ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 1, 2018
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
Новичков В. Б., главный редактор, доцент Института «Высшая школа образования»
МПГУ, кандидат педагогических наук
Дронов В. П., первый проректор МПГУ, доктор географических наук, профессор,
академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Джуринский А. Н., профессор Института детства МПГУ, доктор педагогических
наук, академик РАО
Ерошин В. И., главный научный сотрудник НИЦ Московского психологосоциального
университета, доктор экономических наук, доктор педагогических
наук, профессор, член-корреспондент РАО
Розов Н. Х., декан факультета педагогического образования МГУ
им М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Борис Черни, директор факультета иностранных языков университета г. Кан
(Франция), профессор
Дин Дэкэ, ректор Вэйнаньского педагогического университета, доктор философских
наук, профессор (КНР)
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого (г. Оломоуц, Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Свободного Университета г. Больцано (Италия),
директор Государственного института дошкольного воспитания и исследования
Министерства образования Баварии (Германия)
Стр.3
Редколлегия:
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования Центра
дошкольного и начального образования ГАОУ ВО МИОО, доктор педагогических наук,
кандидат биологических наук
Князев В. Н., профессор Кафедры философии МПГУ, доктор философских наук
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории МПГУ, доктор
исторических наук
Кузьменко Г. А., заместитель заведующего Кафедрой теоретических основ физической
культуры и спорта МПГУ, кандидат педагогических наук
Егупова М. В., профессор Кафедры элементарной математики и методики обучения
математике МПГУ, доктор педагогических наук
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
МПГУ, кандидат педагогических наук
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций МПГУ,
доктор филологических наук
Уваров А. Ю., профессор Кафедры информационных технологий в образовании МПГУ,
доктор педагогических наук
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративно-прикладного искусства МПГУ,
кандидат педагогических наук
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2018
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 28.02.2018. Формат 60х90/8. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 26,75.
Стр.4
Science and School
№ 1, 2018
All-russian
Scientific and Pedagogical Journal
Editorial Board:
Novichkov V. B., Editor-in-Chief, Associate Professor, Institute “Graduate School
of Education”, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Dronov V. P., First Vice-rector, Moscow Pedagogical State University, ScD
in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in-Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Eroshin V. I., Chief Researcher, Scientific Research Center, Moscow Psychological
and Social University, ScD in Education, ScD in Economics, Professor, Corresponding
Member, Russian Academy of Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Boris Czerny, Director, Faculty of Foreign Languages, University of Caen Normandy
(France), Professor
Ding Deke, President, Weinan Normal University (China), ScD in Philosophy, Professor
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
Wassilios Fthenakis, Professor, Free University of Bolzano (Italy), Director, State
Institute of Pre-School Education and Research of the Ministry of Education of Bavaria
(Germany)
Стр.5
Editorial Team:
Argunova M. V., Professor, Department of Preschool and Primary Education, Center
for Preschool and Primary Education, Moscow Institute of the Open Education,
ScD in Education, PhD in Biology
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Rechitskaya E. G., Professor Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Mediacommunications Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Professor, Information Technologies in Education Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2018
С требованиями к предоставляемым материалам
и сопутствующей информацией можно ознакомиться
на сайте журнала
www.nauka-i-shkola.ru
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
В рамках разработки концепции развития педагогического образования редакция журнала
пуб ликует материалы, касающиеся новых подходов к содержанию образования, в том числе в части
раскрытия его правовых и экономических аспектов. Приглашаем авторов публикаций принять
участие в обсуждении данных проблем.
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Ло Ваньци, Болотова Е. Л. Сравнение некоторых элементов системы
образования в Китае и России
Никитенко З. Н. Овладение младшими школьниками иностранным языком:
компетенции или способности
Павлов Д. И. Достижение метапредметных результатов начального образования
путем развития навыков получения информации на уроках информатики
в начальной школе
Уваров А. Ю. Пространственно-временные границы образовательного процесса
и цифровые технологии
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Азарова Л. Н., Бычкова Т. М. Психологическое здоровье и его роль
в академической успешности студентов
Ван Вэньцзяо. «Музыкальный калейдоскоп» в обучении китайских
студентов-русистов
Васёв Д. В. Коммуникативно-этические речевые качества как показатель
профессиональной компетентности педагога
Вэй Ниннин. Тематика интервью для обучения китайских студентов-русистов
эффективной речевой деятельности
Гомзякова Н. Ю. Социальные ожидания как компонент профессиональной
деятельности молодых специалистов-олигофренопедагогов
Деза Е. И. О месте понятия «расстояние» в профессиональной подготовке
учителя математики
Зинченко (Шарлай) В. В. Формирование социальной активности младших
школьников в трудовой деятельности
Котова Л. В. Модульное построение дисциплины «Методы и средства защиты
информации» для бакалавров педагогического образования
Опарина Н. А. Формирование сценарно-режиссерских навыков педагога
дополнительного образования как условие повышения уровня
его профессионального мастерства
Римонди Дж. Работа над словом на уроках русского как иностранного в вузе
