. Илалтдинова
А.Р. Канторович
Е.Ю. Лазарева
С.И. Маловичко
Ф.В. Николаи
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
О.П. Осипова
Н.И. Рыжова
Л.А. Трубина
А.В. Хазина
В.Е. Цибульникова
В.Д. Янченко
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2019
Общероссийский
научный журнал
о мире образования
20193
часть 1
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
Стр.3
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
EDITORIAL COUNCIL
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow Pedagogical State
University, Honoraty Member of Russian Academy
of Natural Sciences, Honoraty Member of International
Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy
Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy
of Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian
Academy of Education
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor,
Chief Researcher, Institute of Educational Informatics,
Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department
of West European Middle Ages and Early Modern Times,
Institute of General History, Russian Academy of Sciences
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MSPU
EDITORIAL
BOARD
S.S. Boiko
I.A. Bubnova
E.K. Breytigam
A.A. Veryaev
O.V. Vorobyova
N.Yu. Gvozdetskaya
M.A. Goncharov
I.N. Griftsova
E.Yu. Ilaltdinova
A.R. Kantorovich
E.Yu. Lazareva
S.I. Malovichko
F.V. Nikolai
N.A. Nikolina
E.A. Nikulina
O.P. Osipova
N.I. Ryzhova
L.A. Trubina
A.V. Khazina
V.E. Tsibulnikova
V.D. Yanchenko
Executive editor
O.V. Vorobyova
Designer
N.I. Lisova
© MSPU, 2019
2019 3
vol. 1
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
“Moscow Pedagogical State University”
Moscow Pedagogical State University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific journals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.03; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10;
07.00.15)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Философия и история образования
Давлетбаева В.Б. Проблема развития российского образования
в системе взглядов С.Т. Аксакова (1832–1839 гг.) ..........................9
Баркова Н.Н., Карпенко А.В. Отечественные педагоги о семейном
воспитании: традиции и инновации......................................18
Фандо Р.А. Народные университеты – культурно-образовательные
центры русской эмиграции «Первой волны» ..............................32
Содержание и технологии образования
Чутчева А.В. Развитие профессиональных компетенций:
опыт применения инновационных образовательных технологий
у студентов-журналистов ..............................................46
Еремина Н.А. Проблемы развития компетентностных коммуникаций
будущих специалистов индустрии моды в условиях внедрения
новых образовательных стандартов .....................................55
Борщева О.В. Повышение мотивации к изучению иностранного языка
в неязыковом вузе при помощи современных интернет-ресурсов ............64
Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Обучение аудированию студентов
неязыковых специальностей ...........................................72
Меркиш Т.А. Анализ и интерпретация художественных произведений
как интегративная составляющая обучения иностранному языку.............82
Язык и образование
Фрейдина Е.Л. Роль встроенных жанров и регистров в обеспечении
контакта в англоязычной лекции........................................94
Сергеева Ю.М. Конвергенция профессионального и лингвистического
образования в высшей школе (на примере образовательной программы
«Профессиональная коммуникация в кросскультурной среде») .............103
Конева Н.Н., Власова А.А. К вопросу о классификации стратегий
обучения языкам. Стратегии обучения грамматической стороне
говорения ..........................................................113
Залович А. Основные фонетические трудности хорватских учащихся
при изучении русского языка..........................................123
Ван Юе, Лю Ижу. Преподавание грамматики русского языка на основе
«проблемного» метода в китайских вузах ...............................134
3 / 2019
Преподаватель XXВЕК
3
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Образование и художественное творчество
Гусакова И.М. Переживание как компонент художественного
творчества и образования ............................................143
Левашова Е.А. Из истории анимации и мультимедиа .....................151
Волков Д.В. Проблемы анализа портретного образа в рисунке
графитным карандашом..............................................159
Львова Н.С. Этапы организации учебного проектирования в средовом
дизайне (на примере создания малого сада).............................168
Ван Ян, Катханова Ю.Ф. Формирование дизайнерского мышления
в школьной практике обучения ........................................178
Образование и физическая культура
Сабанцева Т.В. Индивидуализация специальной физической
подготовленности студентов-хореографов на основе учета
особенностей телосложения...........................................186
Карасев А.В., Цырков А.П., Дешевых И.Н., Сысоев Ю.В.
