ART 191033
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
2019, № 5 (май)
УДК 378.1
Педагогическое проектирование магистратуры
в современном вузе
Хайрутдинов Рамиль Равилович1
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия
ramilh64@mail.ru
Аннотация. В статье анализируется современное состояние магистерского образования. Магистратура сегодня позиционируется
как «надпрофессиональное» образование, но ее роль остается неопределенной. С одной стороны, магистратура
позволяет ориентировать обучаемых на развитие научных исследований, с другой стороны, выступает продолжением профессионального
образования, ориентированного на практическую деятельность выпускников. Нормативно-правовая основа
магистерского образования обладает нечеткостью и перманентно меняется. Это создает сложности в разработке стратегии
развития магистратуры в каждом отдельно взятом вузе. Цель данной статьи – показать проблемы педагогического
проектирования магистерского образования в вузе и пути их решения. Автором анализируется понятийный аппарат педагогического
проектирования, данный объект рассматривается как непрерывный процесс, разделенный на этапы. Конечным
объектом выступает идеальный проект магистратуры. В качестве методологической основы исследования выступают
системный и субъектно-деятельностный подходы. Результатами статьи явились выводы о том, что магистерское образование
как объект педагогического проектирования может представлять собой научно ориентированную структуру, производящую
кадры высшей квалификации. Вариантом такого проектирования может быть создание некоей «сквозной» магистратуры,
в которой сосредоточиваются все ресурсы, необходимые для целенаправленной подготовки магистров как представителей
«надпрофессиональной» специализации. Педагогическое проектирование магистерского образования в каждом
конкретном вузе базируется на анализе внешней и внутренней среды. Внешняя среда обусловлена регионом как специфическим
социокультурным и хозяйственно-экономическим пространством. Внутренняя среда детерминирована качеством
субъектного потенциала обучаемых и профессорско-преподавательского состава вуза. Теоретическая значимость исследования
состоит в возможности использования обозначенных аспектов педагогического проектирования в создании
магистерского образовательного пространства. Практическая значимость состоит в нацеленности педагогического проектирования
магистратуры на повышение эффективности подготовки магистерских кадров.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, магистратура, магистерское образование, управление, система.
Поступила
в редакцию
Received
Принята к публикации
Accepted for publication
04.03.2019
13.04.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Хайрутдинов Рамиль Равилович, кандидат исторических наук, доцент, директор Института международных
отношений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Россия
Получена положительная рецензия
Received a positive review
Опубликована
Published
13.04.2019
31.05.2019
Стр.1
Р. Р. Хайрутдинов
Введение
Проектирование педагогических систем относится к наиболее сложным видам
проектирования. Исходной посылкой выступает определение проектирования, приведенное
в Большом энциклопедическом словаре: «процесс создания прототипа, прообраза
предполагаемого или возможного объекта, состояния» [1]. На основе данного определения
следует понимать педагогическое проектирование как создание некоего прообраза
магистратуры, отвечающей потребностям современной инновационной экономики
в кадрах высокой квалификации. Этот прообраз отражается в разного рода
документах и методических разработках как описание образовательного процесса,
планируемого к реализации в магистратуре. Таким образом, педагогическое проектирование
может рассматриваться и как процесс, и как планируемый результат (проектируемый
конечный продукт), и как способ изменения действительности, и как
управленческая технология.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Изучению магистратуры в различных аспектах посвящены работы современных
ученых-теоретиков и исследователей-практиков. Различные подходы к организации
магистратуры в современных условиях изучены Е. И. Бражник, О. В. Лаврентьевой,
Л. И. Лебедевой, которые выявили параллели в магистерском образовании в системе
университетского образования Франции и России [2]. В работе Л. И. Лебедевой доказаны
особенности магистерского образования в отечественной высшей школе, которые
были взяты нами за основу [3]. В работе И. С. Батраковой и Л. И. Лебедевой выявлены
факторы формирования ценностного отношения магистрантов к непрерывному
образованию и анализируется потенциал поступающих в магистратуру как исходный
компонент качества магистерского образования [4].
Нам импонируют работы И. Н. Мишина в плане контексте критической оценки
формирования перечня компетенций во ФГОС 3++ [5]. В работе Е. В. Караваевой
представлен первый опыт разработки и реализации программ подготовки научнопедагогических
кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные
проблемы и возможные решения [6].
