ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 3, 2010
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ПО ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ, ИСТОРИИ
Главный редактор: С.В. Дармодехин, академик РАО, доктор социологических наук, профессор
Редакционный совет:
Л.А. Бордонская, доктор педагогических наук, профессор
В.А. Гусев, доктор педагогических наук, профессор
В.И. Данильчук, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук
В.С. Данюшенков, доктор педагогических наук, профессор
В.А. Извозчиков, заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор
И.А. Иродова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПО РФ
Л.Е. Курнешова, доктор педагогических наук
В.Л. Матросов, академик РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор
Т.И. Степанова, доктор педагогических наук
Г.П. Стефанова, доктор педагогических наук, профессор
А.В. Усова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор
Т.Н. Шамало, доктор педагогических наук, профессор
О.П. Шушарина, кандидат философских наук, профессор
Редакционная коллегия:
Н.С. Пурышева (редактор естественно-научного направления), Л.В. Попова (редактор психолого-пе да гоги
че ского направления),
В.Н. Князев (редактор философского и социокультурного направлений),
А.А. Данилов (редактор исторического направления), В.В. Николина (редактор от коллективов, обес печи
вающих организационную и финансовую поддержку), С.В. Матросов, Д.А. Исаев, Е.В. Казакова,
В.А. Славина, Г.М. Чернобельская, Н.В. Шаронова.
Состав редакции:
Ответственный редактор – канд. филол. наук М.Ю. Николаевская
Редактор-корректор – И.А. Пешкова
Верстальщик – Н.И. Лисова
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Журнал издается при организационной и финансовой поддержке:
Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ)
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЗабГГПУ)
Астраханского государственного университета (АГУ)
Волжского государственного инженерно-педагогического университета (ВГИПУ)
Шуйского государственного педагогического университета (ШГПУ)
Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Н.И. Лобачевского
Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ)
Ивановского государственного университета (ИвГУ)
Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава (КТГУ)
Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ)
Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева (ТГСПА)
Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (ЯГПУ)
Адрес редакции: 117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www://nauka-i-shkola.ru/
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Субботина Е.В. Перспективы развития системы внешней гарантии
качества образования в условиях перехода к двухуровневой системе
туристского образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Иванов В.А., Ситникова С.Ю. Педагогические условия подготовки
профессиональных кадров с учетом специфики образовательного
комплекса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Боровков С.Е. Взаимосвязь корпоративной культуры
и профессионального становления руководителя общеобразовательного
учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Насипов А.Ж. Этапы становления технологической культуры личности:
грамотность, компетентность, культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Беленок И.Л., Погребицкая М.В. Совершенствование
системы менеджмента вуза на основе повышения зрелости
бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Захарова И.Г. Система формирования социальной компетенции
будущих специалистов технического профиля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Копылов Ю.В. Туристская революция второй половины ХХ в.:
проблемы кадрового обеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Дмитриев П.А. Возможности оптимизации процесса управления
в среднем профессиональном учебном заведении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Илясов Е.П. Информационная модель взаимодействия вузов
с предприятиями и организациями по вопросам подготовки
специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Кузьменко Г.А. Структура проявления интеллектуальных
способностей спортсмена-подростка в вариативных условиях
деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Викулина М.А. Личностно ориентированное взаимодействие
«студент – преподаватель» и его роль в формировании
личностных качеств студентов вуза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Крысанова О.А. Структура и содержание инновационной деятельности
учителя физики современной школы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Тулинцев А.Е. Экспликация понятия «время» при изучении физики . . . . . . . 49
Андреенко Ю.А., Ольхова О.В. Роль физики в естественно-научной
подготовке студентов спортивного вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Масленникова Ю.В. Малая школьная академия как одна
из моделей современной старшей школы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Батчаева Н.А. Воспитание и обучение будущих
музыкантов-педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Киреева Н.В. Стивен Кинг: борьба за упрочение писательского
статуса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Крутова И.А., Дергунова О.Ю. Формирование профессиональных
компетенций у студентов, обучающихся по направлению «Физическое
образование» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Горбунова М.В. К вопросу о содержательном наполнении
термина «дискурсивные умения». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цветкова А.Т. Обоснование взаимосвязи мотивации
и самоорганизации учащихся в учебной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Ким В.С. Некоторые источники погрешностей измерения
уровня знаний в системе управления учебным процессом . . . . . . . . . . . . . . . 74
Грачева Н.Ю. Проектирование тьюторской модели
педагогической практики студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Михайлишина Г.Ф. Постнеклассическая физика как основа
современного стиля мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Целикова М.П. Синтаксический разбор как критерий
развития аналитических способностей учащихся на уроках
русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Борунова Е.Б. О межпредметной интеграции «химия –
английский язык» при обучении химии в средней школе . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Подгорнев В.М. Теоретические аспекты творческого
развития ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Елагин В.В. Особенности формирования экономического
мышления выпускников вузов федеральной службы
исполнения наказаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Пак Л.Г. Субъектность как базис социализации студента
в образовательном процессе вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Молдавский Д.Ф., Молькова М.К. Обучение моделированию
на задачах динамики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Соболева М.Л. Некоторые аспекты переподготовки учителейпредметников
в рамках процесса информатизации образования . . . . . . . . . 99
Стихова А.М. О реализации интегративного и дифференцированного
подходов в обучении общей и неорганической химии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Валеева М.А. Теоретические аспекты исследования образовательной
среды вуза как социально-педагогического явления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ
Дугарова Т.Ц. Этническое капсулирование: феномен
исторической памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Ким Т.К. Функциональная характеристика системы
«семья – школа». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Савина Н.Н. Школьная дезадаптация: природа,
структура, причины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Володина Ю.А. Формирование профессиональной
перспективы детей-сирот в условиях предпрофильной
подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Камень М.Е. Информационно-коммуникационная
культура младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Стр.4