Совершенствование военно-прикладной физической подготовки
призывного контингента Вооружённых Сил России .......................195
4
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Вальдман И.А., Красильникова Е.И., Наумов С.С. Исторический
парк «Россия — моя история»: региональный контент versus идеология
и смыслы основной экспозиции мультимедийного проекта . . . . . . . . . . . . . . . . .219
Рогожин Н.М., Талина Г.В. Модели управления новоприсоединенными
территориями России XVII века ........................................239
Русова Ю.С. Кадашевcкая слобода и западноевропейские торговоремесленные
объединения: форма организации и социальное
положение мастеров .................................................253
Юркина Н.Н. Направления и противоречия Столыпинской
аграрной реформы ..................................................263
Гао Жунго, Лю Яи, Позднякова А.А. Размышления о государственном
имидже Китая в книге очерков И.А. Гончарова «Фрегат „Паллада“» .........275
Сейед Асгар Кейван Хоссейни, Масуд Ахонд Мехризи. Китайская
публичная дипломатия в исторической динамике (1991–2018 годы) .........289
Преподаватель XXВЕК
3/ 2019
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
Петрова О.О. Корреляция значений однокорневых непроизводных
и производных глаголов физического воздействия-преобразования .........297
Маркова Н.С. Дейктические локативные наречия в русском языке:
лингводидактический аспект. Статья I: здесь и тут........................305
Патолятов Д.А. Метро-ритмическая организация верлибра
и его периферия на примере поэзии Игоря Холина .......................312
Юй Минсю. Формы императива в значении условия......................321
Жорж Т.К. К вопросу об амбивалентности письма:
взаимопроникновение текста и общественно-политического контекста.......327
Шакурова Е.С., Старчикова И.Ю. Некоторые особенности построения
процесса речевого воздействия .......................................335
Селиванова И.В. Образ монарха в рождественских обращениях
Хуана Карлоса I и Филиппа VI .........................................343
Попова А.В. Лингвокультурные и лингвостилистические особенности
инаугурационного выступления Дональда Трампа ........................352
Морозова Н.Н. Прецедентные феномены в выступлении Кристин
Лагард «Ветры перемен» .............................................358
Кузина М.А. Разнообразие прецедентных имен европейского истока
в мультикультурном художественном дискурсе (на материале
английского языка) ..................................................367
Харитонова И.В., Беляева Е.Е. Глаголы, обозначающие звуки фауны
во французском языке: феноменологический анализ .....................376
Рецензии
Банару Г.А. Книга о профессоре Базылеве. Рец.: Базылев Вячеслав
Тимофеевич. Ученый, учитель и друг. К 100-летию со дня рождения /
сост. Н.И. Гусева; ред. коллегия: Н.С. Денисова, А.А. Рылов. Москва:
Издательство «Интеллект-Центр». 2019. 624 с.: ил. .......................389
Матвеева А.М. «Цветные революции» как вирус антисвободы.
