Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Концепт

Концепт №8 2019 (249,00 руб.)

0   0
Страниц177
ID644771
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2019 .— №8 .— 177 с. — URL: https://rucont.ru/efd/644771 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№8_2019.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№8_2019.pdf
ART 191052 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2019, № 8 (август) инновационных технологий речевого развития в образовательный процесс детского сада Белинова Наталья Владимировна1 Готовность педагогов к внедрению Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия belinova@mail.ru Хижная Анна Владимировна2 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия xannann@yandex.ru Конакова Татьяна Александровна3 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия t89101311524@yandex.ru Аннотация. Использование в дошкольном образовании инновационных технологий, форм, методов и средств актуализировало вопросы своевременной и качественной подготовки педагогов. Соответственно, целью настоящего исследования является определение инновационных и эффективных технологий из ряда смежных наук, областей научно-практических знаний и практик на основе трансдисциплинарного подхода и изучение готовности педагогов к их внедрению в рамках реализации задач образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Отбор технологий осуществлялся на основе фундаментальных отечественных исследований в области психологии развития ребенка и современных тенденций модернизации образования (информатизации и цифровизации). Наиболее эффективными и перспективными для дальнейшей разработки в сфере дошкольного образования представляются информационно-коммуникационные технологии, моделирование и схематизация, мнемотехника, синквейн, интеллектуальные карты, су-джок-терапия и телесно ориентированные технологии, обеспечивающие в комплексе наглядность и двигательную активность детей дошкольного возраста в процессе основной образовательной деятельности. Внедрение технологий смежных наук в практику требует обеспечения организационных условий, одним из которых является изучение готовности педагога к использованию предлагаемых технологий. С этой целью нами было проведено исследование, основанное на методах тестирования и анкетирования, с целью выявить общий компетентностный уровень педагогов и степень использования актуализированных технологий в процессе речевого развития детей дошкольного возраста. Результаты исследования указывают на владение современными педагогами информационно-коммуникационными технологиями и их готовность осваивать новые программные продукты в сфере образования. Также широко представлены в практике технологии моделирования и схематизации, мнемотехника. Вместе с тем синквейн, интеллектуальные карты, су-джок-терапия и телесно ориентированные технологии не получили широкого применения в дошкольном образовании. Результаты диагностики позволяют сделать вывод о необходимости создания формата подготовки педагогов к использованию инновационных технологий. Данное исследование предваряет разработку и апробацию модели профессиональной подготовки педагогов к внедрению инновационных речевых технологий в дискурсе неформального и информального образования. Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication 09.06.2019 10.07.2019 Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Белинова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия 2 Хижная Анна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры профессионального образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия 3 Конакова Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 09.07.2019 31.08.2019 УДК 371.133
Стр.1
Н. В. Белинова, А. В. Хижная, Т. А. Конакова Ключевые слова: педагог дошкольного образования, речевое развитие детей, инновационные речевые технологии. Введение Развитие речи детей дошкольного возраста рассматривается как актуальная проблема современной дошкольной педагогики. Широкая востребованность решения задач развития речи у воспитанников дошкольных образовательных организаций обусловлена рядом причин, среди которых первое место занимает резкое снижение темпов речевого развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, что проявляется в нарушениях звукопроизношения, сужении объема словаря, трудностях овладения грамматическими формами родного языка, низким уровнем развития связной речи. Особое внимание привлекают проблемы снижения речевой активности детей в целом, уменьшения объема их речевой продукции, увеличения количества детей с задержкой речевого развития. Наличие такого рода проблем в речевом развитии детей дошкольного возраста затрудняет весь процесс воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду, так как от уровня развития речи зависит освоение содержания всех образовательных областей: физической, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и познавательной. Невозможно переоценить роль успешного развития речи при подготовке дошкольника к дальнейшему обучению в школе. При этом уровень развития устной речи важен не только для дальнейшего овладения детьми письменной речью, что имеет прямую зависимость, но и для усвоения всех школьных предметов. Актуальность и значимость развития речи детей дошкольного возраста подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где предусмотрено решение таких задач речевого воспитания детей, как «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1]. Несмотря на пристальное внимание ученых и практиков к вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, наблюдается очевидное противоречие между разработкой инновационных образовательных технологий и их внедрением в непосредственную практику образовательной деятельности в условиях детского сада [2]. Одним из способов преодоления обозначенного противоречия является профессиональная подготовка воспитателей к реализации инновационных технологий речевого воспитания через повышение их мотивационной готовности к преобразованию образовательного компонента своей профессиональной деятельности, обучение использованию этих технологий и постоянный мониторинг внедрения и реализации технологий, при необходимости – коррекцию [3]. Таким образом, возникает необходимость уточнения понятия «речевые инноваОбзор отечественной и зарубежной литературы В научных исследованиях ведущих отечественных ученых раскрываются возрастные особенности развития детей дошкольного возраста и подчеркивается уникальность, неповторимость, самобытность, сензитивность этого возрастного периода для развития речи. 2 ционные технологии» и исследования готовности педагогов дошкольного образования использовать данные технологии в образовательной практике.
