ART 191052
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
2019, № 8 (август)
инновационных технологий речевого развития
в образовательный процесс детского сада
Белинова Наталья Владимировна1
Готовность педагогов к внедрению
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия
belinova@mail.ru
Хижная Анна Владимировна2
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия
xannann@yandex.ru
Конакова Татьяна Александровна3
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия
t89101311524@yandex.ru
Аннотация. Использование в дошкольном образовании инновационных технологий, форм, методов и средств актуализировало
вопросы своевременной и качественной подготовки педагогов. Соответственно, целью настоящего исследования
является определение инновационных и эффективных технологий из ряда смежных наук, областей научно-практических
знаний и практик на основе трансдисциплинарного подхода и изучение готовности педагогов к их внедрению
в рамках реализации задач образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования. Отбор технологий осуществлялся на основе фундаментальных
отечественных исследований в области психологии развития ребенка и современных тенденций модернизации
образования (информатизации и цифровизации). Наиболее эффективными и перспективными для дальнейшей разработки
в сфере дошкольного образования представляются информационно-коммуникационные технологии, моделирование
и схематизация, мнемотехника, синквейн, интеллектуальные карты, су-джок-терапия и телесно ориентированные
технологии, обеспечивающие в комплексе наглядность и двигательную активность детей дошкольного возраста в процессе
основной образовательной деятельности. Внедрение технологий смежных наук в практику требует обеспечения
организационных условий, одним из которых является изучение готовности педагога к использованию предлагаемых
технологий. С этой целью нами было проведено исследование, основанное на методах тестирования и анкетирования,
с целью выявить общий компетентностный уровень педагогов и степень использования актуализированных технологий
в процессе речевого развития детей дошкольного возраста. Результаты исследования указывают на владение современными
педагогами информационно-коммуникационными технологиями и их готовность осваивать новые программные
продукты в сфере образования. Также широко представлены в практике технологии моделирования и схематизации,
мнемотехника. Вместе с тем синквейн, интеллектуальные карты, су-джок-терапия и телесно ориентированные технологии
не получили широкого применения в дошкольном образовании. Результаты диагностики позволяют сделать вывод
о необходимости создания формата подготовки педагогов к использованию инновационных технологий. Данное исследование
предваряет разработку и апробацию модели профессиональной подготовки педагогов к внедрению инновационных
речевых технологий в дискурсе неформального и информального образования.
Поступила в редакцию
Received
Принята к публикации
Accepted for publication
09.06.2019
10.07.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Белинова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики
дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет
им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия
2 Хижная Анна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры профессионального образования
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород, Россия
3 Конакова Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и
начального образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»,
г. Нижний Новгород, Россия
Получена положительная рецензия
Received a positive review
Опубликована
Published
09.07.2019
31.08.2019
УДК 371.133
Стр.1
Н. В. Белинова, А. В. Хижная, Т. А. Конакова
Ключевые слова: педагог дошкольного образования, речевое развитие детей, инновационные речевые технологии.
Введение
Развитие речи детей дошкольного возраста рассматривается как актуальная проблема
современной дошкольной педагогики. Широкая востребованность решения задач
развития речи у воспитанников дошкольных образовательных организаций обусловлена
рядом причин, среди которых первое место занимает резкое снижение темпов
речевого развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, что проявляется в
нарушениях звукопроизношения, сужении объема словаря, трудностях овладения
грамматическими формами родного языка, низким уровнем развития связной речи.
Особое внимание привлекают проблемы снижения речевой активности детей в целом,
уменьшения объема их речевой продукции, увеличения количества детей с задержкой
речевого развития.
Наличие такого рода проблем в речевом развитии детей дошкольного возраста затрудняет
весь процесс воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду, так как от
уровня развития речи зависит освоение содержания всех образовательных областей: физической,
социально-коммуникативной, художественно-эстетической и познавательной.
Невозможно переоценить роль успешного развития речи при подготовке дошкольника
к дальнейшему обучению в школе. При этом уровень развития устной
речи важен не только для дальнейшего овладения детьми письменной речью, что
имеет прямую зависимость, но и для усвоения всех школьных предметов.