Рец. на учебно-методическое издание: Что надо знать о «цветных
революциях». Учебное пособие / под общ. ред. А.Б. Ананченко; 2-е изд.,
испр. и доп. М., 2018. ................................................394
In Memoria
Мельников P.A., Масина О.Н., Дружинина O.В. Памяти
Юрия Николаевича Меренкова (к 70-летию со дня рождения)»..............400
3 / 2019
Преподаватель XXВЕК
5
Стр.7
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Philosophy and History in Education
Davletbaeva V.B. The Problem of Developing Russian Education
in the System of S.T. Aksakov’s Views (1832–1839) ...........................9
Barkova N.N., Karpenko A.V. Russian Teachers about the Problems
of Family Education: Tradition and Innovation ...............................18
Fando R.A. Public Universities Cultural and Educational Centers
of the “First Wave” of Russian Emigration...................................32
Education Topics and Techniques
Chutcheva A.V. Development of Professional Competencies:
Experience of Using of Innovative Educational Technologies Among
Student Journalists ....................................................46
Eremina N.A. Problems of Developing Competence Communications
of Future Fashion Industry Specialists within Implementing the New
Educational Standards..................................................55
Borshcheva O.V. Improving Motivation for Learning a Foreign Language
in Non-Language University Using Modern Internet-Resources ..................64
6
Abramova I.E., Shishmolina E.P. Teaching Listening Comprehension
to Non-Linguistic Students...............................................72
Merkish T.A. Analysis and Interpretation of Literary Texts as an Integrative
Component of Foreign Language Teaching .................................82
Education and Language
Freydina E.L. The Role of Embedded Genres and Registers in Providing
Contact in an English Lecture ............................................94
Sergeeva Yu.М. Convergence of Professional and Linguistic Education
in High School (On the Example of Master’s Program “Professional
Communication in Cross-Cultural Environment”) ............................103
Koneva N.N., Vlasova A.A. The Issues of Language Learning Strategies
Classification. Language Learning Strategies in Teaching Grammar .............113
Zaloviсh А. Croatian Students’ Basic Phonetic Difficulties when Studying
the Russian Language.................................................123
Wang Yue, Liu Yiru. Teaching Russian Grammar Based on the “Contextual
Problem” Method In Chinese Universities ..................................134
Преподаватель XXВЕК
3/ 2019
Стр.8
CONTENTS
Education and Art
Gusakova I.M. Emotion as a Specific Feature of Art Work and Education........143
Levashova E.A. From the History of Animation and Multimedia................151
Volkov D.V. Problems of Portrait Image Analysis in Lead
Pencil Drawings......................................................159
Lvova N.S. Stages of Educational Design Organization in the Environmental
Design (On the Example of Creating a Small Garden) ........................168
Wang Yang, Katkhanova Yu.F. Formation of Design Thinking
in Teaching Practice ..................................................178
Education and Physical Culture
Sabantseva T.V. Individualization of Special Physical Training of StudentChoreographers
Based on the Features of Their Body Structure................186
Karasev A.V., Tsyrkov A.P., Deshevykh I.N., Sysoev Yu.V. Improving
Military-Applied Physical Preparation of Conscripts of the Russian
Armed Forces .......................................................195
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Valdman I.A., Krasilnikova E.I., Naumov S.S. Historical Park
“Rissia — My History”: Regional Content versus Ideology and Meanings
of the Main Exposition of a Multimedia Project ..............................219
Rogozhin N.M., Talina G.V. Models of Administrating the Newly Joint
Territories of the Xvii Century Russia .....................................239
Rusova Yu.S. Kadashevskaya Sloboda and West European Trade
and Craft Associations: Forms of Organization and the Social Status
of Masters ..........................................................253
Yurkina N.N. Directions and Contradictions of Stolypin Agrarian Reform .........263
Gao Rongguo, Liu Yay, Pozdnyakova A.A. Reflections on the State
Image of China In Goncharov’s Book of Essays “Frigate Pallada”...............275
Keivan Hosseini Asghar. Chinese Public Diplomacy in the Historical
Dynamics (1991–2018) ................................................289
7
3 / 2019
Преподаватель XXВЕК
Стр.9
CONTENTS
Linguistics
Petrova O.O. Correlation of Single Root Non-Derivative Values
and Derivative Verbs Physical Impact-Transformation ........................297
Markova N.S. Deictic Locative Adverbs in the Russian Language:
Linguodidactic Aspect. Article I: ЗДЕСЬ and ТУТ ...........................305
Patolyatov D.A. Metro-Rhythmic Features of Free Verse and its Transitivity
In Igor Kholin’s Poetry . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .312
Yu Mingxiu. Forms of Imperative in the Meaning of the Condition ..............321
George T.K. On The Ambivalence of Writing: Interpenetration
of a Text and Socio-Political Context......................................327
Shakurova E.S., Starchikova I.Yu. Some Features of Building Verbal
Persuasion Process...................................................335
Selivanova I.V. The Image of the Monarch in the Christmas Messages
of Juan Carlos I and Felipe VI ...........................................343
Popova A.V. Linguocultural and Linguostylistic Peculiarities of Donald
Trump’s Inaugural Address .............................................352
Morozova N.N. Culturally-Bound Phenomena in Christine Lagarde’s
Speech “Winds Of Change” ............................................358
Kuzina M.A. A Variety of Precedent Names of the European Source
in Multicultural Art Discourse (On the Material of the English Language)..........367
8
Kharitonova I.V., Belyaeva E.E. Verbs Denoting the Sounds of Fauna
in French: Phenomenological Analysis ....................................376
Reviews
Banaru G.A. A Book about Professor Bazylev. Review: Bazylev
Vyacheslav Timofeevich. A Scientist, a Teacher, and a Friend.
