ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 3, 2017
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
Новичков В. Б., главный редактор, советник при ректорате МПГУ, кандидат
педагогических наук
Дронов В. П., первый проректор МПГУ, доктор географических наук, профессор,
академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Глушков А. И., и.о. заведующего кафедрой права ИСГО МПГУ, доктор юридических
наук, профессор
Джуринский А. Н., профессор Института детства МПГУ, доктор педагогических
наук, академик РАО
Ерошин В. И., главный научный сотрудник НИЦ Московского психологосоциального
университета, доктор экономических наук, доктор педагогических
наук, профессор, член-корреспондент РАО
Минин А. Я., заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин ИСГО МПГУ,
доктор юридических наук, профессор
Молчанов А. В., профессор кафедры «Экономические и финансовые расследования»
Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ им. М. В. Ломоносова
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук
Райзберг Б. А., главный научный сотрудник Всероссийской академии внешней
торговли, доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор
Розов Н. Х., декан факультета педагогического образования МГУ
им М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор
Хабибулин А. Г., заведующий кафедрой «Экономические и финансовые
расследования» Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ
им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор
Чертов В. Ф., заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Борис Черни, директор факультета иностранных языков университета г. Кан
(Франция), профессор
Дин Дэкэ, ректор Вэйнаньского педагогического университета, доктор философских
наук, профессор (КНР)
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого (г. Оломоуц, Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Свободного Университета г. Больцано (Италия),
директор Государственного института дошкольного воспитания и исследования
Министерства образования Баварии (Германия)
Стр.3
Редколлегия:
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ВО
МИОО, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук
Князев В. Н., профессор кафедры философии МПГУ, доктор философских наук
Короткова М. В., профессор кафедры методики преподавания истории МПГУ, доктор
исторических наук
Кузьменко Г. А., заместитель заведующего кафедрой теоретических основ физической
культуры и спорта МПГУ, кандидат педагогических наук
Кучугурова Н. Д., профессор кафедры элементарной математики и методики обучения
математике МПГУ, доктор педагогических наук
Мусарский М. М., директор Института социально-гуманитарного образования МПГУ,
доктор экономических наук
Нестерова Н. М., и. о. заведующего кафедрой гражданско-правовых дисциплин МПГУ,
кандидат юридических наук
Николаев М. В., доцент кафедры экономической теории и менеджмента МПГУ, кандидат
экономических наук
Речицкая Е. Г., профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
МПГУ, кандидат педагогических наук
Славина В. А., заведующий кафедрой журналистики и медиакоммуникаций МПГУ,
доктор филологических наук
Уваров А. Ю., профессор кафедры информационных технологий в образовании МПГУ,
доктор педагогических наук
Черемных Г. В., профессор кафедры декоративно-прикладного искусства МПГУ,
кандидат педагогических наук
Чеха В. В., профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ,
начальник управления правового и кадрового обеспечения Россотрудничества, кандидат
юридических наук
Ширяева С. В., и. о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права МПГУ,
кандидат юридических наук
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2017
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 27.06.2017. Формат 60х90/8. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 25.
Стр.4
Science and School
№ 3, 2017
All-russian
Scientific and Pedagogical Journal
Editorial Board:
Novichkov V. B., Editor-in-Chief, Advisor to the Rector’s office, Moscow State
University of Education, PhD in Education
Dronov V. P., First Vice-rector, Moscow State University of Education, ScD
in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in-Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Glushkov A. I., Acting Chairperson, Law Department, Institute of Socio-Humanitarian
Education, Moscow State University of Education, ScD in Jurisprudence, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow State University
of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Eroshin V. I., Chief Researcher, Scientific Research Center, Moscow Psychological
and Social University, ScD in Education, ScD in Economics, Professor, Corresponding
Member, Russian Academy of Education
Minin A. Ya., Chairperson, Criminal Law Disciplines Department, Institute of SocioHumanitarian
Education, Moscow State University of Education, ScD in Jurisprudence,
Professor
Molchanov A. V., Professor, Economics and Financial Studies Department, Higher
School of State Audit, Lomonosov Moscow State University
Pankova N. B., Chief Researcher, Poly-system Studies Laboratory, Scientific Research
Institute of General Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical
Sciences, ScD in Biology
Raizberg B. A., Chief Researcher, Russian Foreign Trade Academy, ScD in Economics,
ScD in Engineering, Professor
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Khabibulin A. G., Chairperson, Economics and Financial Studies Department, Higher
School of State Audit, Lomonosov Moscow State University, ScD in Jurisprudence,
Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow State
University of Education, ScD in Education, Professor
