ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Подписные индексы по каталогу
«Роспечать» 33140 и 37285
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Байфорд Энди,
доктор философии, кафедра русистики,
Даремский университет (Великобритания)
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заместитель директора
Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич,
академик РАО, профессор, доктор педагогических наук,
и.о. вице-президента РАО
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор
Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии, Краковский
педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор Института
российской истории РАН
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий
Отделом западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук, директор
Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Дмитриевич,
доктор
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
20154
часть 1
педагогических наук,
профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
А.Б. Ананченко
Г.А. Артамонов
О.В. Воробьева
И.Н. Грифцова
Е.А. Леванова
В.В. Маландин
В.С. Меськов
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
А.С. Обухов
Н.И. Рыжова
С.Б. Серякова
Л.В. Трегубова
Л.А. Трубина
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2015
Стр.2
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
EDITORIAL COUNCIL
Andy Byford (Great Britain), ScD (Philosophy), Russian
Philology Department, Durham University
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow State Pedagogical
University, Honoraty Member of Russian Academy of Natural
Sciences, Honoraty Member of International Academy
of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy
Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy of
Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian Academy
of Education
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of General
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West
European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of General
History, Russian Academy of Sciences
2015 4
vol. 1
Subscription indexes in the catalogue
“Rospechat” 33140 and 37285
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education
“Moscow State Pedagogical University”
Moscow State Pedagogical University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific jpurnals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MPSU
EDITORIAL
BOARD
A. B. Ananchenko
G. A. Artamonov
O. V. Vorobyova
I. N. Griftsova
E. A. Levanova
V. V. Malandin
V. S. Meskov
N. A. Nikolina
E. A. Nikulina
A. S. Obukhov
N. I. Ryzhova
S. B. Seryakova
L. V. Tregubova
L. A. Trubina
Executive
editor
O. V. Vorobyova
Designer
N. I. Lisova
© MSPU, 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЮБИЛЕЙ
К юбилею А.Л. Семенова ...............................................9
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Философия и история образования
Полежаев В.Д. Трансформация системы формирования контингента
студентов технических вузов в России XIX – начала ХХ века ................10
Педагогика профессионального образования
Каракозов С.Д., Петров Д.А., Худжина М.В. Формирование основной
образовательной программы в условиях приведения в соответствие
требований ФГОС высшего образования профессиональным
стандартам (на примере направления подготовки бакалавров
«Информатика и вычислительная техника» и профессионального
стандарта «Программист»).............................................22
Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Методологические подходы
к интериоризации профессионально-ориентированных знаний
в процессе подготовки социальных педагогов.............................35
Макарова К.В., Гаврилова Л.В. Роль супервизора в сетевом
взаимодействии при организации учебного процесса по магистерской
программе «Учитель начальных классов» ................................46
Содержание и технологии образования
Иванова С.М. Оценка достоверности информации, найденной
в сети Интернет ......................................................54
Ильиченкова З.В. Повышение качества обучения с помощью
аттестационно-мотивационных тестов ...................................61
Алдохина А.А. Основные теоретические аспекты формирования
коммуникативной компетенции специалистов сферы «Таможенное дело» . . . . .69
Захарова Т.Б., Захаров А.С. Роль и место дисциплины «Методика
обучения информатике» в подготовке будущего учителя информатики .......75
Дацун Н.Н., Урузаева Л.Ю. Организация самостоятельной работы
IT-студентов на основе массовых открытых онлайн курсов ..................87
Сысоев Ю.В., Лебедев И.Б., Филатова Т.П. Этимология создания
компьютерных игр с содержанием в сюжете жестоких сцен и их метод
психологического воздействия по аналогии с игровыми автоматами.........104
Язык и образование
Сергеева Ю.М. Роль интроспекции в процессе обучения иноязычному
монологическому общению ...........................................110
4 / 2015
Преподаватель XXВЕК