To the 100th Anniversary / compiled by N.I. Gusev; editorial board:
N.S. Denisova, A.A. Rylov. Moscow: Intellect Center. 2019. 624 p.: ill.
..........389
Matveeva A.M. “Color Revolutions” as an Anti-Freedom Virus. Review
of the Educational and Methodical Publication: What you Need to Know
about the “Color Revolutions”. Textbook / Ed. by A. B. Ananchenko, 2nd ed.
Moscow, 2018 .......................................................394
In Memoria
Melnikov R.A., Masina O.N., Druzhinina O.V. To the Memory
of Yuri Nikolaevich Merenkov (To the 70-th Anniversary) ......................400
Преподаватель XXВЕК
3/ 2019
Стр.10
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
I
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
3/2019
I
Общероссийский
журнал
о мире образования
Общероссийский
журнал
о мире образования
3/2019
часть 2
3/2019 часть 2
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
I
Стр.213
Научный и информационно-аналитический педагогический журнал
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-63015 от 10.09.2015 г.
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика»: российский журнал об
образовании, издается с 2011 года и публикует на своих страницах научные
статьи, представляющие новейшие и наиболее значимые результаты гуманитарных
исследований по специальностям:
13.00.00 – педагогические науки;
09.00.00 – философские науки;
19.00.00 – психологические науки.
Журнал включен в перечень российских рецензируемых научных журналов
ВАК, рекомендуемых для публикации научных результатов диссертаций
на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени
доктора наук, в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ),
а также в российские и международные базы данных, в том числе: OCLC
Worldcat, BASE, ROAR, RePEc, Open AIRE, Соционет, EBSCO A-to-Z,
EBSCO Discovery Service.
Периодичность: 6 номеров в год, тираж 800 экз.
105062, г.Москва, ул. Макаренко, 5/16
Тел.: 8 (495) 621-33-74
E-mail: redactor@instrao.ru
Сайт: ozp.instrao.ru
Адрес редакции:
(подписной индекс 83284) или через редакцию.
Для оформления договоров на подписку с
физическими и юридическими лицами обращайтесь
по адресу редакции. Для организаций Москвы на
городском Портале поставщиков размещена оферта
на подписку № 4647322-15.
Оформить подписку можно в любом почтовом
отделении РФ
Научный и информационно-аналитический гуманитарный журнал
«ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ»
Издается с 2009 года. Учредитель: АНОО «ИЭТ»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-32322 от 09.06.2008, с изм. ПИ № ФС77-54810 от 26.07.2013.
Журнал освещает проблемы гуманитарного знания по специальностям:
С требованиями к предоставляемым материалам
и сопутствующей информацией можно ознакомиться
на сайте журнала
www.prepodavatel-xxi.ru
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом РФ по печати
(Свидетельство ПИ № 7714961 от 03 апреля 2003 г.)
Редакция журнала «Преподаватель XXI век»
117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: prepodavatel-XXI@inbox.ru
Сайт журнала: www.prepodavatel-xxi.ru
Подписано в печать 27 сентября 2019 г.
