ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 2, 2015
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
А. Л. Семенов, председатель редакционного совета, главный редактор, доктор физикоматематических
наук, профессор, академик РАН, академик РАО, ректор МПГУ
Р. С. Бозиев, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала
«Педагогика»
Е. И. Булин-Соколова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
информационных технологий в образовании МПГУ
А. Н. Джуринский, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор
Института детства МПГУ
В. И. Ерошин, доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Н. Б. Панкова, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории
полисистемных исследований НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН
Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета
педагогического образования МГУ им М. В. Ломоносова
А. Г. Хабибулин, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой
экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита
(факультет МГУ им. М. В. Ломоносова)
В. Ф. Чертов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики
преподавания литературы МПГУ
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого г. Оломоуц (Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Университета г. Больцано (Италия), директор Института
дошкольного воспитания и исследования (Германия)
Редакционная коллегия:
В. Б. Новичков, заместитель главного редактора, советник при ректорате
МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ
М. В. Аргунова, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук,
профессор, директор Центра экологического образования и устойчивого развития
В. Н. Князев, доктор философских наук, профессор кафедры философии МПГУ
М. В. Короткова, доктор исторических наук, профессор кафедры методики
преподавания истории МПГУ, академик МАНПО
М. М. Мусарский, доктор экономических наук, доцент, директор Института
социально-гуманитарного образования МПГУ
В. А. Славина, доктор филологических наук, профессор кафедры русской
литературы и журналистики ХХ–ХХI вв. МПГУ
В. И. Чеха, кандидат юридических наук, проректор МПГУ
А. Б. Чехович, начальник Управления издательской деятельности и
инновационного проектирования МПГУ
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2015
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Science and School 
№ 2, 2015 
all-russian 
scientific and pedagogical journal 
Editorial board: 
A. L. Semyonov, Chairman, Editor-in-Chief, ScD in Physics and Mathematics, 
Professor, Academician, Member of Russian Academy of Sciences, Member of 
Russian Academy of Education, Rector, Moscow State Pedagogical University 
R. S. Boziev, ScD in Education, Professor, Editor-in-chief of the Journal “Pedagogics” 
E. I. Bulin-Sokolova, ScD in Education, Professor, Chairperson, Information 
Technologies in Education Department, Moscow State Pedagogical University 
A. N. Dzhurinsky, ScD in Education, Member of Russian Academy of Education, 
Professor, Institute of the Childhood, Moscow State Pedagogical University 
V. I. Eroshin, Corresponding Member, Russian Academy of Sciences, 
ScD in Education, Professor 
N. B. Pankova, ScD in Biology, Chief Researcher, Polysystem Studies 
Laboratory, Scientific Research Institute of General Pathology and 
Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences 
N. Kh. Rozov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Dean, Pedagogical 
Education Faculty, Lomonosov Moscow State University 
A. G. Khabibulin, ScD in Jurisprudence, Professor, Chairperson, Economics 
and Financial Studies Department, Higher School of State Audit, Lomonosov 
Moscow State University 
V. F. Chertov, ScD in Education, Professor, Chairperson, Methods of teaching 
Literature Department, Moscow State Pedagogical University 
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany) 
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic) 
Wassilios Fthenakis, Professor, University of Bolzano (Italy), Director of 
Institute of Preschool Education and Studies (Germany) 
Editorial team: 
V. B. Novichkov, Deputy Chief Editor, Advisor to the Rector’s Office, PhD in 
Education, Associate Professor, Honored Teacher, Moscow State Pedagogical University 
M. V. Argunova, ScD in Pedagogy, PhD in Biology, Professor, Director of the 
Center for Ecological Education and Sustainable Development 
V. N. Knyazev, ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow 
State Pedagogical University 
M. V. Korotkova, ScD in History, Professor, Methods of Teaching History 
Department, Moscow State Pedagogical University, Academician, International 
Teacher’s Training Academy of Science 
M. M. Musarsky, ScD in Economics, Associate Professor, Director of the 
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University 
V. A. Slavina, ScD in Philology, Professor, Russian Literature and Journalism 
of XX–XXI centuries Department, Moscow State Pedagogical University 
V. I. Chekha, PhD in Jurisprudence, Vice Rector, Moscow State Pedagogical University 
A. B. Chekhovich, Head of Publishing Activity and Innovative Project Office, 
Moscow State Pedagogical University 
Editorial staff: 
Executive editor G. V. Alperina 
Translator M. A. Gevorkova 
Design and layout N. I. Lisova 
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation. 
