ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 3, 2015
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
А. Л. Семенов, председатель редакционного совета, главный редактор, доктор физикоматематических
наук, профессор, академик РАН, академик РАО, ректор МПГУ
Р. С. Бозиев, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала
«Педагогика»
Е. И. Булин-Соколова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
информационных технологий в образовании МПГУ
А. Н. Джуринский, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор
Института детства МПГУ
В. И. Ерошин, доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Н. Б. Панкова, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории
полисистемных исследований НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН
Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета
педагогического образования МГУ им М. В. Ломоносова
А. Г. Хабибулин, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой
экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита
(факультет МГУ им. М. В. Ломоносова)
В. Ф. Чертов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики
преподавания литературы МПГУ
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого г. Оломоуц (Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Университета г. Больцано (Италия), директор Института
дошкольного воспитания и исследования (Германия)
Редакционная коллегия:
В. Б. Новичков, заместитель главного редактора, советник при ректорате
МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ
М. В. Аргунова, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук,
профессор, директор Центра экологического образования и устойчивого развития
В. Н. Князев, доктор философских наук, профессор кафедры философии МПГУ
М. В. Короткова, доктор исторических наук, профессор кафедры методики
преподавания истории МПГУ, академик МАНПО
М. М. Мусарский, доктор экономических наук, доцент, директор Института
социально-гуманитарного образования МПГУ
В. А. Славина, доктор филологических наук, профессор кафедры русской
литературы и журналистики ХХ–ХХI вв. МПГУ
В. И. Чеха, кандидат юридических наук, проректор МПГУ
А. Б. Чехович, начальник Управления издательской деятельности и
инновационного проектирования МПГУ
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2015
Стр.2
Science and School
№ 3, 2015
all-russian
scientific and pedagogical journal
Editorial board:
A. L. Semyonov, Chairman, Editor-in-Chief, ScD in Physics and Mathematics,
Professor, Academician, Member of Russian Academy of Sciences, Member of
Russian Academy of Education, Rector, Moscow State Pedagogical University
R. S. Boziev, ScD in Education, Professor, Editor-in-chief of the Journal “Pedagogics”
E. I. Bulin-Sokolova, ScD in Education, Professor, Chairperson, Information
Technologies in Education Department, Moscow State Pedagogical University
A. N. Dzhurinsky, ScD in Education, Member of Russian Academy of Education,
Professor, Institute of the Childhood, Moscow State Pedagogical University
V. I. Eroshin, Corresponding Member, Russian Academy of Sciences,
ScD in Education, Professor
N. B. Pankova, ScD in Biology, Chief Researcher, Polysystem Studies
Laboratory, Scientific Research Institute of General Pathology and
Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences
N. Kh. Rozov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Dean, Pedagogical
Education Faculty, Lomonosov Moscow State University
A. G. Khabibulin, ScD in Jurisprudence, Professor, Chairperson, Economics
and Financial Studies Department, Higher School of State Audit, Lomonosov
Moscow State University
V. F. Chertov, ScD in Education, Professor, Chairperson, Methods of teaching
Literature Department, Moscow State Pedagogical University
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
Wassilios Fthenakis, Professor, University of Bolzano (Italy), Director of
Institute of Preschool Education and Studies (Germany)
Editorial team:
V. B. Novichkov, Deputy Chief Editor, Advisor to the Rector’s Office, PhD in
Education, Associate Professor, Honored Teacher, Moscow State Pedagogical University
