На правах рукописи
ХЛОПКОВ Алексей Викторович
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СПОРТА И ПОЛИТИКИ
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2003
2
Работа выполнена в Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
доктор философских паук, профессор Владислав Иванович Столяров
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Виноградов Петр Алексеевич
доктор политических наук, профессор Сергей Алексеевич Чернов
Ведущая организация:
Московская государственная академия физической культуры
Защита диссертации состоится "//"
гсгл^Хл
2003 г. в f£~. <...> Проблема взаимоотношения спорта и
политики - одна из наиболее сложных, а вместе с тем важных проблем теории
спорта. <...> В рамках научной концепции взаимоотношения спорта и политики
применительно к современным условиям демократизации общества особенно
важное значение имеют ее социально-педагогические аспекты. <...> Речь идет о
комплексе следующих вопросов: существует ли связь спорта и политики как
социальных явлений; в каких формах она может выступать и реально имеет ме
сто; каково отношение молодежи, особенно спортсменов и будущих специали
стов в области физической культуры и спорта, к связи спорта и политики; нуж
дается ли это отношение в педагогической коррекции; с помощью каких
средств, форм и методов может эффективно решаться данная задача, в том чис
ле в рамках высшего физкультурного образования; какое место она занимает и
должна занимать в системе политического и спортивного образования молоде
жи И Т.П. <...> Актуальность этих вопросов в первую очередь определяется тем, что соз
дание подлинно цивилизованного, правового, гуманного и демократического
общества предполагает высокий уровень развития не <...>
Социально-педагогические_аспекты_концепции_взаимоотношения_спорта_и_политики..pdf
На правах рукописи
ХЛОПКОВ Алексей Викторович
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СПОРТА И ПОЛИТИКИ
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2003
Стр.1
2
Работа выполнена в Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
доктор философских паук, профессор Владислав Иванович Столяров
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Виноградов Петр Алексеевич
доктор политических наук, профессор Сергей Алексеевич Чернов
Ведущая организация:
Московская государственная академия физической культуры
Защита диссертации состоится "//"
гсгл^Хл
2003 г. в f£~.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проблема взаимоотношения спорта и
политики - одна из наиболее сложных, а вместе с тем важных проблем теории
спорта. В рамках научной концепции взаимоотношения спорта и политики
применительно к современным условиям демократизации общества особенно
важное значение имеют ее социально-педагогические аспекты. Речь идет о
комплексе следующих вопросов: существует ли связь спорта и политики как
социальных явлений; в каких формах она может выступать и реально имеет место;
каково отношение молодежи, особенно спортсменов и будущих специалистов
в области физической культуры и спорта, к связи спорта и политики; нуждается
ли это отношение в педагогической коррекции; с помощью каких
средств, форм и методов может эффективно решаться данная задача, в том числе
в рамках высшего физкультурного образования; какое место она занимает и
должна занимать в системе политического и спортивного образования молодежи
И Т.П.
Актуальность этих вопросов в первую очередь определяется тем, что создание
подлинно цивилизованного, правового, гуманного и демократического
общества предполагает высокий уровень развития не только нравственной,
правовой, но и политической культуры граждан. Решение этой задачи имеет
особенно важное значение в условиях современной России. Кризисное состояние
экономики, слабость государственной власти, политическая нестабильность,
привели к негативным явлениям в сфере политической социализации
молодёжи, усилению в их среде политического нигилизма. Этому содействует
и возникшее вследствие политики «деидеологизации» пренебрежительное отношение
в системе образования к формированию политической культуры молодежи.
Поэтому в настоящее время возникла потребность в усилении внимания
к политическому образованию молодежи. Не случайно в новых Государственных
образовательных стандартах в качестве федерального компонента в
системе высшего профессионального образования определено политическое
образование студентов.
Но формирование политической культуры молодежи, особенно той, которая
связана со спортом, и в системе высшего физкультурного образования, невозможно
без обращения к социально-педагогическим аспектам концепции
взаимоотношения спорта и политики, так как спорт в XX в. стал играть важную
роль во всех областях жизни современного общества, в том числе в сфере политики.
Состояние
научной разработанности проблемы. Проблема взаимоотношения
спорта и политики давно является предметом изучения философии, со
Стр.3