Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Семинар по магистерской диссертации

0   0
АвторыЕгодурова Виктория Макаровна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц204
ID640317
АннотацияУчебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлениям подготовки 45.04.01 Филология, 45.03.01 Филология. Цель пособия — помочь студентам овладеть важнейшими процедурами лингвистических исследований, ознакомить их с возможными подходами к анализу языкового материала, с требованиями к составлению научного текст и использованию уже достигнутого в науке с соблюдением этики ученого. Основной задачей настоящего учебно-методического пособия является организация научно-исследовательской работы студентов в рамках дисциплин «Основы научно-исследовательской деятельности», «Семинар по магистерской диссертации». Пособие включает различные задания, в том числе тексты научных статей для их анализа, с целью выработки у студентов навыков научно-исследовательской деятельности. Предлагаемые в пособии виды работ направлены на развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлениям подготовки 45.04.01 Филология, 45.03.01 Филология
ISBN978-5-9793-1115-9
УДК378(075.8)
ББК74.480.26я73
Семинар по магистерской диссертации / В.М. Егодурова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2017 .— 204 с. — ISBN 978-5-9793-1115-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/640317 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Семинар_по_магистерской_диссертации_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Семинар_по_магистерской_диссертации_.pdf
ФИЛОЛОГИЯ @Й ИЗДАТЕЛЬСТВО СЕМИНАР ПО МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Стр.1
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕМИНАР ПО МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Издание второе, исправленное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлениям подготовки 45.04.01 Филология, 45.03.01 Филология Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017
Стр.3
УДК 81 (075. 8) ББК 81. Оя 73 С 306 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского госуниверситета Р е ц е н з е н т ы А. П. Майоров, д-р филол. наук, проф. Л. Б. Бадмаева, д-р филол. наук, доц. С 306 Семинар по магистерской диссертации : учебнометодическое пособие / сост. В. М. Егодурова. — Изд. 2, испр. и доп. — Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2017. — 200 с. ISBN 978-5-9793-1115-9 Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлениям подготовки 45.04.01 Филология, 45.03.01 Филология. Цель пособия — помочь студентам овладеть важнейшими процедурами лингвистических исследований, ознакомить их с возможными подходами к анализу языкового материала, с требованиями к составлению научного текста и использованию уже достигнутого в науке с соблюдением этики ученого. Основной задачей настоящего учебно-методического пособия является организация научно-исследовательской работы студентов в рамках дисциплин «Основы научно-исследовательской деятельности», «Семинар по магистерской диссертации». Пособие включает различные задания, в том числе тексты научных статей для их анализа, с целью выработки у студентов навыков научноисследовательской деятельности. Предлагаемые в пособии виды работ направлены на развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы. УДК 81 (075. 8) ББК 81. Оя 73 ISBN 978-5-9793-1115-9 © В. М. Егодурова, сост., 20 © Бурятский госуниверситет, испр. и доп., 2017
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ С первых дней обучения в высшей школе студент приобщается к активному процессу познания. Он учится слушать и записывать учебно-научные лекции, читать учебную, научную литературу, подбирать, обрабатывать и анализировать научный материал по определенной теме, составлять конспекты, рефераты, сообщения, доклады, курсовые работы и, наконец, дипломную работу как свидетельство полученной квалификации. Следующей ступенью познания является магистратура. Целью научно-исследовательской работы магистранта является углубление формирования профессиональных компетенций в области научноисследовательской деятельности. Формирование этих компетенций осуществляется в курсах «Научно-исследовательская работа в семестре», «Семинар по магистерской диссертации», «Основы научно-исследовательской деятельности», «Методы лингвистических исследований» и на практике. Настоящее учебное издание представляет собой учебнометодическое пособие для дисциплин «Основы научноисследовательской деятельности», «Семинар по магистерской диссертации» в рамках реализации образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки 45.04.01 Филология, 45.03.01 Филология и подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования. Дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» (Б1.В.ОД.2), «Семинар по магистерской диссертации» (Б1.В.ОД.10) относятся к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 в структуре ОП, входят в цикл дисциплин по формированию профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности. Целью курсов «Основы научно-исследовательской деятельности» и «Семинар по магистерской диссертации» является формирование профессиональных компетенций в области научноисследовательской деятельности. Для осуществления научно-исследовательской работы необходимы знания, умения и навыки, полученные обучающимися при изучении дисциплин общенаучного профессионального циклов. 3