Формат 70х100/16. Тираж 1000 экз.
09.00.00 – философские науки;
13.00.00 – педагогические науки;
24.00.00 – культурология
Главный редактор Иванова С.В. – член-корреспондент РАО, доктор философских
наук, профессор, директор ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования».
Журнал включен в перечень российских рецензируемых научных журналов
ВАК, рекомендуемых для публикации научных результатов диссертаций
на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени
доктора наук, в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ),
а также в российские и международные базы данных, в том числе: OCLC
Worldcat, BASE, ROAR, RePEc, Open AIRE, Соционет, EBSCO A-to-Z,
EBSCO Discovery Service.
115035, г.Москва, ул. Садовническая, 58/60
Тел./факс: +7 (495) 951 2870
E-mail: instetano@gmail.com;
http://instet.ru
Адрес редакции:
Периодичность 6 номеров в год.
Тираж 800 экз.
Агентство «Роспечать». Каталог «Издания органов научнотехнической
информации», стр. 40 , индекс 65028 «Подписные
издания. Официальный каталог Почты России» Электронный
адрес: podpiska.pochta.ru, индекс П3241.
Для юридических лиц на портале поставщиков http://market.
zakupki.mos.ru размещена оферта № 5108 986-15 .Редакционная
подписка на печатную и электронную версии журнала
с любого номера и в любом комплекте по адресу:
cennostiismisli@gmail.com; instetano@gmail.com.
Стр.214
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заместитель директора
Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич,
академик РАО, профессор, доктор педагогических наук,
и.о. вице-президента РАО
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор,
директор Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор
Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук,
профессор, ведущий научный сотрудник Института
и образовательной информатики ФИЦ «Информатика
управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН,
и заведующий Отделом западноевропейского средневековья
раннего нового времени Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук,
директор Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Дмитриевич,
доктор педагогических
наук, профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
С.С. Бойко
И.А. Бубнова
Э.К. Брейтигам
А.А. Веряев
О.В. Воробьева
Н.Ю. Гвоздецкая
М.А. Гончаров
И.Н. Грифцова
Е.Ю. Илалтдинова
А.Р. Канторович
Е.Ю. Лазарева
С.И. Маловичко
Ф.В. Николаи
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
О.П. Осипова
Н.И. Рыжова
Л.А. Трубина
А.В. Хазина
В.Е. Цибульникова
В.Д. Янченко
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2019
Общероссийский
научный журнал
о мире образования
20193
часть 2
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
Стр.215
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
EDITORIAL COUNCIL
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow Pedagogical State
University, Honoraty Member of Russian Academy
of Natural Sciences, Honoraty Member of International
Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy
Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy
of Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian
Academy of Education
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor,
Chief Researcher, Institute of Educational Informatics,
Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department
of West European Middle Ages and Early Modern Times,
Institute of General History, Russian Academy of Sciences
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MSPU
EDITORIAL
BOARD
S.S. Boiko
I.A. Bubnova
E.K. Breytigam
A.A. Veryaev
O.V. Vorobyova
N.Yu. Gvozdetskaya
M.A. Goncharov
I.N. Griftsova
E.Yu. Ilaltdinova
A.R. Kantorovich
E.Yu. Lazareva
S.I. Malovichko
F.V. Nikolai
N.A. Nikolina
E.A. Nikulina
O.P. Osipova
N.I. Ryzhova
L.A. Trubina
A.V. Khazina
V.E. Tsibulnikova
V.D. Yanchenko
Executive editor
O.V. Vorobyova
Designer
N.I. Lisova
© MSPU, 2019
2019 3
vol. 2
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
“Moscow Pedagogical State University”
Moscow Pedagogical State University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific journals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
Стр.216
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.03; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10;
07.00.15)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Философия и история образования