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Блок Э.Е. Новое поколение учебников иностранного произношения:
Взгляд в будущее ...................................................124
Низовая И.Ю. Основные направления развития электронных
образовательных ресурсов по русскому языку как иностранному ...........134
Перова Т.Ю. Проблемное слово учителя русского языка как
профессионально значимый жанр: структурный и языковой аспекты ........141
Образование и художественное творчество
Чеканцев П.А. Размышления о композиции
в изобразительном искусстве .........................................146
Канунникова Т.А. Композиционный поиск с использованием
различных художественных материалов как метод развития
художественно-образного мышления подростков .........................153
Образование и музыка
Цыпин Г.М. К проблеме художественно-творческой одаренности:
суждения и мнения ..................................................164
Юдин А.П. У истоков русской национальной музыкальноисполнительской
школы ..............................................171
Захаренкова Е.И. Музыкальное исполнительство в педагогическом
образовании (теоретико-методологические аспекты)......................177
Абдуллин Э.Б., Майковская Л.С. Технологии обучения основам
исследовательской деятельности педагога-музыканта.....................185
Образование и физическая культура
Сафошин А.В. Технология подготовки чемпионов в восточных
единоборствах ......................................................191
Педагогическая наука – школе
4
Юренкова Л.Р. Совершенствование изобразительно-графических
навыков при изучении геометрии ......................................198
Горобец Л.Н., Крамская Т.Н. Системно-функциональный подход
как основа формирования коммуникативных универсальных учебных
действий семиклассников в процессе изучении наречия...................207
Абылкасымова А.Е., Жумагулова З.А. О структурно-методических
особенностях школьных учебников по математике........................212
Научная хроника
Научно-методические основы преподавания русского языка
как иностранного в современном поликультурном пространстве
с использованием технологий дистанционного обучения...................219
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Чеканцева З.А. Коллективная память и история .........................229
Воробьева О.В. Историческая память и профессиональная
историография......................................................240
Преподаватель XXВЕК
4/ 2015
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Савицкий Е.Е. Дополитическое насилие в индийских
постколониальных исследованиях 1970–1990-х гг.: между историей
и памятью..........................................................251
Артамонов Г.А. Некоторые особенности эволюции институтов
церковного управления древней Руси (до конца XIII века) ..................266
Дударев В.С. На пути построения нового общества. Крестьянская
реформа в России в восприятии Отто фон Бисмарка .....................281
Филитов А.М. Смена парадигм в историографии:
от «империалистической войны» к «войне империй»......................289
Осипов Е.А. «Шарли» как констатация кризиса. Взгляд из Франции ........302
Чертина З.С. Нужны ли иммигранты Японии? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .310
Филологические науки (10.00.00)
Языкознание (10.02.00)
Никулина Е.А. К типологии английских терминологизмов .................318
Киселева М.А. К вопросу о термине «религиозная корректность» ..........324
Королева Е.В. Место лексемы код в лингвистической терминосистеме .....332
Гилева Е.С. К вопросу заимствований в современном арабском
литературном языке экономической сферы..............................341
Морозова Н.Н. Выражение пространственных отношений
в когнитивной семантике .............................................353
Воробьева М.П. Понимание судебного дискурса через структуры
представления знаний ...............................................364
Ли Ин. Исследование сверхфазового единства (СФЕ) и фрагмента
с точки зрения межфразовой связи и элементов микротемы ...............373
Корецкая О.В. Абзац в англоязычной художественной прозе
как объект прагмафоностилистического исследования
(на материале новеллы Эдгара По «Маска Красной смерти») ..............384
Шарапова Е.В. Окказиональные интенсификаторы в языке
Ф.М. Достоевского...................................................392
Звягинцева А.В. Применение лингвокультурологического подхода
к анализу интонационного оформления текста (на материале
информационного стиля) .............................................399
Литературоведение (10.01.00)
Соколова Н.И. Восприятие представлений Платона в поэзии
К.Д. Россетти .......................................................407
Антонова Е.А. Герой – свидетель истории в тетралогии Марка
Алданова «Мыслитель» ..............................................418
Жабина Е.М. Циклическая концепция истории «Фракийских элегий»
В.Г. Теплякова ......................................................427
Лазареску О.Г. Богатырская песнь «Добрыня» Н.А. Львова
как поэтический эксперимент .........................................433
