ББК 75.1
И85
Перевод с английского Ирина Шаробайко
Иссурин В.Б.
И85
Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки /
В.Б. Иссурин – М. : Спорт, 2016. – 464 с.
ISBN 978-5-906839-57-2
В книге анализируются и обобщаются методологические основы современной спортивной
тренировки, её базовые концепции, принципы и подходы; содержатся сведения по планированию
традиционной и альтернативных моделей подготовки, включая особенности выявления таланта
в спорте. Особое внимание уделяется применению инновационных технологий, повышающих
степень реализации психофизиологических способностей спортсмена и эффективность тренировки
для развития основных двигательных качеств.
Для тренеров, специалистов, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов
высших учебных заведений сферы физической культуры и спорта.
ББК 75.1
ISBN 978-5-906839-57-2
© Иссурин В.Б., текст, 2016
© Шаробайко И.В., перевод на русский язык, 2016
© Оформление. ООО «Издательство «Спорт», 2016
Стр.3
СОДеРжАНИе
Предисловие к русскому изданию ...................................................................................................
РАзДел 1.
Основы методики и её базовые концепции
ГлАВА 1. Основные термины и принципы спортивной тренировки ................................
1.1. Сущность спортивной тренировки .........................................................................
7
7
1.1.1. Цели и задачи тренировочного процесса ..................................................... 10
1.1.2. Основные термины спортивной тренировки .............................................. 11
1.1.3. Методы спортивной тренировки .................................................................... 13
1.2. Тренировка и принципы адаптации ....................................................................... 14
1.2.1. Величина тренировочной нагрузки и принцип перегрузки ................... 15
1.2.2. Специфичность тренировочной нагрузки ................................................... 17
1.2.3. Аккомодация ........................................................................................................ 18
1.3. Принцип суперкомпенсации и его применение в практике .......................... 19
1.3.1. Цикл суперкомпенсации после отдельной нагрузки ................................ 20
1.3.2. Суммирование нескольких нагрузок в пределах серии тренировок .... 20
1.4. Основные принципы спортивной тренировки ................................................... 23
1.4.1. Специализация .................................................................................................... 23
1.4.2. Индивидуализация ............................................................................................. 24
1.4.3. Вариативность ..................................................................................................... 26
1.4.4. Взаимодействие нагрузок ................................................................................. 28
1.4.5. Циклическое планирование процесса тренировки .................................... 29
Заключение по главе ................................................................................................................................... 31
Литература к главе 1 ................................................................................................................................... 32
ГлАВА 2. Тренировочные эффекты .................................................................................................. 33
2.1. Общая характеристика ................................................................................................ 33
2.2. Острый тренировочный эффект .............................................................................. 35
2.2.1. Острые эффекты, оцениваемые специфическими спортивными
индикаторами ....................................................................................................... 36
452
3
Стр.453
СОДЕРЖанИЕ
2.2.2. Острые эффекты, оцениваемые психофизиологическими
индикаторами ....................................................................................................... 38
2.2.3. Программирование острых тренировочных эффектов ............................ 40
2.2.4. Биологические предпосылки, обусловливающие острые
тренировочные эффекты ................................................................................... 41
2.3. Непосредственные тренировочные эффекты ..................................................... 42
2.3.1. Индикаторы непосредственных тренировочных эффектов .................... 42
2.3.2. Мониторинг непосредственных тренировочных эффектов .................... 44
2.3.3. Основные подходы к управлению непосредственными
тренировочными эффектами ........................................................................... 46
2.4. Кумулятивные тренировочные эффекты ............................................................. 47
2.4.1. Динамика физиологических показателей .................................................... 47
2.4.2. Динамика показателей физических качеств ............................................... 49
2.4.3. Динамика спортивных достижений ............................................................... 51
2.5. Отставленные тренировочные эффекты .............................................................. 54
2.6. Остаточные тренировочные эффекты ................................................................... 56
2.6.1. Базовая концепция ............................................................................................. 56
2.6.2. Долгосрочные и среднесрочные остаточные эффекты ............................ 58
2.6.3. Краткосрочные остаточные эффекты ........................................................... 59
2.6.2. Факторы, обусловливающие краткосрочные остаточные эффекты ..... 61
2.7. Фундаментальные биологические теории, объясняющие природу
тренировочных эффектов ........................................................................................... 64
Заключение по главе ................................................................................................................................... 66
Литература к главе 2 ................................................................................................................................... 67
ГлАВА 3. Тренируемость спортсменов ........................................................................................ 70
3.1. Наследственные факторы тренируемости ........................................................... 70
3.1.1. Спортивные династии ....................................................................................... 70
3.1.2. Наследственные детерминанты соматических признаков
и физических качеств ........................................................................................ 73