Давлетбаева В.Б. Проблема развития российского образования
в системе взглядов С.Т. Аксакова (1832–1839 гг.) ..........................9
Баркова Н.Н., Карпенко А.В. Отечественные педагоги о семейном
воспитании: традиции и инновации......................................18
Фандо Р.А. Народные университеты – культурно-образовательные
центры русской эмиграции «Первой волны» ..............................32
Содержание и технологии образования
Чутчева А.В. Развитие профессиональных компетенций:
опыт применения инновационных образовательных технологий
у студентов-журналистов ..............................................46
Еремина Н.А. Проблемы развития компетентностных коммуникаций
будущих специалистов индустрии моды в условиях внедрения
новых образовательных стандартов .....................................55
Борщева О.В. Повышение мотивации к изучению иностранного языка
в неязыковом вузе при помощи современных интернет-ресурсов ............64
Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Обучение аудированию студентов
неязыковых специальностей ...........................................72
Меркиш Т.А. Анализ и интерпретация художественных произведений
как интегративная составляющая обучения иностранному языку.............82
Язык и образование
Фрейдина Е.Л. Роль встроенных жанров и регистров в обеспечении
контакта в англоязычной лекции........................................94
Сергеева Ю.М. Конвергенция профессионального и лингвистического
образования в высшей школе (на примере образовательной программы
«Профессиональная коммуникация в кросскультурной среде») .............103
Конева Н.Н., Власова А.А. К вопросу о классификации стратегий
обучения языкам. Стратегии обучения грамматической стороне
говорения ..........................................................113
Залович А. Основные фонетические трудности хорватских учащихся
при изучении русского языка..........................................123
Ван Юе, Лю Ижу. Преподавание грамматики русского языка на основе
«проблемного» метода в китайских вузах ...............................134
3 / 2019
Преподаватель XXВЕК
213
Стр.217
СОДЕРЖАНИЕ
Образование и художественное творчество
Гусакова И.М. Переживание как компонент художественного
творчества и образования ............................................143
Левашова Е.А. Из истории анимации и мультимедиа .....................151
Волков Д.В. Проблемы анализа портретного образа в рисунке
графитным карандашом..............................................159
Львова Н.С. Этапы организации учебного проектирования в средовом
дизайне (на примере создания малого сада).............................168
Ван Ян, Катханова Ю.Ф. Формирование дизайнерского мышления
в школьной практике обучения ........................................178
Образование и физическая культура
Сабанцева Т.В. Индивидуализация специальной физической
подготовленности студентов-хореографов на основе учета
особенностей телосложения...........................................186
Карасев А.В., Цырков А.П., Дешевых И.Н., Сысоев Ю.В.
Совершенствование военно-прикладной физической подготовки
призывного контингента Вооружённых Сил России .......................195
214
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Вальдман И.А., Красильникова Е.И., Наумов С.С. Исторический
парк «Россия — моя история»: региональный контент versus идеология
и смыслы основной экспозиции мультимедийного проекта . . . . . . . . . . . . . . . . .219
Рогожин Н.М., Талина Г.В. Модели управления новоприсоединенными
территориями России XVII века ........................................239
Русова Ю.С. Кадашевcкая слобода и западноевропейские торговоремесленные
объединения: форма организации и социальное
положение мастеров .................................................253
Юркина Н.Н. Направления и противоречия Столыпинской
аграрной реформы ..................................................263
Гао Жунго, Лю Яи, Позднякова А.А. Размышления о государственном
имидже Китая в книге очерков И.А. Гончарова «Фрегат „Паллада“» .........275
Сейед Асгар Кейван Хоссейни, Масуд Ахонд Мехризи. Китайская
публичная дипломатия в исторической динамике (1991–2018 годы) .........289
Преподаватель XXВЕК
3/ 2019
Стр.218
СОДЕРЖАНИЕ
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
Петрова О.О. Корреляция значений однокорневых непроизводных