5
4 / 2015
Преподаватель XXВЕК
Стр.6
CONTENTS
ANNIVERSARY
To the Anniversary of A.L. Semenov........................................9
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Philosophy and History of Education
Polezhaev V.D. Transformation of the Admission of Students of Technical
Universities in Russia XIX – Early XX Century ...............................10
Professional Education Pedagogy
Karakozov S.D., Petrov D.A., Khudzhina M.V. Developing a Basic
Educational Program in the Context of Adjusting the Federal State
Educational Standard to the Occupational Standards (as Exemplified
by a Bachelor Program in Computer Science and Engineering
and Occupational Standards for Computer Engineers).........................22
Levanova E.A., Pushkareva T.V. Methodological Approaches
to the Internalization of Professionally-Oriented Knowledge in the Process
of Preparation of Social Teachers .........................................35
Makarova K.V., Gavrilova L.V. The Role of the Supervisor in Networking
in the Organization of Educational Process on the Master’s Program
“Primary School Teacher” ...............................................46
6
Edication Topics and Techniques
Ivanova S.M. Assessment of the Reliability of Information Found on the Internet ...54
Ilyichenkova Z.V. Improving the Quality of Education with the Attestation
and Motivational Tests..................................................61
Aldokhina А.А. The Main Theoretical Aspects of Communicative
Competence Formation in the Process of Future Customs Officers’
Professional Training ...................................................69
Zakharova T.B., Zakharov A.S. The Role and Place of the Discipline
“Methods Of Teaching Informatics” in the Preparation of Future Teachers
of Informatics .........................................................75
Datsun N.N., Urazaeva L.Ju. Organization of Out-of-Class Work
of it Students on the Basis of the Massive Open Online Courses ................87
Sysoev Yu.V., Lebedev I.B., Filatova T.P. Etymology of Creating Computer
Games with Plots Containing Violent Scenes and How They Affect
the Psychological Conditions in Comparison with Slot Machines................104
Education and Language
Sergeeva Yu.М. Introspection as a Learning Strategy in Oral Presentation .......110
Blok E.E. New Generation of Foreign Pronunciation Handbooks:
Looking into the Future ................................................124
Преподаватель XXВЕК
4/ 2015
Стр.7
CONTENTS
Nizovaja I.Yu. The Main Directions of Development of Electronic
Educational Resources on Russian as a Foreign Language ...................134
Perova T.Yu. The Problem-Based Word of a Teacher of the Russian
Language as a Professionally Significant Genres: Structural
and Linguistic Aspects.................................................141
Education and Art
Chekantsev P.A. Thinking about Composition in the Visual Arts ...............146
Kanunnikova Т.А. Compositional Search Using Different Art Materials
as a Method of Developing Artistic Thinking of Teenagers.....................153
Education and Music
Tsypin G.M. To the Problem of Artistic-Creative Giftedness: Judgments
and Opinions ........................................................164
Yudin A.P. At the Cradle of Russian National Music and Performing School ......171
Zakharenkova E.I. Musical Performance in Teacher Education (TheoreticalMethodological
Aspects) ...............................................177
Abdullin E.B., Maykovskaya L.S. Technologies for Teaching
the Fundamentals of a Research Activity of a Music Educator..................185
Education and Physical Culture
Safoshin A.V. Technology of Training Champions in Martial Arts...............191
Pedagogy Science to School
Yurenkova L.R. Improved Graphic and Graphic Skills in the Study
of Geometry.........................................................198
Gorobets L.N., Kramskaya T.N. Systemic-Functional Approach
as a Basis of Formation of Communicative Universal Educational Actions
of Seventh Grade Students in the Process of Studying Adverbs ................207
Abylkassymova A.E., Zhumagulova Z.A. On the Structural
and Methodical Features of School Textbooks in Mathematics .................212
Scientific Chronicle
Methodical Bases of Teaching Russian as a Foreign Language in a Modern
Multicultural Environment Using Technologies of Distance Learning .............219
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Chekantseva Z.A. Collective Memory AND History .........................229
Vorobyova O.V. Historical Memory and Professional
Historiography .......................................................240
Savitskiy Eu.Eu. Of the 1970–1990: Between Memory and History
Prepolitical Violenc in the Indian Postcolonial Studies........................251
Artamonov G.A. Some Features of the Evolution of the Institutions
of Church Administration in Ancient Russia (Before the End
of the XIII Century)....................................................266