Особенности лексического подхода
33
40
48
53
58
63
72
77
87
95
9
14
18
24
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Короткова М. В. «Новое краеведение» как современное направление развития
музейной педагогики ХХI века
Синицина И. А., Корчаловская Н. В., Сундукова А. Х. Системносинергетический
подход как концептуально-теоретическая основа управления
современным образованием
Головчин М. А. Отношение к учительскому труду у городских и сельских
педагогов: по материалам социологического мониторинга
Давидович Н. Н. Коммуникативная компетентность как ценность старшеклассника
Полякова М. В. 13 лайфхаков для экскурсии в осенний парк (реинновация
методических приемов экологической экскурсии)
Прокопьева М. М., Дьяконова А. З., Попова М. Н. Сотрудничество семьи
и школы как условие формирования педагогической компетентности родителей
Гайворонский В. Г. Роль парашютного спорта в формировании системы
ценностных ориентаций студенческой молодежи
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Веретенникова Л. К., Выгонская Г. М. Коммуникативные стратегии
в педагогическом взаимодействии в образовательном процессе
Орлова Т. С., Половникова А. В., Сорокин А. А. Презентация проекта
по истории как форма диагностики образовательных результатов обучающихся
Цибульникова В. Е. Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая среда
как компонент образовательной среды школы
Лю Жун. От Книги Закона «Фацзин» до «Закона об отмене телесных наказаний
четвертого императора династии Хань – Хань Вэньди» «История о спасшей
своего отца от телесного наказания и смерти Ти Ин» в качестве учебного примера
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Кузьмин М. Н. Образование и гражданское общество
Мариупольская Т. Г. К проблеме генезиса и механизма существования школ
в музыкально-исполнительской и педагогической практике
Куркин Е. Б. Школа в условиях стандартизации
Макова Е. Н. Становление женского гимназического образования в Кранинском
уезде Смоленской губернии во второй половине XIX – начале XX веков
Пронская М. Г. Формирование готовности к личностному самоопределению
подростков в учебной деятельности (на примере предметной области «Филология»)
145
151
156
166
100
104
110
119
124
134
140
173
180
186
193
198
Стр.8
CONTENTS
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Luo Wanqi, Bolotova E. L. Comparison of education system in China and Russia
Nikitenko Z. N. Learning a foreign language in primary school: competences or abilities
Pavlov D. I. Achievement of interdisciplinary results of primary education by developing
skills of getting information at the informatics lessons in primary schools
Uvarov A. Yu. Spatiotemporal boundaries of the educational process
and digital technologies
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Azarova L. N., Bychkova T. M. Psychological health and its role in students’
academic success
Wang Wenjiao. Musical kaleidoscope in the teaching of Chinese students –
Russian learners
Vasyov D. V. Communicative and ethical speech qualities as an indicator of teacher’s
professional competence
Wei Ningning. Interview topics for the Chinese students training in the effective
Russian speech practice
Gomzyakova N. Yu. Social expectations as a component of professional activity
of young oligophrenopedagogists
Deza E. I. On the place of the concept “distance” in professional training
of mathematics teacher
Zinchenko (Sharlay) V. V. Formation of primary school children’s social activity
in the working process
Kotova L. V. Modular construction of the discipline “Methods and means
of information protection” for bachelors of pedagogical education
Oparina N. A. Formation of scriptwriter and director’s skills of a teacher of additional
education as a condition for increasing the level of his professional skills
Rimondi G. Working on words in Russian as a foreign language class at university
particularities of the lexical approach
33
40
48
53
58
63
72
77
87
95
9
14
18
24
Стр.9
CONTENTS
PEDAGOGICAL SEARCH
Korotkova M. V. “New regional study” as a contemporary direction of development
of the museum Pedagogics of the XXI century
Sinitsyna I. A., Konchalovsky N. V., Sundukova A. Kh. System-synergetic approach
as a conceptual-system-synergetic approach as a conceptual-theoretical basis
of management of contemporary education
Golovchin M. A. Attitudes of urban and rural teachers towards educational work:
on the materials of sociological monitoring
Davidovich N. N. Communicative competence as the asset of a high school student
Polyakova M. V. 13 life-hacks for an excursion to the autumn park (re-innovation
of instructional techniques of ecological tours)
Prokopeva M. M., Dyakonova A. Z., Popova M. N. Family and school cooperation
as a condition for parents’ pedagogical competence
Gaivoronskiy V. G. Role of parachute sport in forming students’ value oriented system
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Veretennikova L. K., Vygonskaya G. M. Communicative strategies in pedagogical
interaction within the educational process
Orlova T. S., Polovnikova A. V., Sorokin A. A. Presentation of the history projects
as a form of diagnostics of students’ educational outcomes
Tsibulnikova V. E. Health-forming and health-saving environment as a component
of the school educational space
Liu Rong. From the Book of the Law “Fajin” to the “Law on the Abolition of Corporal
Punishment of the Fourth Emperor of the Han Dynasty – Han Wendi” “The story
of the one who saved her father from corporal punishment and death Ti Ying”
as a case study
THE FLOOR IS GIVEN....
Kuzmin M. N. Education and civil society
Mariupolskaya T. G. The problem of genesis and mechanism of the existence
of schools in music performance and teaching practice
Kurkin E. B. School in the conditions of standardization
Makova E. N. Formation of female college education in Krasninsky district of Smolensk
province in the second half of XIX – early XX centuries
Pronskaya M. G. Formation of readiness for personal self-determination of teenagers
in learning activity (on the example of the subject field “Philology”)
145
151
156
100
104
110
119
124
134
140
166
173
180
186
193
198
Стр.10