ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 2, 2017
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
Лубков А. В., председатель редакционного совета, главный редактор, ректор МПГУ,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Дронов В. П., зам. председателя редакционного совета, первый проректор МПГУ,
доктор географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Глушков А. И., и.о. заведующего кафедрой права ИСГО МПГУ, доктор юридических
наук, профессор
Джуринский А. Н., профессор Института детства МПГУ, доктор педагогических
наук, академик РАО
Ерошин В. И., главный научный сотрудник НИЦ Московского психологосоциального
университета, доктор экономических наук, доктор педагогических
наук, профессор, член-корреспондент РАО
Минин А. Я., заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин ИСГО МПГУ,
доктор юридических наук, профессор
Молчанов А. В., профессор кафедры «Экономические и финансовые расследования»
Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ им. М. В. Ломоносова
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук
Райзберг Б. А., главный научный сотрудник Всероссийской академии внешней
торговли, доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор
Розов Н. Х., декан факультета педагогического образования МГУ им М. В.
Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор
Хабибулин А. Г., заведующий кафедрой «Экономические и финансовые
расследования» Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ им. М. В.
Ломоносова, доктор юридических наук, профессор
Чертов В. Ф., заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Борис Черни, директор факультета иностранных языков университета г. Кан
(Франция), профессор
Дин Деке, ректор Вейнаньского педагогического университета, доктор
филологических наук, профессор (КНР)
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого (г. Оломоуц, Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Свободного Университета г. Больцано (Италия),
директор Государственного института дошкольного воспитания и исследования
Министерства образования Баварии (Германия)
Стр.3
Редколлегия:
Новичков В. Б., заместитель главного редактора, советник при ректорате МПГУ,
кандидат педагогических наук
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ВО
МИОО, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук
Князев В. Н., профессор кафедры философии МПГУ, доктор философских наук
Короткова М. В., профессор кафедры методики преподавания истории МПГУ, доктор
исторических наук
Кузьменко Г. А., заместитель заведующего кафедрой теоретических основ физической
культуры и спорта МПГУ, кандидат педагогических наук
Кучугурова Н. Д., профессор кафедры элементарной математики и методики обучения
математике МПГУ, доктор педагогических наук
Мусарский М. М., директор Института социально-гуманитарного образования МПГУ,
доктор экономических наук
Нестерова Н. М., и. о. заведующего кафедрой гражданско-правовых дисциплин МПГУ,
кандидат юридических наук
Николаев М. В., доцент кафедры экономической теории и менеджмента МПГУ, кандидат
экономических наук
Речицкая Е. Г., профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
МПГУ, кандидат педагогических наук
Славина В. А., заведующий кафедрой журналистики и медиакоммуникаций МПГУ,
доктор филологических наук
Уваров А. Ю., профессор кафедры информационных технологий в образовании МПГУ,
доктор педагогических наук
Черемных Г. В., профессор кафедры декоративно-прикладного искусства МПГУ,
кандидат педагогических наук
Чеха В. В., профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ,
начальник управления правового и кадрового обеспечения Россотрудничества, кандидат
юридических наук
Ширяева С. В., и. о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права МПГУ,
кандидат юридических наук
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2017
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 27.04.2017. Формат 60х90/8. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 25.
Стр.4
Science and School
№ 2, 2017
All-russian
Scientific and Pedagogical Journal
Editorial Board:
Lubkov A. V., Chairperson, Editor-in-Chief, Reсtor, Moscow State University
of Education, ScD in History, Professor, Corresponding Member of Russian Academy
of Education
Dronov V. P., Deputy Chairperson, First Vice-rector, Moscow State University
of Education, ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in-Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Glushkov A. I., Acting Chairperson, Law Department, Institute of Socio-Humanitarian
Education, Moscow State University of Education, ScD in Jurisprudence, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow State University
of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Eroshin V. I., Chief Researcher, Scientific Research Center, Moscow Psychological
and Social University, ScD in Education, ScD in Economics, Professor, Corresponding
Member, Russian Academy of Education
Minin A. Ya., Chairperson, Criminal Law Disciplines Department, Institute of SocioHumanitarian
Education, Moscow State University of Education, ScD in Jurisprudence,
Professor
Molchanov A. V., Professor, Economics and Financial Studies Department, Higher
School of State Audit, Lomonosov Moscow State University
Pankova N. B., Chief Researcher, Poly-system Studies Laboratory, Scientific Research
Institute of General Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical
Sciences, ScD in Biology
Raizberg B. A., Chief Researcher, Russian Foreign Trade Academy, ScD in Economics,
ScD in Engineering, Professor
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Khabibulin A. G., Chairperson, Economics and Financial Studies Department, Higher
School of State Audit, Lomonosov Moscow State University, ScD in Jurisprudence,
Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow State
University of Education, ScD in Education, Professor,
Boris Czerny, Director, Faculty of Foreign Languages, University of Caen Normandy
(France), Professor