4 / 2015
Преподаватель XXВЕК
7
Стр.8
CONTENTS
Dudarev V.S. On the Way of Building a New Society. The Peasant Reform
in Russia in the Perception of Otto Von Bismarck ...........................281
Filitov A.M. Change of Paradigms in the Historiography:
from the “Imperialist War’’ to “War of Empires” ..............................289
Osipov Eu.A. “Charlie” as a Statement of the Crisis. View from France .........302
Chertina Z.S. Does Japan Need Immigrants?..............................310
Linguistics
Nikulina E.A. On the Typology of English Terminological
Phraseological Units ..................................................318
Kiseleva M.A. To the Problem of the Definition of the Term
“Religious Correctness” ................................................324
Koroleva E.V. Place of the Lexeme ‘Code’ in the Linguistic
System of Terms .....................................................332
Gilyeva Eu.S. On the Question of Borrowings in the Economic Sphere
of the Modern Standart Arabic Language ..................................353
Morozova N.N. The Expression of Spatial Relationsin in Cognitive Semantics ....364
Vorobyeva M.P. Understanding of Courtroom Discourse
Through Structures of Knowledge Representation ...........................373
Li Ying. Study of Super-Phrasal Unit and Fragment in Terms of Inter-Phrase
Connection and Microtheme ............................................341
Koretskaya О.V. Pragmaphonostylistic Analysis of Paragraphs
in British and American Prose Fiction (A Case Study of the Short Story
“The Masque of the Red Death” by Edgar Allan Poe).........................392
Sharapova E.V. Occasional Intensifiers in Fyodor Dostoyevsky’s
Writing Style.........................................................399
8
Zvyaginceva A.V. The Use of the Linguo-Cultural Approach
to the Analysis of the Prosodic Features of the Text (On the Material
of the Informational Style) ..............................................384
Study of Literature
Sokolova N.I. Perception of Plato’s Concepts in C.G. Rossetti’s Poetry .........407
Antonova E.A. Hero – the Witness of History in Mark Aldanov’s Tetralogy
“The Thinker” ........................................................418
Zhabina E.M. Cyclical Concept of History “Thracian Elegies”
V.G. Teplyakova .....................................................427
Lazaresсu O.G. Heroic Epos «Dobrynia» by N.A. Lvov
as a Poetic Experiment ................................................433
Преподаватель XXВЕК
4/ 2015
Стр.9
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
Подписные индексы по каталогу
«Роспечать» 33140 и 37285
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Байфорд Энди,
доктор философии, кафедра русистики,
Даремский университет (Великобритания)
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заместитель директора
Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич,
академик РАО, профессор, доктор педагогических наук,
и.о. вице-президента РАО
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор
Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии, Краковский
педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор Института
российской истории РАН
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий
Отделом западноевропейского средневековья и раннего нового времени
Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук, директор
Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Дмитриевич,
доктор
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
20154
часть 2
педагогических наук,
профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
А.Б. Ананченко
Г.А. Артамонов
О.В. Воробьева
И.Н. Грифцова
Е.А. Леванова
В.В. Маландин
В.С. Меськов
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
А.С. Обухов
Н.И. Рыжова
С.Б. Серякова
Л.В. Трегубова
Л.А. Трубина
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2015
Стр.223
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
EDITORIAL COUNCIL
Andy Byford (Great Britain), ScD (Philosophy), Russian
Philology Department, Durham University
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow State Pedagogical
University, Honoraty Member of Russian Academy of Natural
Sciences, Honoraty Member of International Academy
of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy
Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy of
Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian Academy
of Education
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of General
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West
European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of General
History, Russian Academy of Sciences
2015 4
vol. 2
Subscription indexes in the catalogue
“Rospechat” 33140 and 37285
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education
“Moscow State Pedagogical University”
Moscow State Pedagogical University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific jpurnals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MPSU
EDITORIAL
BOARD
A. B. Ananchenko