В проектировании магистерского образования следует уделить внимание самостоятельной
работе магистрантов. Мы согласны с А. В. Киселевой, что сегодня к самостоятельной
работе студентов необходимы новые подходы [7]. Не случайно Г. В. Милованова
считает, что самостоятельная работа и самообразование являются важными
условиями успешной профессиональной деятельности [8].
В целом мы рассматриваем магистратуру как методологический феномен в вызовах
современности [9]. Б. И. Бедный и О. А. Кузенков подчеркивают, что сегодня
необходимы интегрированные программы проектирования подготовки научно-педагогических
кадров высшей квалификации [10]. Мы еще раз согласимся с Е. В. Караваевой
в том, что решение проблем проектирования магистерского образования актуально
и востребованно [11]. Однако в этих процессах требуется критичность ума,
на что указывают работы В. В. Маркина и В. В. Воронова[12]. В работе М. В. Певной,
Е. А. Шуклиной говорится о развитии институциональных ловушек магистратуры
(курсив наш. – Авт.) [13].
Как считает К. А. Абульханова, отдельный аспект развития магистерского образования
составляет специфика организации среды обучения магистрантов, ориентированной
на обучаемого-субъекта [14]. Мы согласны с А. В. Брушлинским в том, что
2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт»
субъект проявляется в индивидуализированной активности [15]. Феномен субъектности
в различных сематических пространствах рассмотрен Ф. Г. Мухаметзяновой и
О. Л. Панченко, и мы согласны с мнением о многогранности явления субъектности
студента-магистранта [16].
Педагогическое проектирование модели магистерского образования становится
объектом изучения в работах М. Л. Коцубы [17]. Ю. В. Тягуновой разработана и нами
модифицирована, апробирована модель проектирования образовательно-научного
процесса в университете [18]. Т. А. Жданко и О. Ф. Чупровой проведено проектирование
образовательно-профессионального пространства вуза как педагогического
условия формирования конкурентоспособности личности студента [19].
В. А. Чистоусовой и Л. А. Казанцевой педагогическое проектирование рассматривается
в различных аспектах [20].
Проблемы проектирования магистерского образования являются объектом исследования
в работах зарубежных исследователей, которые рассматривают их в содержании
инновационной педагогики XXI века [21]. Ряд зарубежных авторов рассматривают
проблемы проектирования магистерского образования в новых социально-экономических
условиях через призму полипарадигмального подхода [22]. В трудах зарубежных
ученых ставятся вопросы о роли саморазвития студентов в магистерском образовании
[23]. Мы также в своих исследованиях на страницах иностранных журналов поднимали
вопрос о проектировании магистерского образования в содержании рабочих программ
[24]. В этом же контексте, но в научной коллаборации разрабатываются проблемы проектирования
программ магистратуры [25]. Мы считаем, что образование сегодня является
мощным фактором экономики в подготовке научно-педагогических кадров [26]. В
зарубежной работе Н. Шматко показаны возможности магистерских и других ученых
степеней [27]. На проблемы магистерских степеней в проектировании магистерского образования
указывают И. Груздев и др. [28]
Магистерское образование в зарубежных работах связывают, прежде всего, с
проектированием института ученых степеней, которое в университетах Европы
имеет длительную эволюцию, начиная с Средних веков, когда зарождались первые
университеты, и до конца XX века. На данный феномен указал Х. В. Прал при изучении
вопросов социальной истории высшего образования в контексте проектирования
получения магистерских степеней [29]. В работе С. Воллгаста описана история проектирования
института магистратуры и докторантуры в университетах Германии [30].
М. Кинзингер и другие выделяют феномен историогенеза институциональности
«академических степеней» от средневекового университета до наших дней в структуре
магистратуры [31]. А. Казока и соавторы указывают на смещение акцента обеспечения
качества с программного на институциональный уровень проектирования
магистерского образования [32]. К. Вискари на опыте Финляндии выделяет конкурентные
преимущества проектирования магистерского образования через объединение
вузов с научно-исследовательскими учреждениями [33]. П. Фрайденсберг акцентирует
внимание на роли личностно ориентированного обучения в проектировании
магистерского образования в структуре внешнего агентства обеспечения качества (курсив
наш. – Авт.) [34]. В работе Ж. Дакович и соавторов актуализированы требования
международных рекомендателей к определению контекста национального высшего
образования в проектировании магистратуры [35].
Итак, обзор работ отечественных и зарубежных работ позволяет сделать вывод
о том, что изучение педагогического проектирования магистерского образования не
в полной мере осуществлено системно и требует дальнейшего исследования.
3
Стр.3