Ding Deke, President, Weinan Normal University (China), ScD in Philology, Professor
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
Wassilios Fthenakis, Professor, Free University of Bolzano (Italy), Director, State
Institute of Pre-School Education and Research of the Ministry of Education of Bavaria
(Germany)
Стр.5
Editorial Team:
Novichkov V. B., Deputy Editor-in-Chief, Advisor to the Rector’s office, Moscow State
University of Education, PhD in Education
Argunova M. V., Professor, Department of Preschool and Primary Education, Moscow
Institute of the Open Education, ScD in Education, PhD in Biology
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow State University of Education,
ScD in Philosophy
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow State
University of Education, ScD in History
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow State University of Education, PhD in Education
Kuchugurova N. D., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching
Mathematics Department, Moscow State University of Education, ScD in Education
Musarsky M. M., Director of the Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow
State University of Education, ScD in Economics
Nesterova N. M., Acting Chairperson, Civil Law Disciplines Department, Moscow State
University of Education, PhD in Jurisprudence
Nikolaev M. V., Associate Professor, Economical Theory and Management Department,
Moscow State University of Education, PhD in Economics
Rechitskaya E. G., Professor Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
State University of Education, PhD in Education
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Mediacommunications Department, Moscow
State University of Education, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Professor, Information Technologies in Education Department, Moscow State
University of Education, ScD in Education
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow State
University of Education, PhD in Education
Chekha V. V., Professor, Management of Educational Systems Department, Moscow State
University of Education, Head of Legal and Staffing Office, Rossotrudnichestvo Federal
Agency, PhD in Jurisprudence
Shiryaeva S. V., Acting Chairperson, Theory and History of State and Law Department,
Moscow State University of Education, PhD in Jurisprudence
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2017
С требованиями к предоставляемым материалам
и сопутствующей информацией можно ознакомиться
на сайте журнала
www.nauka-i-shkola.ru
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНИ
Экономические науки (08.00.00)
Юридические науки (12.00.00)
Правовое обеспечение социокультурного развития
Глушков А. И. Проблемы назначения уголовных наказаний в отношении
несовершеннолетних
Головко Н. В. Анализ развития отечественного правового регулирования
уголовной ответственности несовершеннолетних
Чеха В. В. Конституционные основы финансирования образования в России
Симонова М. М., Удалов Д. Э. Правовые основы патриотического воспитания
в Российской Федерации
НАУКА – ОБРАЗОВАНИЮ
Педагогические науки (13.00.00)
Образовательные стандарты и педагогическая практика
Трубина Л. А. О концептуальных основах разработки учебных планов подготовки
педагогов: опора на традиции, ориентация на перспективные потребности
Пурышева Н. С., Доценко К. П. Формирование экспериментальных умений
школьников сингапура при обучении физике
Пятунин В. Б., Хлебосолова О. А. Методическая система оценки результатов
школьного географического образования
Педагогические технологии
Петрова М. П. Организационно-педагогические условия реализации проекта
«Музыка для всех» в Республике Саха (Якутия)
Фукс А. Н. Исследовательская культура учащихся в школьном
историческом образовании
Шимлина (Рябцева) И. В. Анализ возможностей географического образования
в профессиональном самоопределении учащихся современной школы
Пиджоян Л. А. Современные аспекты преподавания истории музыкального
образования в вузе в контексте профессиональной подготовки
педагога-музыканта
Сысоев Ю. В., Сысоева Е. Ю. Влияние нормативных требований
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на формирование нравственных
и патриотических качеств учительского сообщества России
37
46
53
Осипова О. П. Электронное портфолио в системе подготовки менеджеров образования 59
65
72
76
83
88
9
15
21
32
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Меркулова Т. К. Социальный проект как форма сохранения исторической памяти
Власова Н. В. Методическая готовность бакалавра педагогического
образования (профиль «Изобразительное искусство») к проектированию
дидактических материалов
Минасян Н. Г. Эстетико-воспитательный потенциал уроков мировой
художественной культуры
Педагогический поиск
Кузьменко Г. А. Детско-юношеский спорт как пространство интеллектуального
развития подростков: обновление содержания понятийного аппарата
интеллектуально опосредованной спортивной подготовки
Москвин С. Н. Распределенная модель сетевого взаимодействия как механизм
формирования управленческих умений руководителей школы
Опарина Н. А. Влияние фольклорно-педагогических традиций на развитие
литературно-творческих способностей детей
Еремеева А. П., Тихоновская Л. Е. Изучение словообразовательной модели
как средство речевого развития учащихся
Богданов И. В. Эффективное взаимодействие гражданских и воинских
организаций в системе физической подготовки молодежи для службы в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации
Бариушанов Н. Этапы реформирования начальной школы Монголии
Жуков А. А. Природосообразность в терминах и определениях
Яковлев Р. О. Исторические этапы развития патриотического воспитания
в России
Слово предоставляется
Слета Ю. О. Структура умения анализировать условие планиметрической задачи
учащимися основной школы
Михалева Е. С. Развитие потенциала одаренных подростков в креативном
образовании: теория и опыт реализации структурно-функциональной модели
Москвина Н. Б., Машовец С. П. О патриотическом воспитании:
что воспитываем?
