УДК 796/799
ББК 75.578
Ф 96
Рецензенты:
Кафедра теории и методики футбола Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Кафедра теории и методики футбола и регби Кубанского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Кафедра теории и методики футбола Волгоградской государственной академии
физической культуры
Ф 96 Футбол: Программа для футбольных академий, детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / под общей
редакцией д.п.н., профессора, заслуженного работника высшей
школы РФ В.П. Губы. – М.: Человек, 2015. – 208 с.
ISBN 978-5-906131-61-4
Программа основана на экспериментальном материале, апробированного, как
в Российской Федерации, так и за рубежом. Содержит учебный материал по основным
видам, как общей, так и специальной подготовки, а также его распределение
по годам обучения в годичном цикле. Полученные современные данные, дают
основание утверждать, что не может существовать единого подхода к рассматриваемому
процессу характеризующего объемы тренировочных и соревновательных
нагрузок, методические рекомендации. Контрольные упражнения и нормативы,
приведенные в программе помогут специалистам найти свое решение к тренировочному
процессу.
Программа написана под общей редакцией д.п.н., профессора, заслуженного работника
высшей школы РФ В.П. Губы и представляет собой результат аналитического
обобщения современных научных знаний в области физиологии, психологии,
педагогики спорта, биомеханики, передовых технологий подготовки футболистов
с учетом возрастных особенностей детей и подростков, а также конкретизации
и систематизации передового практического опыта российских и зарубежных специалистов.
В программе учтены наработки детско-юношеского футбола Германии,
Испании, Англии, Польши и других стран.
Программа рассчитана на тренеров футбольных академий, ДЮСШ, СДЮШОР
и УОР, спортивных клубов, преподавателей вузов и факультетов физической культуры,
а также студентов, магистрантов, аспирантов, начинающих свою практическую
деятельность в большей степени с футболистами детского и юношеского возраста.
ББК 75.578
ISBN 978-5-906131-61-4
© Издательство «Человек», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ . . . . . . . . 13
3.1. Этапы многолетней подготовки и их задачи . . . . . . . . . . . 14
3.2. Режим работы и наполняемость учебных групп. . . . . . . . 17
3.3. Концепция спортивной подготовки юных футболистов . . 19
3.4. Спортивная подготовка и средства спортивной
тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.5. Методы спортивной тренировки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.6. Принципы спортивной тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ
ФУТБОЛИСТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
4.1. Рекомендации по составлению учебных планов
подготовки юных футболистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
4.2. Рекомендации по составлению план-конспекта учебнотренировочного
занятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
5. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА. . . . . . . . . . . 32
5.1. Возрастные особенности рационального построения
многолетней подготовки юных футболистов. . . . . . . . . . . 32
5.2. Содержание различных сторон подготовки юных
футболистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
5.3. Систематизация тех нико-так ти чес ких действий в футболе
как содержание обучения и совершенствования . . . 53
5.4. Нагрузка, утомление и восстановление в подготовке
юных футболистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
5.5. Средства восстановления и стимуляции
работоспособности юных футболистов . . . . . . . . . . . . . . . 58
6. СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА . . . . . . . . 61
6.1. Группы начальной подготовки (8–10 лет) . . . . . . . . . . . . . 61
6.1.1. Отбор юных футболистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
6.1.2. Организация и методика отбора детей в группы
начальной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
3
Стр.3
6.1.3. Планирование и содержание учебно-тренировочных
занятий в годичном цикле подготовки . . . . 64
6.1.4. Контроль учебно-тренировочного процесса
и уровня подготовленности юных футболистов . . . 75
6.2. Учебно-тренировочные группы (11–15 лет) . . . . . . . . . . . 78
6.2.1. Организация и методика отбора юных
футболистов в учебно-тренировочные группы . . . . 78
6.2.2. Подготовка юных футболистов на этапе учебнотренировочных
групп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
6.2.3. Программный материал теоретической
подготовки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
6.2.4. Планирование и содержание учебно-тренировочных
занятий в годичном цикле подготовки . . . . 83
6.2.5. Программный материал для учебно-тренировочной
работы и соревновательной практики . . . . . 85
6.2.6. Контроль учебно-тренировочного процесса
и уровня подготовленности юных футболистов . . . 95
6.2.7. Характеристики содержания видов контроля
подготовленности юных футболистов учебнотренировочных
групп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
6.3. Группы спортивного совершенствования (16–18 лет) . . . 96
6.3.1. Организация и методика отбора юных
футболистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
6.3.2. Подготовка футболистов на этапе спортивного
совершенствования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
6.3.3. Планирование и содержание учебно-тренировочных
занятий в годичном цикле подготовки . . . . 98
6.3.4. Программный материал подготовки этапа
спортивного совершенствования . . . . . . . . . . . . . . . 99
6.3.5. Контроль учебно-тренировочного процесса
и уровня подготовленности юных футболистов . . 107
6.4. Группы высшего спортивного мастерства (19–20 лет) . . 108
6.4.1. Организация и методика отбора в группы
высшего спортивного мастерства . . . . . . . . . . . . . . 108
6.4.2. Подготовка футболистов в группах высшего
спортивного мастерства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
6.4.3. Планирование и содержание учебно-тренировочных
занятий в годичном цикле подготовки . . . 114
4
Стр.4
6.4.4. Программный материал для учебно-тренировочной
работы и соревновательной практики. . . . . . . 116
6.4.5. Контроль учебно-тренировочного процесса
и уровня подготовленности футболистов. . . . . . . . 123
7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. . . . . . . . . . . . . . . . . 125
8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
9. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. . . . . . . . . . . . . 149
10. ПИТАНИЕ ФУТБОЛИСТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
11. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
12. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА . . . . . . 170
13. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КЛАССЫ ПО ФУТБОЛУ . . . 172
14. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . 178
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
5
Стр.5