Актуальность и значимость развития речи детей дошкольного возраста подчеркивается
в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,
где предусмотрено решение таких задач речевого воспитания детей, как «владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие
речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте» [1].
Несмотря на пристальное внимание ученых и практиков к вопросам речевого
развития детей дошкольного возраста, наблюдается очевидное противоречие между
разработкой инновационных образовательных технологий и их внедрением в непосредственную
практику образовательной деятельности в условиях детского сада [2].
Одним из способов преодоления обозначенного противоречия является профессиональная
подготовка воспитателей к реализации инновационных технологий речевого
воспитания через повышение их мотивационной готовности к преобразованию
образовательного компонента своей профессиональной деятельности, обучение
использованию этих технологий и постоянный мониторинг внедрения и реализации
технологий, при необходимости – коррекцию [3].
Таким образом, возникает необходимость уточнения понятия «речевые инноваОбзор
отечественной и зарубежной литературы
В научных исследованиях ведущих отечественных ученых раскрываются возрастные
особенности развития детей дошкольного возраста и подчеркивается уникальность,
неповторимость, самобытность, сензитивность этого возрастного периода
для развития речи.
2
ционные технологии» и исследования готовности педагогов дошкольного образования
использовать данные технологии в образовательной практике.
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт»
Выдающийся исследователь, теоретик психологии Л. С. Выготский определил
фундаментальное положение о взаимосвязи процесса обучения и умственного развития
дошкольников, которое легло в основу разработки всех современных отечественных
образовательных программ и является определяющим в построении любой образовательной
системы и технологии [4].
В трудах А. В. Запорожца раскрываются особенности восприятия детьми художественных
текстов (сказок), определяется контекст речевого развития детей дошкольного
возраста как в образовательной, так и в свободной деятельности. Закладываются
основы содержательного наполнения работы с детьми, и подчеркивается
необходимость обеспечения наглядности в процессе восприятия произведений [5].
Труды А. Н. Гвоздева, отечественного лингвиста, определяют систему развития
речи ребенка дошкольного возраста путем изучения закономерностей психологических
процессов, становления фонетической и грамматической сторон речи [6].
Тема становления грамматической стороны речи дошкольников была также глубоко
изучена в трудах психолингвиста, профессора С. Н. Цейтлин, которая ввела понятие «речевая
инновация» как закономерность развития грамматической стороны речи ребенка
дошкольного возраста. Под речевой инновацией исследователь предлагает понимать речевые
ошибки, возникающие в процессе освоения детьми норм родного языка [7].
В настоящее время в развитии речи детей дошкольного возраста используются
как традиционные, так и инновационные методики и технологии.
Традиционная методика развития речи детей дошкольного возраста представлена
в классическом учебном пособии А. М. Бородич «Методика развития речи детей
дошкольного возраста» [8] и описана в методических разработках конспектов занятий
для всех возрастных групп детского сада В. В. Гербовой. Для традиционной методики
характерен подход к речи как к системе речевых рефлексов, выработка которых требует
подражания речи взрослого и многократных речевых упражнений на занятиях.
Традиционная методика богата разнообразными методическими приемами, которые
входят в наглядный, практический и словесный методы.
Согласно традиционной методике основным средством развития речи является
обучение на занятиях, где основным видом детской деятельности выступает учебная.
Начиная с 2000 года в практику дошкольного образования была внедрена комплексная
методика развития речи детей дошкольного возраста, разработанная и
апробированная в Лаборатории развития речи Института дошкольного образования
Российской академии наук, основанная на положениях традиционной методики.
Авторским коллективом были исследованы психолого-педагогические условия
развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения
родному языку.
Группой научных исследователей под руководством Ф. А. Сохина проводились
исследования онтогенеза форм речевого общения в раннем и дошкольном детстве,
структуры языка и его единиц, формирования осознания речи детьми. В ходе исследований
были теоретически обоснованы и определены три основные характеристики
задач развития речи по уровням:
структурный уровень, предполагающий развитие фонетического, лексического,
грамматического компонентов речевой системы;
функциональный, или коммуникативный, уровень, включающий развитие
навыков общения и коммуникации, т. е. развитие связной речи, как двух форм речевого
общения – диалога и монолога;
3
Стр.3