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996 
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446 
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru 
Website: www.nauka-i-shkola.ru 
© MSPU, 2015 
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
содержание
Научные направления издания по отраслям наук:
Педагогические науки (13.00.00)
Экономические науки (08.00.00)
Юридические науки (12.00.00)
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Мокрецова Л. А., Дудышева Е. В., Романова Л. А. Подготовка студентов
к инновационной проектной деятельности в условиях регионального
информационного образовательного пространства
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Буданова М. А., Иванов С. Ю. Современное состояние
и пути совершенствования российской системы пенсионного обеспечения
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Мансурова С. Е., Расташанская Т. В. Ключевые проблемы
проектирования программ повышения квалификации в свете
современных нормативных требований
Шелестова З. А. Основные направления в развитии методики
обучения школьников выразительному чтению на уроках литературы
Латыпова Э. Р. К проблеме применения инновационных технологий
обучения иностранным языкам
Тодер Г. Б. О результатах применения методики поэлементного
обучения физике на параллельно решаемых задачах
Мирзоев М. С. Содержание и компоненты математической культуры
бакалавров-педагогов, профиль «Информатика», в условиях
интеграции предметных областей «Математика» и «Информатика»
Гьоци П., Керенджи С. Подготовка учителя к формированию
у младших школьников учебных умений и навыков в теории
и практике педагогического образования
Воробьева Н. Е. Новые виды учебной деятельности
в информационной образовательной среде
Ахметов М. А. Зорова Е. Ю. Обучение химии как процесс развития
познавательных стратегий учащихся
Пятунин В. Б. Определение цели и результатов обучения
как системообразующая основа авторской программы
(на примере курса «География России» основной школы)
Веденеева Т. Е., Зименкова Ф. Н., Чернецова Н. Л. Инновационный ресурс
саморазвития учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Вальдес Одриосола М. С., Московкина А. Г. Арт-терапевтические занятия
с детьми дошкольного возраста
24
33
38
44
56
66
75
81
88
96
106
15
7
								                        
									                        Стр.4
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
содержание
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Лысенко В. С. О главной потребности человека
110
Зернов Д. В., Иудин А. А., Овсянников А. А. Молодежь
на обломках СССР (1991–2013 гг )
Чертов В. Ф. Древнерусская литература в школьном изучении:
сравнительно-исторический аспект
Лазарев Ю. В. Проблемы преподавания словесности в местных
педагогических журналах конца XIX – начала XX веков
КОММУНИКАЦИЯ, ИНФОРМАЦИЯ, ДИАЛОГ
Башмакова Н. И., Рыжова Н. И., Ускова С. А. Социальная коммуникация
и медиационная деятельность как актуальные составляющие
профессиональной подготовки современного специалиста
гуманитарного профиля
Зотова Т. В. Коммуникативная готовность детей к школе:
роль и место образовательного учреждения
Короткова М. В. Музейные издания для школьников
как методическая основа реализации образовательных программ
с детской аудиторией
Севрюгина Е. В. Изучение предложений с присоединенными компонентами
на уроках русского языка и литературы в школе (на материале рассказа
И С Тургенева «Бежин луг»)
Галыгина А. В. Полифония как диалог между эпохой барокко
и современностью
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Телешев А. Т., Чагава Я. Д., Асатурян Ж. М., Кудрявцев А. Б.,
Казиев Г. З. Применение энергосберегающей технологии в процессе
получения растительного масла из семян винограда
Семенов А. А. Добровольная народная дружина как вид молодежной
волонтерской деятельности