3.1.3. Наследственные детерминанты кумулятивного тренировочного
эффекта .................................................................................................................. 76
3.2. Тренируемость на разных этапах многолетней подготовки .......................... 78
3.2.1. Многолетняя динамика тренируемости ....................................................... 78
3.2.2. Спортсмены с более и менее благоприятной реакцией
на тренировку ....................................................................................................... 80
3.3. Гендерные различия тренируемости ...................................................................... 81
3.3.1. Различия максимальных спортивных достижений ................................... 81
3.3.2. Различия физиологических детерминант спортивной
подготовленности ................................................................................................ 83
3.3.3. Различия реакции на тренировочные нагрузки ......................................... 89
Заключение по главе ................................................................................................................................... 93
Литература к главе 3 ................................................................................................................................... 94
453
Стр.454
СОДЕРЖанИЕ
ГлАВА 4. Перенос тренированности .............................................................................................. 97
4.1. Предпосылки и базовая концепция переноса тренированности ................. 98
4.2. Теория и практика переноса тренированности .................................................. 99
4.2.1. Перенос тренированности как фактор, определяющий подготовку
спортсменов .......................................................................................................... 100
4.2.2. Примеры реализации переноса тренированности в практике ............... 101
4.3. Перенос тренированности при освоении и совершенствовании
двигательных навыков ................................................................................................. 102
4.3.1. Перенос навыка при тренировке одной руки или ноги
на нетренированную конечность .................................................................... 102
4.3.2. Эффект упражнений, отличающихся по координационной
структуре от соревновательного навыка ...................................................... 104
4.4. Перенос тренированности при совершенствовании двигательных
качеств ............................................................................................................................... 105
4.4.1. Общие предпосылки переноса двигательных качеств .............................. 106
4.4.2. Перенос тренированности при тренировке одной руки или ноги
на нетренированную конечность: контралатеральный эффект ............. 108
4.4.3. Перенос тренированности при тренировке рук
на упражнения для ног и наоборот ................................................................ 111
4.5. Влияние силовой тренировки на проявление выносливости ....................... 114
4.5.1. Влияние гипертрофии мышц .............................................................................. 115
4.5.2. Эффект экономизации ...................................................................................... 116
4.5.3. Совершенствование периферического кровообращения ......................... 116
4.5.4. Эффект суммарной тренировочной стимуляции ...................................... 116
4.5.5. Факторы и условия, ограничивающие перенос силовых качеств ......... 117
4.6. Влияние тренировки на выносливость на проявление
скоростно-силовых способностей ........................................................................... 120
4.6.1. Трансформация мышечных волокон ............................................................. 120
4.6.2. Нервно-мышечная адаптация .......................................................................... 121
4.6.3. Гормональная регуляция .................................................................................. 122
4.6.4. Данные молекулярной биологии .................................................................... 122
4.7. Параллельная тренировка в нескольких видах спорта
(кросс-тренинг) .............................................................................................................. 123
Заключение по главе ................................................................................................................................... 124
Литература к главе 4 ................................................................................................................................... 126
РАзДел 2
Основы планирования и построения тренировки
ГлАВА 5. Традиционная теория спортивной тренировки: общий обзор ....................... 133
5.1. Исторические корни и современное состояние ................................................. 133
5.2. Основные положения традиционной теории ...................................................... 135
5.3. Общая и специальная физическая подготовка .................................................. 140
454
Стр.455
СОДЕРЖанИЕ
5.4. Специализированные принципы спортивной тренировки ............................ 141
5.5. Методические формы организации упражнений .............................................. 142
5.6. Критические замечания в адрес традиционной теории спортивной
тренировки ....................................................................................................................... 143
Заключение по главе ................................................................................................................................... 148
Литература к главе 5 ................................................................................................................................... 149
ГлАВА 6. Блоковое построение тренировки как альтернатива традиционной
теории
................................................................................................................................... 150
6.1. Модель тренировки концентрированного однонаправленного
воздействия ...................................................................................................................... 150
6.1.1. Методологические предпосылки .................................................................... 151
6.1.2. Данные исследований концентрированной однонаправленной
тренировки ............................................................................................................ 155
6.1.3. Преимущества и ограничения концентрированной
однонаправленной тренировки ....................................................................... 158