Стр.5
В результате освоения дисциплин обучающийся должен: знать: теоретические положения о современной парадигме языкознания, современных концепциях в области лингвистики; систему методологических принципов и методических приемов лингвистического исследования; принципы планирования научной работы в индивидуальном и коллективном творчестве; в достаточно полном объеме социокультурные, психологические и методические закономерности усвоения лингвистических знаний; типы и виды средств обучения и учебно-методических материалов и требования к ним; источники, подходы, принципы и технологии создания современных учебно-методических материалов (включая ИКТ); основные общенаучные методы исследования (анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, классификация и моделирование), важнейшие понятия научного исследования (познавательная ситуация, объект, предмет, фактическая область, цель, задачи, средства и др.); виды и жанры научных исследований, методы лингвистического анализа; теоретические и источниковедческие аспекты оформления научной работы; место филологии среди гуманитарных наук и ее роль в разработке научного мировоззрения, философско-методологические основания филологии; специфику научных парадигм в филологии и историю их смены, современное состояние и перспективы развития филологии, методологические принципы и методические приемы филологического исследования; нормы и традиции речевого поведения и речевого этикета, стратегии общения (устного и письменного) в различных ситуациях межкультурного общения с носителями изучаемых языков в разных сферах деятельности (бытовой, профессиональной, деловой); ключевые понятия и идеи, новейшие научные разработки, междисциплинарные связи, дискуссионные вопросы в конкретной избранной области языкознания; методологические принципы и методические приемы научных исследований в рамках конкретного направления лингвистики; принципы и приемы анализа различных текстов в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации, структурные и содержательные характеристики, культурные особенности устных и письменных жанров в синхроническом и диахроническом аспектах; 4
Стр.6
как составить различные типы текстов (различных жанров) научной речи; основные положения и концепции в области теории текста, функционирования стилей, в том числе научного; особенности работы редактора с научным текстом, различными жанрами научного стиля; уметь: применять знания о современных методах исследования, современных концепциях в области языкознания; использовать междисциплинарные научные связи в филологии, выделять продуктивность выдвигаемой проблемы и перспективы ее решения в собственной и коллективной научной работе; выдвигать самостоятельные гипотезы, обобщать, систематизировать научную информацию; на достаточно высоком уровне создавать и оценивать учебнометодическое обеспечение для конкретной ситуации обучения, группы/класса, учитывая соответствие принципам современного образования, нормативным требованиям и особенностям конкретной аудитории; проводить собственное исследование под руководством научного руководителя; применять разнообразные методы лингвистических школ и направлений; оформлять основные части научного исследования, аргументированно формулировать основные положения и выводы; осуществлять лингвистический анализ фактов языка, выявлять стилистические и жанровые характеристики текста, средства воздействия на адресата, речевые стратегии и тактики, определять авторскую позицию и средства ее выражения; выбирать методы исследования, планировать апробацию результатов локального научного исследования, ориентироваться в научных и методических достижениях в области языкознания, определять актуальность исследования, его цели и задачи; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, дискуссиях на разнообразные темы повседневного, социокультурного, профессионального характера, высказывать и аргументировать свою точку зрения, адекватно реагировать на партнера по общению, соблюдая правила вежливости; применять компенсаторные умения и стратегии в общении, в том числе на изучаемом иностранном языке; выявлять закономерности функционирования явлений языка различной природы на основе применения методов исследования в 5
Стр.7