192
197
154
166
173
180
184
121
139
146
								                        
									                        Стр.5
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
contents 
The Magazin is Devoted to the Following Scientific fields: 
Pedagogics (13.00.00) 
Economics 
Law 
(08.00.00) 
(12.00.00) 
INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP: ECONOMIC ASPECTS 
Mokretsova L. A., Dudysheva E. V., Romanova L. A. Training 
of Students for Innovative Project Activity in the Conditions of Regional 
Information Educational Space 
ECONOMICS AND LAW 
Budanova M. A., Ivanov S.Yu. Current State and Ways of Improvement 
of the Russian Pension System 
NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES 
Mansurova S. E., Rastashanskaya T. V. Key Issues of Designing Professional 
Development Programs in the Light of Current Regulatory Requirements 
Shelestova Z. A. Main Directions in the Development of the Methods 
of Teaching School Students the Expressive Reading at Literature Classes 
Latypova E. R. To the Problem of using innovative technologies 
of Foreign Languages Teaching 
Toder G. B. On the Results of Using the “Unit-to-Unit” Methods of Teaching Physics 
in Solving the Problems 
Mirzoev M. S. Contents and Components of Mathematical Culture 
of the Bachelors-Teachers of the “Informatics” within the Integration of Subject Areas 
of Mathematics and Computer Science 
Gjoci P., Kërënxhi S. Training of Teachers for the Formation at Younger School 
Students of Educational Skills in the Theory and Practice of Pedagogical Education 
Vorobyeva N. E. New Types of Learning Activities in the Information 
and Educational Environment 
Akhmetov M. A., Zorova E. Yu. Development of Students’ Learning Strategies 
in Teaching Chemistry 
Pyatunin V. B. Definition of Teaching Goals and Results as a Core Basis 
of the Author’s Program (on the Example of the Course “Geography of Russia” 
of a Secondary School) 
Vedeneeva T. E., Zimenkova F. N., Chernetsova N. L. Innovative Resource 
of Self-Development of Students with Disabilities 
Valdes Odriosola M. S., Moskovkina A. G. Art Therapeutic Occupations 
with Preschool Children 
24 
33 
38 
44 
56 
66 
75 
81 
88 
96 
106 
15 
7 
								                        
									                        Стр.6
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
contents
SOCIAL AND CULTURAL SPACE
Lysenko V. S. On the Main Human Need
110
Zernov D. V., Iudin A. A., Ovsyannikov A. A. The Youth on the Ruins
of the USSR (1991–2013)
Chertov V. F. Old Russian Literature in School Learning: Comparative
and Historical Aspect
Lazarev Yu. V. Problems of Teaching Literature in Local Pedagogical Journals
of the Late 19th
– Early 20th
Centuries
COMMUNICATION, INFORMATION, DIALOGUE
Bashmakova N. I., Ryzhova N. I., Uskova S. A. Social Communication
and Mediation Activities as Relevant Components of Vocational Training
of Modern Specialists in Humanities
Zotova T. V. Children’s Communicative Readiness for School:
Role and Place of Preschool Educational Institution
Korotkova M. V. Museum Publications for School Students as a Methodical Basis
of Implementation of Educational Programs with Children’s Audience
Sevryugina E. V. The Study of Sentences with Attached Components
on the Lessons of Russian Language and Literature At School (Based on the Story
by I S Turgenev “Bezhin Meadow”)
Galygina A. V. Polyphony as a Dialogue between the Baroque Era and Modernity
THE FLOOR IS GIVEN TO…
Teleshev A. T., Chagava Ya. D., Asaturyan Zh. M., Kudryavtsev A. B.,
Kaziev G. Z. Using of Energy Saving Technology in the Process of Getting
Vegetable Oil from Grapes Seeds
Semenov A. A. Voluntary National Team as a Kind of Youth Volunteer Activities
154
166
173
180
184
121
139
146
192
197
								                        
									                        Стр.7