6.2. Многоцелевая модель блоковой периодизации ................................................. 160
6.2.1. Факторы, обусловившие разработку многоцелевой модели
блоковой периодизации .................................................................................... 160
6.2.2. Ранние исследования многоцелевой блоковой периодизации .............. 162
6.2.3. Основные положения и предпосылки внедрения ..................................... 166
6.2.4. Структурная модель годового цикла ............................................................. 168
6.2.5. Основные следствия реализации многоцелевой блоковой модели ...... 169
Заключение по главе ................................................................................................................................... 171
Литература к главе 6 ................................................................................................................................... 172
ГлАВА 7. Реализация многоцелевой блоковой модели тренировки
в разных видах спорта ....................................................................................................... 175
7.1. Индивидуальные виды спорта на выносливость ............................................... 175
7.2. Спортивные игры .......................................................................................................... 181
7.3. Подготовка спортсменов, тренирующих максимальную силу
и мощность ....................................................................................................................... 183
7.3.1. Данные научных исследований ...................................................................... 183
7.3.2. Практический пример реализации блоковой программы ....................... 186
7.4. Рекреационная тренировка: профилактика остеопороза
и сердечно-сосудистых заболеваний ...................................................................... 190
Заключение по главе ................................................................................................................................... 191
Литература к главе 7 ................................................................................................................................... 192
ГлАВА 8. Современные оригинальные подходы к планированию
и построению подготовки спортсменов .................................................................... 194
8.1. Поляризованная тренировка ..................................................................................... 194
8.1.1. Опыт подготовки элитных спортсменов ...................................................... 195
455
Стр.456
СОДЕРЖанИЕ
8.1.2. Данные научных исследований ...................................................................... 197
8.1.3. Научные предпосылки концепции поляризованной тренировки ......... 198
8.2. Реализация программ высокоинтенсивной интервальной
тренировки (ВИТ) ........................................................................................................ 200
8.2.1. История возникновения ВИТ ......................................................................... 200
8.2.2. Основные эффекты ВИТ .................................................................................. 203
8.2.3. Кумулятивные эффекты ВИТ нетренированных лиц и спортсменов,
занимающихся по оздоровительным программам ..................................... 204
8.2.4. Кумулятивные эффекты ВИТ тренированных и элитных
спортсменов .......................................................................................................... 206
Заключение по главе ................................................................................................................................... 209
Литература к главе 8 ................................................................................................................................... 210
ГлАВА 9. Тренировочное занятие: основные концепции и особенности
построения ............................................................................................................................... 213
9.1. Классификация и типы тренировочных занятий .............................................. 213
9.1.1. Типы занятий в зависимости от особенностей их организации ............ 213
9.1.2. Классификация занятий в зависимости от выполняемых
в них заданий ....................................................................................................... 215
9.1.3. Классификация занятий в зависимости от их целей ................................ 217
9.1.4. Ключевые тренировочные занятия ................................................................ 219
9.2. Структура тренировочного занятия ....................................................................... 220
9.2.1. Разминка ................................................................................................................ 221
9.2.2. Основная часть занятия .................................................................................... 226
9.2.3. Заминка (заключительная часть тренировки) ........................................... 229
9.3. Особенности построения тренировочных занятий .......................................... 232
9.3.1. Последовательность упражнений различной направленности .............. 232
9.3.2. Совместимость различных упражнений ...................................................... 234
9.3.3. Серия занятий внутри одного дня тренировки .......................................... 237
9.4. Структурирование тренировочного занятия ............................................... 240
Заключение по главе ................................................................................................................................... 241
Литература к главе 9 ................................................................................................................................... 242
ГлАВА 10. Микро-, мезоциклы и этапы годового цикла подготовки .............................. 244
10.1. Микроциклы ................................................................................................................. 244
10.1.1. Классификация микроциклов ..................................................................... 244
10.1.2. Изменения нагрузки внутри микроцикла ............................................... 246
10.1.3. Микроцикл развития аэробных способностей ....................................... 248
10.1.4. Микроцикл развития анаэробных гликолитических
способностей .................................................................................................... 251
10.1.5. Микроцикл развития взрывной силы и координационных
способностей .................................................................................................... 254