G. A. Artamonov
O. V. Vorobyova
I. N. Griftsova
E. A. Levanova
V. V. Malandin
V. S. Meskov
N. A. Nikolina
E. A. Nikulina
A. S. Obukhov
N. I. Ryzhova
S. B. Seryakova
L. V. Tregubova
L. A. Trubina
Executive
editor
O. V. Vorobyova
Designer
N. I. Lisova
© MSPU, 2015
Стр.224
СОДЕРЖАНИЕ
ЮБИЛЕЙ
К юбилею А.Л. Семенова ...............................................9
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Педагогические науки (13.00.00)
Философия и история образования
Полежаев В.Д. Трансформация системы формирования контингента
студентов технических вузов в России XIX – начала ХХ века ................10
Педагогика профессионального образования
Каракозов С.Д., Петров Д.А., Худжина М.В. Формирование основной
образовательной программы в условиях приведения в соответствие
требований ФГОС высшего образования профессиональным
стандартам (на примере направления подготовки бакалавров
«Информатика и вычислительная техника» и профессионального
стандарта «Программист»).............................................22
Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Методологические подходы
к интериоризации профессионально-ориентированных знаний
в процессе подготовки социальных педагогов.............................35
Макарова К.В., Гаврилова Л.В. Роль супервизора в сетевом
взаимодействии при организации учебного процесса по магистерской
программе «Учитель начальных классов» ................................46
Содержание и технологии образования
Иванова С.М. Оценка достоверности информации, найденной
в сети Интернет ......................................................54
Ильиченкова З.В. Повышение качества обучения с помощью
аттестационно-мотивационных тестов ...................................61
Алдохина А.А. Основные теоретические аспекты формирования
коммуникативной компетенции специалистов сферы «Таможенное дело» . . . . .69
Захарова Т.Б., Захаров А.С. Роль и место дисциплины «Методика
обучения информатике» в подготовке будущего учителя информатики .......75
Дацун Н.Н., Урузаева Л.Ю. Организация самостоятельной работы
IT-студентов на основе массовых открытых онлайн курсов ..................87
Сысоев Ю.В., Лебедев И.Б., Филатова Т.П. Этимология создания
компьютерных игр с содержанием в сюжете жестоких сцен и их метод
психологического воздействия по аналогии с игровыми автоматами.........104
Язык и образование
Сергеева Ю.М. Роль интроспекции в процессе обучения иноязычному
монологическому общению ...........................................110
4 / 2015
Преподаватель XXВЕК
223
Стр.225
СОДЕРЖАНИЕ
Блок Э.Е. Новое поколение учебников иностранного произношения:
Взгляд в будущее ...................................................124
Низовая И.Ю. Основные направления развития электронных
образовательных ресурсов по русскому языку как иностранному ...........134
Перова Т.Ю. Проблемное слово учителя русского языка как
профессионально значимый жанр: структурный и языковой аспекты ........141
Образование и художественное творчество
Чеканцев П.А. Размышления о композиции
в изобразительном искусстве .........................................146
Канунникова Т.А. Композиционный поиск с использованием
различных художественных материалов как метод развития
художественно-образного мышления подростков .........................153
Образование и музыка
Цыпин Г.М. К проблеме художественно-творческой одаренности:
суждения и мнения ..................................................164
Юдин А.П. У истоков русской национальной музыкальноисполнительской
школы ..............................................171
Захаренкова Е.И. Музыкальное исполнительство в педагогическом
образовании (теоретико-методологические аспекты)......................177
Абдуллин Э.Б., Майковская Л.С. Технологии обучения основам
исследовательской деятельности педагога-музыканта.....................185
Образование и физическая культура
Сафошин А.В. Технология подготовки чемпионов в восточных
единоборствах ......................................................191
Педагогическая наука – школе
224
Юренкова Л.Р. Совершенствование изобразительно-графических
навыков при изучении геометрии ......................................198
Горобец Л.Н., Крамская Т.Н. Системно-функциональный подход
как основа формирования коммуникативных универсальных учебных
действий семиклассников в процессе изучении наречия...................207
Абылкасымова А.Е., Жумагулова З.А. О структурно-методических
особенностях школьных учебников по математике........................212
Научная хроника
Научно-методические основы преподавания русского языка
как иностранного в современном поликультурном пространстве
с использованием технологий дистанционного обучения...................219
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Чеканцева З.А. Коллективная память и история .........................229
Воробьева О.В. Историческая память и профессиональная
историография......................................................240
Преподаватель XXВЕК
4/ 2015
Стр.226
СОДЕРЖАНИЕ
Савицкий Е.Е. Дополитическое насилие в индийских