M. V. Argunova, ScD in Pedagogy, PhD in Biology, Professor, Director of the
Center for Ecological Education and Sustainable Development
V. N. Knyazev, ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow
State Pedagogical University
M. V. Korotkova, ScD in History, Professor, Methods of Teaching History
Department, Moscow State Pedagogical University, Academician, International
Teacher’s Training Academy of Science
M. M. Musarsky, ScD in Economics, Associate Professor, Director of the
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University
V. A. Slavina, ScD in Philology, Professor, Russian Literature and Journalism
of XX–XXI centuries Department, Moscow State Pedagogical University
V. I. Chekha, PhD in Jurisprudence, Vice Rector, Moscow State Pedagogical University
A. B. Chekhovich, Head of Publishing Activity and Innovative Project Office,
Moscow State Pedagogical University
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2015
Стр.3
содержание
Научные направления издания по отраслям наук:
Педагогические науки (13.00.00)
Экономические науки (08.00.00)
Юридические науки (12.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Ван Цзясин, Янченко В. Д. Проблема расхождения образовательного стандарта
и практики преподавания русской литературы китайским студентам-русистам
Радынова О. П. Музыкальная и общая культура – стержень преемственности
в музыкальном развитии детей
Носикова Я. Н. Понятие «познавательная самостоятельность»: историкопедагогический
анализ
ОБРАЗОВАНИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Садовничий Ю. В., Туркменов Р. М. Использование интерактивной
геометрической среды GeoGebra при проблемном обучении на примере решения
нелинейных систем уравнений с двумя переменными
Гильмиярова С. Г., Титова Л. Н. Контекстный подход к изучению
информационных технологий в педагогических вузах
ЭКОНОМИКА И РЫНОК ТРУДА
Иванова Д. В., Иванов С. Ю. Резервы роста производительности труда
и стратегия партнерского взаимодействия
УПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
Куркин Е. Б. Образование для среднего класса
Ильичёва И. В. Проектно-исследовательская деятельность как форма
реализации дифференцированного подхода в школьном образовании
Нестерова Л. В. Научное обоснование механизмов и функций управления
системой непрерывной профессиональной подготовки специалистов
Панкова Н. Б., Романова Е. Б., Кирпанёва О. Л., Карганов М. Ю. Оценка
адаптации первоклассников к образовательной среде с использованием
методов саногенетического мониторинга
Расташанская Т. В., Самаркин О. А., Табаровская К. А. Механизм обратной
связи со слушателями как элемент мониторинга качества образования:
опыт ГАОУ ВПО МИОО
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Асланов Р. М., Беляева Е. В. Роль информационных технологий в повышении
качества профессионального образования
Исаева Н. А. Концептуальные основы когнитивной стратегии
лингвометодической подготовки бакалавров – будущих учителей русского языка
89
94
41
47
55
60
67
79
25
34
7
12
19
Стр.4
содержание
Хазанова О. Э. Литературный текст как факт культурного отбора
для целей образования
105
Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Педагогическая модель коррекции речевого
и моторного ритмов у детей с нарушениями речи
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХРОНОТОП
Потепалов Д. В., Днепров С. А. Благотворительная деятельность в СССР
по преодолению массовой детской беспризорности (1917–1935 гг )
Сеник Н. И. Советизация учительства на Дальнем Востоке
в 20-е годы ХХ века
Скороходова С. И. Понимание воспитания в философии
«московской школы»
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ…
Гончарук А. Ю. Система социокультурно-педагогической эмотивации
как одна из стратегических областей общественной безопасности
российского общества
Князев В. Н. Феномен философской веры
Гусев Д. А. К вопросу о логической культуре преподавателя высшей школы
Морева Н. А., Дмитриев Ю. А, Кротова Т. В. Характеристика педагогической
культуры воспитателей и родителей детей дошкольного возраста
Мариупольская Т. Г. Подготовка педагога-музыканта