и производных глаголов физического воздействия-преобразования .........297
Маркова Н.С. Дейктические локативные наречия в русском языке:
лингводидактический аспект. Статья I: здесь и тут........................305
Патолятов Д.А. Метро-ритмическая организация верлибра
и его периферия на примере поэзии Игоря Холина .......................312
Юй Минсю. Формы императива в значении условия......................321
Жорж Т.К. К вопросу об амбивалентности письма:
взаимопроникновение текста и общественно-политического контекста.......327
Шакурова Е.С., Старчикова И.Ю. Некоторые особенности построения
процесса речевого воздействия .......................................335
Селиванова И.В. Образ монарха в рождественских обращениях
Хуана Карлоса I и Филиппа VI .........................................343
Попова А.В. Лингвокультурные и лингвостилистические особенности
инаугурационного выступления Дональда Трампа ........................352
Морозова Н.Н. Прецедентные феномены в выступлении Кристин
Лагард «Ветры перемен» .............................................358
Кузина М.А. Разнообразие прецедентных имен европейского истока
в мультикультурном художественном дискурсе (на материале
английского языка) ..................................................367
Харитонова И.В., Беляева Е.Е. Глаголы, обозначающие звуки фауны
во французском языке: феноменологический анализ .....................376
Рецензии
Банару Г.А. Книга о профессоре Базылеве. Рец.: Базылев Вячеслав
Тимофеевич. Ученый, учитель и друг. К 100-летию со дня рождения /
сост. Н.И. Гусева; ред. коллегия: Н.С. Денисова, А.А. Рылов. Москва:
Издательство «Интеллект-Центр». 2019. 624 с.: ил. .......................389
Матвеева А.М. «Цветные революции» как вирус антисвободы.
Рец. на учебно-методическое издание: Что надо знать о «цветных
революциях». Учебное пособие / под общ. ред. А.Б. Ананченко; 2-е изд.,
испр. и доп. М., 2018. ................................................394
In Memoria
Мельников P.A., Масина О.Н., Дружинина O.В. Памяти
Юрия Николаевича Меренкова (к 70-летию со дня рождения)»..............400
3 / 2019
Преподаватель XXВЕК
215
Стр.219
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Philosophy and History in Education
Davletbaeva V.B. The Problem of Developing Russian Education
in the System of S.T. Aksakov’s Views (1832–1839) ...........................9
Barkova N.N., Karpenko A.V. Russian Teachers about the Problems
of Family Education: Tradition and Innovation ...............................18
Fando R.A. Public Universities Cultural and Educational Centers
of the “First Wave” of Russian Emigration...................................32
Education Topics and Techniques
Chutcheva A.V. Development of Professional Competencies:
Experience of Using of Innovative Educational Technologies Among
Student Journalists ....................................................46
Eremina N.A. Problems of Developing Competence Communications
of Future Fashion Industry Specialists Within Implementing the New
Educational Standards..................................................55
Borshcheva O.V. Improving Motivation for Learning a Foreign Language
in Non-Language University Using Modern Internet-Resources ..................64
216
Abramova I.E., Shishmolina E.P. Teaching Listening Comprehension
to Non-Linguistic Students...............................................72
Merkish T.A. Analysis and Interpretation of Literary Texts as an Integrative
Component of Foreign Language Teaching .................................82
Education and Language
Freydina E.L. The Role of Embedded Genres and Registers in Providing
Contact in an English Lecture ............................................94
Sergeeva Yu.М. Convergence of Professional and Linguistic Education
in High School (On the Example of Master’s Program “Professional
Communication in Cross-Cultural Environment”) ............................103
Koneva N.N., Vlasova A.A. The Issues of Language Learning Strategies
Classification. Language Learning Strategies in Teaching Grammar .............113
Zaloviсh А. Croatian Students’ Basic Phonetic Difficulties when Studying
the Russian Language.................................................123
Wang Yue, Liu Yiru. Teaching Russian Grammar Based on the “Contextual
Problem” Method In Chinese Universities ..................................134