постколониальных исследованиях 1970–1990-х гг.: между историей
и памятью..........................................................251
Артамонов Г.А. Некоторые особенности эволюции институтов
церковного управления древней Руси (до конца XIII века) ..................266
Дударев В.С. На пути построения нового общества. Крестьянская
реформа в России в восприятии Отто фон Бисмарка .....................281
Филитов А.М. Смена парадигм в историографии:
от «империалистической войны» к «войне империй»......................289
Осипов Е.А. «Шарли» как констатация кризиса. Взгляд из Франции ........302
Чертина З.С. Нужны ли иммигранты Японии? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .310
Филологические науки (10.00.00)
Языкознание (10.02.00)
Никулина Е.А. К типологии английских терминологизмов .................318
Киселева М.А. К вопросу о термине «религиозная корректность» ..........324
Королева Е.В. Место лексемы код в лингвистической терминосистеме .....332
Гилева Е.С. К вопросу заимствований в современном арабском
литературном языке экономической сферы..............................341
Морозова Н.Н. Выражение пространственных отношений
в когнитивной семантике .............................................353
Воробьева М.П. Понимание судебного дискурса через структуры
представления знаний ...............................................364
Ли Ин. Исследование сверхфазового единства (СФЕ) и фрагмента
с точки зрения межфразовой связи и элементов микротемы ...............373
Корецкая О.В. Абзац в англоязычной художественной прозе
как объект прагмафоностилистического исследования
(на материале новеллы Эдгара По «Маска Красной смерти») ..............384
Шарапова Е.В. Окказиональные интенсификаторы в языке
Ф.М. Достоевского...................................................392
Звягинцева А.В. Применение лингвокультурологического подхода
к анализу интонационного оформления текста (на материале
информационного стиля) .............................................399
Литературоведение (10.01.00)
Соколова Н.И. Восприятие представлений Платона в поэзии
К.Д. Россетти .......................................................407
Антонова Е.А. Герой – свидетель истории в тетралогии Марка
Алданова «Мыслитель» ..............................................418
Жабина Е.М. Циклическая концепция истории «Фракийских элегий»
В.Г. Теплякова ......................................................427
Лазареску О.Г. Богатырская песнь «Добрыня» Н.А. Львова
как поэтический эксперимент .........................................433
225
4 / 2015
Преподаватель XXВЕК
Стр.227
CONTENTS
ANNIVERSARY
To the Anniversary of A.L. Semenov........................................9
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Philosophy and History of Education
Polezhaev V.D. Transformation of the Admission of Students of Technical
Universities in Russia XIX – Early XX Century ...............................10
Professional Education Pedagogy
Karakozov S.D., Petrov D.A., Khudzhina M.V. Developing a Basic
Educational Program in the Context of Adjusting the Federal State
Educational Standard to the Occupational Standards (as Exemplified
by a Bachelor Program in Computer Science and Engineering
and Occupational Standards for Computer Engineers).........................22
Levanova E.A., Pushkareva T.V. Methodological Approaches
to the Internalization of Professionally-Oriented Knowledge in the Process
of Preparation of Social Teachers .........................................35
Makarova K.V., Gavrilova L.V. The Role of the Supervisor in Networking
in the Organization of Educational Process on the Master’s Program
“Primary School Teacher” ...............................................46
226
Edication Topics and Techniques
Ivanova S.M. Assessment of the Reliability of Information Found on the Internet ...54
Ilyichenkova Z.V. Improving the Quality of Education with the Attestation
and Motivational Tests..................................................61
Aldokhina А.А. The Main Theoretical Aspects of Communicative
Competence Formation in the Process of Future Customs Officers’
Professional Training ...................................................69
Zakharova T.B., Zakharov A.S. The Role and Place of the Discipline
“Methods Of Teaching Informatics” in the Preparation of Future Teachers
of Informatics .........................................................75
Datsun N.N., Urazaeva L.Ju. Organization of Out-of-Class Work
of it Students on the Basis of the Massive Open Online Courses ................87
Sysoev Yu.V., Lebedev I.B., Filatova T.P. Etymology of Creating Computer
Games with Plots Containing Violent Scenes and How They Affect
the Psychological Conditions in Comparison with Slot Machines................104
Education and Language
Sergeeva Yu.М. Introspection as a Learning Strategy in Oral Presentation .......110
Blok E.E. New Generation of Foreign Pronunciation Handbooks:
Looking into the Future ................................................124
Преподаватель XXВЕК
4/ 2015
Стр.228