для общеобразовательной школы: прошлое и настоящее
(Из истории музыкального факультета МПГУ)
Петренко Е. В. К вопросу о сценическом волнении эстрадного певца
Луговских Т. Н., Кузьменко Г. А. Исследование содержания
педагогических требований к интеллектуально опосредованной
деятельности подростка с ориентацией на качество учебных
и спортивных достижений
Семенов А. А. Исследование эффективности путей вовлечения молодежи
в волонтерскую деятельность в народной дружине
145
154
159
168
174
180
124
131
138
114
185
196
Стр.5
contents
The Magazin is Devoted to the Following Scientific fields:
Pedagogics (13.00.00)
Economics
Law
(08.00.00)
(12.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Wang Jiaxing, Yanchenko V. D. The Problem of Divergence of the Educational
Standard and Practice of Teaching Russian Literature to the Chinese Students
of Russian Philology
Radynova O. P. Music and General Culture – a Core of Continuity in the Musical
Development of Children
Nosikova Ya. N. The Concept of “Cognitive Independence”: Historical
and Pedagogical Analysis
EDUCATION AND NATURAL SCIENCES
Sadovnichy Yu. V., Turkmenov R. M. The Use of Interactive Geometric Environment
GeoGebra while Problem-Based Teaching on the Example of Solving Nonlinear
Systems of Equations with Two Variables
Gilmiyarova S. G., Titova L. N., Tikhonova L. V. Contextual Approach to Information
Technologies Study in Pedagogical Higher Education Institutions
THE ECONOMY AND LABOUR MARKET
Ivanova D. V., Ivanov S. Yu. Reserves of Labor Productivity Growth
and Partnership Strategy
MANAGEMENT IN EDUCATION
Kurkin E. B. Education for the Middle Class
Ilyichova I. V. Research and Project Activity as a Form of Differentiated Approach
in School Education
Nesterova L. V. Scientific Substantiation of Mechanisms and Functions of Continuous
Professional Training System Management
Pankova N. B., Romanova E. B., Kirpanyova O. L., Karganov M. Yu. Assessment of
Adaptation of First-Graders to the Educational Environment Using the Methods
of Sanogenetic Monitoring
Rastashanskaya T. V., Samarkin O. A., Tabarovskaya K. A. Feedback Mechanism
as a Part of Education Quality Monitoring System: Moscow Institute
of Open Education Experience
NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Aslanov R. M., Belyaeva E. V. The Role of Information Technologies
in Improving the Quality of Vocational Education
Isaeva N. A. Conceptual Bases of Cognitive Strategy of Linguistic and Methodical
Training of Bachelors – Future Teachers of Russian Language
89
94
41
47
55
60
67
79
25
34
7
12
19
Стр.6
contents
Khazanova O. E. Literary Text as a Fact of Cultural Selection for Education
105
Belyakova L. I., Filatova Yu. O. Pedagogical Model of Speech and Motor Rhythms
Correction in Children with Speech and Language Disorders
EDUCATIONAL CHRONOTOPE
Potepalov D. V., Dneprov S. A. Charity in the USSR to Overcom Youth
Homelessness (1917–1935)
Senik N. I. Sovietization of Teaching in the Far East
in the 20-ies of the Twentieth Century
Skorokhodova S. I. Understanding of Education in the Philosophy
of “Moscow School”
THE FLOOR IS GIVEN TO....
Goncharuk A. Yu. System of a Social, Cultural and Pedagogical Emotivations
as One of Strategic Areas of Public Safety of Russian Society
Knyazev V. N. The Phenomenon of Philosophical Belief
Gusev D. A. To the Issue of the Higher School Teachers’ Logical Culture
Moreva N. A., Dmitriev Yu. A., Krotova T. V. Characteristics of Pedagogical Culture
of Teachers and Parents of Preschool Children
Mariupolskaya T. G. Training of The Teacher-Musician for Comprehensive School:
the Past and the Present (From the History of Musical Faculty of Moscow State
Pedagogical University)
Petrenko E. V. To the Question of Stage Fright of a Pop Singer
Lugovskikh Т. N., Kuzmenko G. A. Study of the Content of Pedagogical
Requirements to the Teenager’s Intellectual Activity Oriented on the Quality
of Educational and Sporting Achievements
Semenov A. A. Research of Efficiency of Ways of Youth Volunteer Involvement
in the National Team Activities
145
154
159
168
174
180
185
196
124
131
138
114
Стр.7