Boris Czerny, Director, Faculty of Foreign Languages, University of Caen Normandy
(France), Professor
Ding Deke, President, Weinan Normal University (China), ScD in Philosophy, Professor
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
Wassilios Fthenakis, Professor, Free University of Bolzano (Italy), Director, State
Institute of Pre-School Education and Research of the Ministry of Education of Bavaria
(Germany)
Стр.5
Editorial Team:
Argunova M. V., Professor, Department of Preschool and Primary Education, Moscow
Institute of the Open Education, ScD in Education, PhD in Biology
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow State University of Education,
ScD in Philosophy
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow State
University of Education, ScD in History
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow State University of Education, PhD in Education
Kuchugurova N. D., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching
Mathematics Department, Moscow State University of Education, ScD in Education
Musarsky M. M., Director of the Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow
State University of Education, ScD in Economics
Nesterova N. M., Acting Chairperson, Civil Law Disciplines Department, Moscow State
University of Education, PhD in Jurisprudence
Nikolaev M. V., Associate Professor, Economical Theory and Management Department,
Moscow State University of Education, PhD in Economics
Rechitskaya E. G., Professor Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
State University of Education, PhD in Education
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Mediacommunications Department, Moscow
State University of Education, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Professor, Information Technologies in Education Department, Moscow State
University of Education, ScD in Education
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow State
University of Education, PhD in Education
Chekha V. V., Professor, Management of Educational Systems Department, Moscow State
University of Education, Head of Legal and Staffing Office, Rossotrudnichestvo Federal
Agency, PhD in Jurisprudence
Shiryaeva S. V., Acting Chairperson, Theory and History of State and Law Department,
Moscow State University of Education, PhD in Jurisprudence
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2017
С требованиями к предоставляемым материалам
и сопутствующей информацией можно ознакомиться
на сайте журнала
www.nauka-i-shkola.ru
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
В рамках разработки концепции развития педагогического образования редакция журнала
пуб ликует материалы, касающиеся новых подходов к содержанию образования, в том числе в части
раскрытия его правовых и экономических аспектов. Приглашаем авторов публикаций принять
участие в обсуждении данных проблем.
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Правовое обеспечение социокультурного развития
Фишман Л. И. Качество и конкурентоспособность образовательных услуг:
опыт определения и дифференциации понятий (часть 1)
Дин Дэкэ. Архетипические установки социокультурного развития современного
педагогического образования в КНР
Ковшова Е. С. Родители о роли школы в формировании здорового образа
жизни ребенка
Бушная Н. В., Чуниха А. А., Гусейнова И. С. Суд с участием присяжных
заседателей как индикатор «здоровья общества»
НАУКА – ОБРАЗОВАНИЮ
Педагогические науки (13.00.00)
Образовательные стандарты и педагогическая практика
Баржанова М. В., Доценко К. П. Лучшие мировые образовательные практики
на основе передового опыта стран Юго-Восточной Азии: чудо или эффективные
технологии
Гончаров М. А., Шкуров А. Ю. Государственно-общественное управление
образовательной организацией и модель общественно-активной школы:
открытая педагогика сотрудничества
Ульянова И. В. Современные средства обучения учащихся решению
математической задачи в контексте реализации ФГОС ООО нового поколения
Проблемы педагогического образования
Прохорова М. П., Седых Е. П. Методическое обеспечение инновационнопроектной
деятельности будущих педагогов профессионального обучения
Афанасьева Т. П., Мазниченко М. А., Тюнников Ю. С. Непрерывная подготовка
учителя к изменениям в образовательной системе
Шилова Е. А., Квашнин А. Ю. Формирование профессиональных компетенций
у студентов-логопедов на основе использования электронной обучающей
программы по построению индивидуального маршрута развития ребенка
с нарушениями речи
Михайлова Л. Б. Знания о религии в системе светского образования:
приглашение к дискуссии
Янченко В. Д., Ван Вэньцзяо. Опыт обучения китайских студентов-русистов
музыкальной терминологии
Меськов В. С., Сабанина Н. Р. Матетика Яна Амоса Коменского: ученичество –
наука о познании
77
84
48
59
68
10
25
31
40
93
100
110
113
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Педагогические технологии
Богомолова Г. Н. Личность в пространстве творчества
124
Дмитриева Д. А., Еремеева А. П. Коммуникативно-деятельностная
направленность в обучении терминологии на занятиях по русскому языку
в поликультурной школе
Ли Яньпин. Некоторые приемы развития познавательного интереса китайских
студентов к русскому языку с использованием исторических материалов
в контексте диалога культур
Майоршина С. В. Проблемы и перспективы преподавания ESP в вузе
(на примере географического факультета МПГУ)
Московкина А. Г. Социально-экологическая модель семьи ребенка
с ограниченными возможностями здоровья
Шмигирилова И. Б. Особенности конструирования учебно-поисковых заданий
в компетентностном обучении математике
Педагогический поиск
Щуров А. Г., Чурганов О. А., Гаврилова Е. А., Лопатина Е. А.