Преподаватель XXВЕК
3/ 2019
Стр.220
CONTENTS
Education and Art
Gusakova I.M. Emotion as a Specific Feature of Art Work and Education........143
Levashova E.A. From the History of Animation and Multimedia................151
Volkov D.V. Problems of Portrait Image Analysis in Lead
Pencil Drawings......................................................159
Lvova N.S. Stages of Educational Design Organization in the Environmental
Design (On the Example of Creating a Small Garden) ........................168
Wang Yang, Katkhanova Yu.F. Formation of Design Thinking
in Teaching Practice ..................................................178
Education and Physical Culture
Sabantseva T.V. Individualization of Special Physical Training of StudentChoreographers
Based on the Features of Their Body Structure................186
Karasev A.V., Tsyrkov A.P., Deshevykh I.N., Sysoev Yu.V. Improving
Military-Applied Physical Preparation of Conscripts of the Russian
Armed Forces .......................................................195
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Valdman I.A., Krasilnikova E.I., Naumov S.S. Historical Park
“Rissia — My History”: Regional Content versus Ideology and Meanings
of the Main Exposition of a Multimedia Project ..............................219
Rogozhin N.M., Talina G.V. Models of Administrating the Newly Joint
Territories of the Xvii Century Russia .....................................239
Rusova Yu.S. Kadashevskaya Sloboda and West European Trade
and Craft Associations: Forms of Organization and the Social Status
of Masters ..........................................................253
Yurkina N.N. Directions and Contradictions of Stolypin Agrarian Reform .........263
Gao Rongguo, Liu Yay, Pozdnyakova A.A. Reflections on the State
Image of China In Goncharov’s Book of Essays “Frigate Pallada”...............275
Keivan Hosseini Asghar. Chinese Public Diplomacy in the Historical
Dynamics (1991–2018) ................................................289
217
3 / 2019
Преподаватель XXВЕК
Стр.221
CONTENTS
Linguistics
Petrova O.O. Correlation of Single Root Non-Derivative Values
and Derivative Verbs Physical Impact-Transformation ........................297
Markova N.S. Deictic Locative Adverbs in the Russian Language:
Linguodidactic Aspect. Article I: ЗДЕСЬ and ТУТ ...........................305
Patolyatov D.A. Metro-Rhythmic Features of Free Verse and its Transitivity
In Igor Kholin’s Poetry . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .312
Yu Mingxiu. Forms of Imperative in the Meaning of the Condition ..............321
George T.K. On The Ambivalence of Writing: Interpenetration
of a Text and Socio-Political Context......................................327
Shakurova E.S., Starchikova I.Yu. Some Features of Building Verbal
Persuasion Process...................................................335
Selivanova I.V. The Image of the Monarch in the Christmas Messages
of Juan Carlos I and Felipe VI ...........................................343
Popova A.V. Linguocultural and Linguostylistic Peculiarities of Donald
Trump’s Inaugural Address .............................................352
Morozova N.N. Culturally-Bound Phenomena in Christine Lagarde’s
Speech “Winds Of Change” ............................................358
Kuzina M.A. A Variety of Precedent Names of the European Source
in Multicultural Art Discourse (On the Material of the English Language)..........367
218
Kharitonova I.V., Belyaeva E.E. Verbs Denoting the Sounds of Fauna
in French: Phenomenological Analysis ....................................376
Reviews
Banaru G.A. A Book about Professor Bazylev. Review: Bazylev
Vyacheslav Timofeevich. A Scientist, a Teacher, and a Friend.
To the 100th Anniversary / compiled by N.I. Gusev; editorial board:
N.S. Denisova, A.A. Rylov. Moscow: Intellect Center. 2019. 624 p.: ill.
..........389
Matveeva A.M. “Color Revolutions” as an Anti-Freedom Virus. Review
of the Educational and Methodical Publication: What you Need to Know
about the “Color Revolutions”. Textbook / Ed. by A. B. Ananchenko, 2nd ed.
Moscow, 2018 .......................................................394
In Memoria
Melnikov R.A., Masina O.N., Druzhinina O.V. To the Memory
of Yuri Nikolaevich Merenkov (To the 70-th Anniversary) ......................400
Преподаватель XXВЕК
3/ 2019
Стр.222