Крючкова Е. А. Рабочие тетради как часть современного учебно-методического
комплекса по истории
Гилев Г. А., Борисов М. М., Борисова И. В., Каткова А. М. Формирование
действенной политики физического воспитания студенческой молодежи
175
181
186
191
201
118
131
138
144
148
156
163
169
97
104
112
Стр.8
CONTENTS
ECONOMIC AND LEGAL SPACE OF EDUCATION
Economics (08.00.00)
Law (12.00.00)
Legal support of social and cultural development
Glushkov A. I. Issues of imposition of criminal penalties regarding the juvenile
Golovko N. V. Analysis of the development of the domestic legal regulation of criminal
responsibility of the juvenile
Chekha V. V. The constitutional bases of education financing in Russia
Simonova M. M., Udalov D. E. Legal bases of patriotic education
in the Russian Federation
SCIENCE TO EDUCATION
Pedagogics (13.00.00)
Educational standards and pedagogical practice
Trubina L. A. Conceptual foundations for the development of curricula for teacher
training: reliance on tradition, orientation to future needs
Purysheva N. S., Dotsenko K. P. Formation of experimental skills at Singaporean
students when teaching physics
Pyatunin V. B., Khlebosolova O. A. Methodical system of the assessment of results
of school geography education
Osipova O. P. Electronic portfolio in the system of training managers in education
Pedagogical technologies
Petrova M. P. Organizational and pedagogical conditions of implementation
of the project “Music for all” in Republic of Sakha (Yakutia)
Fuks A. N. The research culture of students in school history education
Shimlina (Ryabtseva) I. V. The analysis of possibilities of geographical education
in professional self-determination of students of modern school
Pidzhoyan L. A. Modern aspects of teaching the history of music education
at the university in the context of professional training of the teacher-musician
Sysoev Yu. V., Sysoeva E. Yu. The impact of the regulatory requirements
of the complex “Ready for Labor and Defense” on the formation of moral and patriotic
qualities of the teaching community of Russia
37
46
53
59
65
72
76
83
88
9
15
21
32
Стр.9
CONTENTS
Merkulova T. K. Social project as a form of preserving historical memory
97
Vlasova N. V. Methodical readiness of future teachers of fine arts to the design
of teaching materials
Minasyan N. G. Aesthetic and educational potential of the lessons of world culture
Pedagogical search
Kuzmenko G. A. The Youth Sport as a space for Intellectual development
of adolescents: Update of the content of conceptual apparatus of intellectually mediated
sports training
Moskvin S. N. A distributed model of network interaction as a mechanism
of developing school managers’ administrative skills
Oparina N. A. The influence of folk-pedagogical traditions on the development
of literary-creative abilities of children
Eremeeva A. P., Tihonovskaya L. E. The word-formation model study as a means
of students’ language development
Bogdanov I. V. Effective interaction of civil and military institutions in the system
of physical preparation of youth for service in the Armed forces
of the Russian Federation
Bariushanov N. Stages of reforming the Mongolian primary school
Zhukov A. A. Conformity with nature in terms and definitions
Yakovlev R. O. Historical stages of development of patriotic education in Russia
The floor is given....
Sleta Yu. O. Structure of the ability to analyze the planimetric problem by pupils
of primary school
Mikhaleva E. S. The model of development of potential of gifted adolescents
in creative education: theory and experience of implementation
of structural-functional model
Moskvina N. B., Mashovets S. P. Patriotic education: Who do we educate?
Kryuchkova E. А. Activity books as part of modern teaching materials on history
Gilev G. A., Borisov M. M., Borisova I. V., Katkova A. M. Formation of the effective
policy of physical training of students
175
181
186
191
201
118
131
138
144
148
156
163
169
104
112
Стр.10