CONTENTS
Nizovaja I.Yu. The Main Directions of Development of Electronic
Educational Resources on Russian as a Foreign Language ...................134
Perova T.Yu. The Problem-Based Word of a Teacher of the Russian
Language as a Professionally Significant Genres: Structural
and Linguistic Aspects.................................................141
Education and Art
Chekantsev P.A. Thinking about Composition in the Visual Arts ...............146
Kanunnikova Т.А. Compositional Search Using Different Art Materials
as a Method of Developing Artistic Thinking of Teenagers.....................153
Education and Music
Tsypin G.M. To the Problem of Artistic-Creative Giftedness: Judgments
and Opinions ........................................................164
Yudin A.P. At the Cradle of Russian National Music and Performing School ......171
Zakharenkova E.I. Musical Performance in Teacher Education (TheoreticalMethodological
Aspects) ...............................................177
Abdullin E.B., Maykovskaya L.S. Technologies for Teaching
the Fundamentals of a Research Activity of a Music Educator..................185
Education and Physical Culture
Safoshin A.V. Technology of Training Champions in Martial Arts...............191
Pedagogy Science to School
Yurenkova L.R. Improved Graphic and Graphic Skills in the Study
of Geometry.........................................................198
Gorobets L.N., Kramskaya T.N. Systemic-Functional Approach
as a Basis of Formation of Communicative Universal Educational Actions
of Seventh Grade Students in the Process of Studying Adverbs ................207
Abylkassymova A.E., Zhumagulova Z.A. On the Structural
and Methodical Features of School Textbooks in Mathematics .................212
Scientific Chronicle
Methodical Bases of Teaching Russian as a Foreign Language in a Modern
Multicultural Environment Using Technologies of Distance Learning .............219
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Chekantseva Z.A. Collective Memory AND History .........................229
Vorobyova O.V. Historical Memory and Professional
Historiography .......................................................240
Savitskiy Eu.Eu. Of the 1970–1990: Between Memory and History
Prepolitical Violenc in the Indian Postcolonial Studies........................251
Artamonov G.A. Some Features of the Evolution of the Institutions
of Church Administration in Ancient Russia (Before the End
of the XIII Century)....................................................266
4 / 2015
Преподаватель XXВЕК
227
Стр.229
CONTENTS
Dudarev V.S. On the Way of Building a New Society. The Peasant Reform
in Russia in the Perception of Otto Von Bismarck ...........................281
Filitov A.M. Change of Paradigms in the Historiography:
from the “Imperialist War” to “War of Empires” ............................289
Osipov Eu.A. “Charlie” as a Statement of the Crisis. View from France .........302
Chertina Z.S. Does Japan Need Immigrants?..............................310
Linguistics
Nikulina E.A. On the Typology of English Terminological
Phraseological Units ..................................................318
Kiseleva M.A. To the Problem of the Definition of the Term
“Religious Correctness” ................................................324
Koroleva E.V. Place of the Lexeme ‘Code’ in the Linguistic
System of Terms .....................................................332
Gilyeva Eu.S. On the Question of Borrowings in the Economic Sphere
of the Modern Standart Arabic Language ..................................353
Morozova N.N. The Expression of Spatial Relationsin in Cognitive Semantics ....364
Vorobyeva M.P. Understanding of Courtroom Discourse
Through Structures of Knowledge Representation ...........................373
Li Ying. Study of Super-Phrasal Unit and Fragment in Terms of Inter-Phrase
Connection and Microtheme ............................................341
Koretskaya О.V. Pragmaphonostylistic Analysis of Paragraphs
in British and American Prose Fiction (A Case Study of the Short Story
“The Masque of the Red Death” by Edgar Allan Poe).........................392
Sharapova E.V. Occasional Intensifiers in Fyodor Dostoyevsky’s
Writing Style.........................................................399
228
Zvyaginceva A.V. The Use of the Linguo-Cultural Approach
to the Analysis of the Prosodic Features of the Text (On the Material
of the Informational Style) ..............................................384
Study of Literature
Sokolova N.I. Perception of Plato’s Concepts in C.G. Rossetti’s Poetry .........407
Antonova E.A. Hero – the Witness of History in Mark Aldanov’s Tetralogy
“The Thinker” ........................................................418
Zhabina E.M. Cyclical Concept of History “Thracian Elegies”
V.G. Teplyakova .....................................................427
Lazaresсu O.G. Heroic Epos «Dobrynia» by N.A. Lvov
as a Poetic Experiment ................................................433
Преподаватель XXВЕК
4/ 2015
Стр.230