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» Выдающийся исследователь, теоретик психологии Л. С. Выготский определил фундаментальное положение о взаимосвязи процесса обучения и умственного развития дошкольников, которое легло в основу разработки всех современных отечественных образовательных программ и является определяющим в построении любой образовательной системы и технологии [4]. В трудах А. В. Запорожца раскрываются особенности восприятия детьми художественных текстов (сказок), определяется контекст речевого развития детей дошкольного возраста как в образовательной, так и в свободной деятельности. Закладываются основы содержательного наполнения работы с детьми, и подчеркивается необходимость обеспечения наглядности в процессе восприятия произведений [5]. Труды А. Н. Гвоздева, отечественного лингвиста, определяют систему развития речи ребенка дошкольного возраста путем изучения закономерностей психологических процессов, становления фонетической и грамматической сторон речи [6]. Тема становления грамматической стороны речи дошкольников была также глубоко изучена в трудах психолингвиста, профессора С. Н. Цейтлин, которая ввела понятие «речевая инновация» как закономерность развития грамматической стороны речи ребенка дошкольного возраста. Под речевой инновацией исследователь предлагает понимать речевые ошибки, возникающие в процессе освоения детьми норм родного языка [7]. В настоящее время в развитии речи детей дошкольного возраста используются как традиционные, так и инновационные методики и технологии. Традиционная методика развития речи детей дошкольного возраста представлена в классическом учебном пособии А. М. Бородич «Методика развития речи детей дошкольного возраста» [8] и описана в методических разработках конспектов занятий для всех возрастных групп детского сада В. В. Гербовой. Для традиционной методики характерен подход к речи как к системе речевых рефлексов, выработка которых требует подражания речи взрослого и многократных речевых упражнений на занятиях. Традиционная методика богата разнообразными методическими приемами, которые входят в наглядный, практический и словесный методы. Согласно традиционной методике основным средством развития речи является обучение на занятиях, где основным видом детской деятельности выступает учебная. Начиная с 2000 года в практику дошкольного образования была внедрена комплексная методика развития речи детей дошкольного возраста, разработанная и апробированная в Лаборатории развития речи Института дошкольного образования Российской академии наук, основанная на положениях традиционной методики. Авторским коллективом были исследованы психолого-педагогические условия развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Группой научных исследователей под руководством Ф. А. Сохина проводились исследования онтогенеза форм речевого общения в раннем и дошкольном детстве, структуры языка и его единиц, формирования осознания речи детьми. В ходе исследований были теоретически обоснованы и определены три основные характеристики задач развития речи по уровням:  структурный уровень, предполагающий развитие фонетического, лексического, грамматического компонентов речевой системы;  функциональный, или коммуникативный, уровень, включающий развитие навыков общения и коммуникации, т. е. развитие связной речи, как двух форм речевого общения – диалога и монолога; 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.