10.1.6. Предсоревновательный микроцикл ........................................................... 258
456
Стр.457
СОДЕРЖанИЕ
10.1.7. Микроцикл поддержания специфических кондиций
в спортивных играх ........................................................................................ 261
10.1.8. Правила построения микроцикла .............................................................. 263
10.2. Мезоциклы .................................................................................................................... 265
10.2.1. Накопительный мезоцикл ............................................................................ 265
10.2.2. Трансформирующий (преобразующий) мезоцикл ............................... 268
10.2.3. Реализационный мезоцикл .......................................................................... 272
10.3. Этапы подготовки внутри годичного цикла ..................................................... 276
10.3.1. Роль соревнования внутри этапа подготовки ......................................... 276
10.3.2. Как продлить остаточный тренировочный эффект .............................. 278
10.4. Завершающий этап подготовки (ЗЭП) к главным соревнованиям ......... 279
10.4.1. Факторы, определяющие эффективность ЗЭП ..................................... 279
10.4.2. Содержание и особенности ЗЭП ................................................................ 282
Заключение по главе
............................................................................................................................... 285
Литература к главе 10 ............................................................................................................................... 286
ГлАВА 11. Долговременная спортивная подготовка ................................................................ 288
11.1. Годичный цикл подготовки ..................................................................................... 288
11.1.1. Цели, задачи и основные направления годичного плана .................... 288
11.1.2. Составление годичного плана ..................................................................... 289
11.1.3. Основные тенденции распределения нагрузки внутри годичного
плана ................................................................................................................... 292
11.2. 4-летний цикл олимпийской подготовки .......................................................... 294
11.3. Спортивное долголетие элитных спортсменов ................................................ 296
11.4. Многолетняя подготовка юных спортсменов .................................................. 301
11.4.1. Этапы многолетней подготовки ................................................................. 301
11.4.2. Сенситивные периоды в развитии различных физических
качеств ................................................................................................................ 306
Заключение по главе
............................................................................................................................... 308
Литература к главе 11 ............................................................................................................................... 309
ГлАВА 12. Спортивный талант и его развитие ............................................................................ 311
12.1. Научные предпосылки .............................................................................................. 311
12.1.1. Генетические факторы, обуславливающие спортивный талант ........ 311
12.1.2. Темп прироста результатов как индикатор одарённости .................... 313
12.2. Основные подходы к выявлению одарённости ............................................... 315
12.2.1. Данные исследований одарённости юных спортсменов ...................... 315
12.2.2. Практические подходы к выявлению одарённых спортсменов ......... 318
12.3. Теория многолетней целенаправленной практики Эриксона:
правило 10 лет .............................................................................................................. 320
Заключение по главе
............................................................................................................................... 326
Литература к главе 12 ............................................................................................................................... 327
457
Стр.458
СОДЕРЖанИЕ
ГлАВА 13. Тренировка в условиях среднегорья ......................................................................... 329
13.1. Научные предпосылки .............................................................................................. 329
13.1.1. Основные факторы, определяющие работоспособность
спортсменов в среднегорье ........................................................................... 330
13.1.2. Основы адаптации к условиям среднегорья ........................................... 331
13.1.3. Возможные преимущества среднегорной подготовки .......................... 334
13.2. Основы методики тренировки ............................................................................... 337
13.2.1. Общие принципы и основные положения тренировки
в среднегорье .................................................................................................... 337
13.2.2. Фазы горной акклиматизации и их влияние на построение
тренировки ........................................................................................................ 340
13.2.3. Особенности реакклиматизации на уровне моря .................................. 343
13.2.4. Построение этапа подготовки, включающего сбор в горах ................ 346
13.2.5. Нетрадиционные подходы к тренировке в среднегорье ...................... 350
13.2.6. Горная подготовка в структуре годичнго цикла ................................ 353
13.2.7. Основные подходы к программированию тренировки
в среднегорье .................................................................................................... 356
Заключение по главе
............................................................................................................................... 357
Литература к главе 13 ............................................................................................................................... 358
РАзДел 3
Инновационные подходы к подготовке спортсменов
ГлАВА 14. Одновременная и предварительная преактивация стимулирующая
проявление максимальных физических возможностей .................................. 363
14.1. Одновременная преактивация мышечной деятельности (ОПМД):
научные и практические предпосылки ............................................................... 363
14.1.1. История возникновения метода ОПМД .................................................. 363