Влияние школьного социального капитала на уровень физической
активности школьников
Латыговская О. В. Формирование основ культуры здоровья детей
3–4-го года жизни
Захарова Е. А. Методы обучения иностранному языку в историческом контексте
и их значимость в современной практике иноязычного образования
Слово предоставляется
Рушингина О. И. Педагогическое тестирование как метод формирования
общенаучных компетенций школьников
Астахова А. В. Идеологическая ксенофобия в образовательной системе
советского периода
Руднев И. Ю. Применение электронных образовательных ресурсов
для эффективного обучения детей младшего школьного возраста
изобразительному искусству
Научная жизнь
Отчет о проведении семинара-совещания главных редакторов и редакторов
педагогических и академических журналов «Научно-методическое
и информационное обеспечение развития педагогического образования»
207
184
190
197
161
166
174
132
136
140
147
152
Стр.8
CONTENTS
ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS OF EDUCATION
Legal support of social and cultural development
Fishman L. I. Quality and Competitiveness of Education Services: Experience
of Definition and Differentiation of Concepts (Part 1)
Ding Deke. Archetypical Bases of Social and Cultural Developement of Modern
Pedagogical Education in China
Kovshova E. S. Parents about the Role of Schools in the Formation of Child`s
Healthy Lifestyle
Bushnaya N. V., Chuniha A. A., Huseynova I. S. Court with the Participation
of Jurors as an Indicator of „Public Health”
SCIENCE TO EDUCATION
Pedagogics (13.00.00)
Educational standards and pedagogical practice
Barzhanova M. V., Dotsenko K. P. The Best World Educational Practices
Based on the Advanced Experience of the Countries of Southeast Asia: Miracle
or Effective Technologies
Goncharov M. A., Shkurov A. Yu. State-Public Management of Educational
Organization and a Model of Socially Active Schools: Open Pedagogy of Cooperation
Ulyanova I. V. Modern Means of Teaching Pupils Solve Mathematical Problems
in the Context of Implementation of Federal State Educational Standards
of New Generation
Problems of pedagogical education
Prokhorova M. P., Sedykh E. P. Methodical Support of Innovative and Project Activity
of Future Teachers of Vocational Training
Afanasyeva T. P., Maznichenko M. A., Tyunnikov Yu. S. Continuous Teacher
Training for Changes in the Educational System
Shilova Е. А., Kvashnin А. Yu. Formation of Professional Competencies among
Future Speech Therapists on the Basis of the Use of E-Learning Programs to Build
an Individual Developmental Route for a Child with Speech Disorders
Mikhaylova L. B. Religious Knowledge in the Secular Education System:
an Invitation to Debate
Yanchenko V. D., Wang Wenjiao. The Experience of Teaching Musical Terminology
to Chinese Students Studying Russian Philology
Meskov V. S., Sabanina N. R. The Mathetics of Jan Amos Comenius: Learning –
Theory of Cognition
77
84
93
100
110
113
48
59
68
10
25
31
40
Стр.9
CONTENTS
Pedagogical technologies
Bogomolova G. N. Personality in the Creative Environment
124
Dmitrieva D. A., Eremeeva A. P. Communicative Activity Approach in Teaching
Terminology in Russian Language Classes for Students of Multicultural Group
Li Yangpin. Some Methods of Development Chinese Students’ Cognitive Interest
in Learning Russian Language Using Historical Materials in the Context
of Intercultural Dialogue
Mayorshina S. V. ESP-Teaching Challenges in Russian Universities
(with MSPU Geography Department as an Example)
Moskovkina A. G. Socio-Ecological Model of a Family with a Disabled Child
Shmigirilova I. B. Features of Development Training and Search Tasks
in Competence-Based Teaching Mathematics
Pedagogical search
Shchurov A. G., Churganov O. A., Gavrilova E. A., Lopatina E. A. Influence
of School Social Capital on the Level of Physical Activity of Schoolchildren
Latygovskaya O. V. Forming the Foundations of Health Culture
of 3-to-4-Year-Old Children
Zakharova Е. А. Language Teaching Methods in the Historical Context
and their Importance in Modern Practice of Foreign Language Education
The floor is given....
Rushingina O. I. Pedagogical Testing as a Method of Forming General Scientific
Competences of Pupils
Astakhova A. V. Ideological Xenophobia in the Educational System
of the Soviet Period
Rudnev I. Yu. Using Electronic Educational Resources for Effective Training
of Junior School Children in Fine Arts
Scientific Life
Report on Holding a Seminar-Meeting of Editors-In-Chief and Editors of Pedagogical
and Academic Journals „Scientific-Methodical and Information Support
for the Development of Pedagogical Education”
207
184
190
197
161
166
174
132
136
140
147
152
Стр.10