14.1.2. Исследования эргогенного эффекта ОПМД ........................................... 364
14.1.3. Физиологические механизмы, обуславливающие эргогенный
эффект ОПМД ................................................................................................. 366
14.1.4. Апробация метода ОПМД в разных видах спорта:
старт в спортивном плавании ...................................................................... 367
14.2. Предварительная преактивация мышечной деятельности (ППМД) ...... 369
14.2.1. Научные предпосылки .................................................................................. 369
14.2.2. Характеристика метода ППМД: условия и особенности
реализации ........................................................................................................ 370
14.2.3. Индивидуальные особенности, обуславливающие эффект
ППМД ................................................................................................................ 373
14.2.4. Эффект ППМД, реализуемый в скоростно-силовых
упражнениях .................................................................................................... 374
14.2.5. Эффект ППМД в подготовке спортсменов, тренирующихся
на выносливость .............................................................................................. 376
Заключение по главе
............................................................................................................................... 378
Литература к главе 14 ............................................................................................................................... 378
458
Стр.459
СОДЕРЖанИЕ
ГлАВА 15. Использование психофизиологических технологий в подготовке
спортсменов ........................................................................................................................... 382
15.1. Тренировка с использованием биологической обратной связи
(БОС) .............................................................................................................................. 382
15.1.1. Использование метода БОС для совершенствования техники
движений ........................................................................................................... 383
15.1.2. Реализация методов БОС в лабораторных и полевых
условиях ............................................................................................................ 383
15.1.3. Комплексный подход при использовании БОС:
опыт практического применения ............................................................... 386
15.2. Методы аутогенной тренировки: представление ............................................ 387
15.2.1. Научные предпосылки .................................................................................. 388
15.2.2. Данные исследований и практические подходы .................................... 389
15.3. Тренировка в условиях искусственной среды и виртуальной
реальности ..................................................................................................................... 392
15.3.1. Исследования тренировки в условиях искусственной
среды ................................................................................................................... 392
15.3.2. Использование виртуальной реальности в подготовке
спортсменов ...................................................................................................... 395
Заключение по главе
............................................................................................................................... 399
Литература к главе 15 ............................................................................................................................... 400
ГлАВА 16. Электростимуляционная (ЭМС) тренировка ....................................................... 403
16.1. История создания метода ........................................................................................ 403
16.2. Характеристика метода ЭМС и параметров стимуляции ........................... 406
16.3. Физиологические механизмы, обуславливающие эффект ЭМС
тренировки .................................................................................................................... 408
16.4. Влияние ЭМС на физическую подготовленность и спортивные
достижения .................................................................................................................... 409
16.4.1. Данные исследований в индивидуальных видах спорта ..................... 409
16.4.2. Данные исследований в спортивных играх ............................................. 412
16.4.3. Эффект ЭМС в процессе рекреационной тренировки ........................ 414
16.5. Практические замечания по применению ЭМС тренировки ..................... 416
Заключение по главе
............................................................................................................................... 417
Литература к главе 16 ............................................................................................................................... 418
ГлАВА 17. Вибрационная тренировка ............................................................................................. 420
17.1. Вибрационный массаж .............................................................................................. 420
17.2. Тренировка методами локальной и общей вибрации ................................... 422
17.2.1. Технологические подходы и приборы для вибрационной
тренировки ........................................................................................................ 422
17.2.1.1. Аппаратура для тренировки методами локальной
вибрации (ЛВ) .................................................................................. 423
17.2.1.2. Аппаратура, создающая вибрацию всего тела (ВВТ) ............... 424
459
Стр.460
СОДЕРЖанИЕ
17.2.2. Вибрационная тренировка гибкости ......................................................... 426
17.2.3. Силовые упражнения ЛВ: острый эффект .............................................. 429
17.2.4. Силовые упражнения с наложением ЛВ: кумулятивный эффект .... 435
17.2.5. Упражнения с использованием ВВТ: острый эффект ......................... 437
17.2.6. Упражнения с использованием ВВТ: кумулятивный эффект ........... 440
17.2.7. Вибрационная тренировка для укрепления костей .............................. 442
17.3. Практические замечания по применению вибрационной тренировки ... 445
Заключение по главе
............................................................................................................................... 446
Литература к главе 17 ............................................................................................................................... 447
460
Стр.461