рамках конкретной избранной области языкознания, интегрировать методы разных областей филологии и методов иных наук в анализе устных и письменных текстов; самостоятельно пополнять, критически анализировать и применять теоретические и практические знания в сфере филологии и иных гуманитарных наук для собственных научных исследований; применять полученные знания в подготовке и редактировании научного текста, в собственной редакторской деятельности; различать разновидности научного стиля; редактировать смысловую структуру текста; находить речевые и стилистические ошибки в разных видах научного текста; владеть: опытом участия в коллективном планировании научного проекта (разработки); навыками подготовки и редактирования научных публикаций, источниковедческой, библиографической деятельности; достаточно устойчивым опытом разработки и оценки учебнометодических материалов в единстве таких составляющих, как осознание общественной важности лингвистики, труда преподавателя русского языка и литературы; принятие определенной методической концепции и толерантное отношение к проявлению иных методических взглядов и оценок; осознание необходимости постоянного профессионального самообразования и развития, значимости роли преподавателя, наставника; культурой научной полемики; практическими навыками обработки и интерпретации полученной научной информации; навыками написания обзора, аннотации, реферата, доклада, научной статьи; навыками работы с источниками, в том числе в поисковых системах интернета; навыками и опытом осуществления лингвистического анализа текстов разных жанров; навыками проведения исследования в рамках конкретной области языкознания на основе интеграции знаний и методов из разных областей гуманитарного знания; опытом опосредованной или непосредственной межкультурной коммуникации, чтения, обсуждения и интерпретации текстов об изучаемых культурах, создания материалов о родной культуре, адресованных носителям изучаемых языков; навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных иными специалистами, с использованием современных 6
Стр.8
методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта; навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, навыками подготовки и редактирования научных публикаций; практическими навыками самостоятельной оценки научного и фактического материала, обработки и интерпретации научной информации в научном исследовании; основными приемами и методами редактирования различных типов научного текста; навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей его функционирования в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов. Основной задачей настоящего учебно-методического пособия является организация научно-исследовательской работы магистрантов в рамках дисциплин «Основы научноисследовательской деятельности», «Семинар по магистерской диссертации». Особенности построения учебно-методического пособия В учебно-методическом пособии собрана необходимая информация, связанная с научно-исследовательской деятельностью магистранта в период его обучения в магистратуре. Пособие состоит из двух частей и имеет следующую структуру. В первом разделе магистрантам предлагается направление (примерный план учебной исследовательской работы) работы магистранта на «Семинаре по магистерской диссертации» по семестрам и указаны виды итоговых отчетов о работе к концу семестра. В помощь магистрантам дан научно-методический материал, опора на который позволит студентам выполнить план научной работы. Научно-методический материал содержит описание языковых, стилевых, структурно-композиционных особенностей основных жанров (диссертация, статья, рецензия, аннотация, реферат и т. д.) в сфере научной коммуникации. В конце каждого параграфа дается практическое задание. Пособие выстроено так, что все предусмотренные в плане виды работ, завершающиеся итоговым отчетом, имеют описание, приводятся примеры их написания. Завершается первая часть контрольными заданиями и вопросами. Научно7
Стр.9
методический материал извлечен из литературы, которая указана в конце каждого раздела. Второй раздел «Анализ научного текста» содержит тексты научных статей для анализа. Магистрантам предлагается выполнить практические задания, которые помогут им развить умение писать собственный научный текст. Как показывает практика, при составлении устного или письменного текста наиболее распространенными являются следующие ошибки: несоблюдение законов логики; нарушение структуры текста; нарушение стилистического единства. Кроме того, наибольшие трудности связаны с тем, как при создании текста правильно организовать его начало, выстроить основную часть и сформулировать логическое заключение. Материалом для практической работы являются опубликованные статьи В. М. Егодуровой, А. П. Майорова, Д. Ш. Харанутовой. Практическая работа состоит из следующих заданий. Определить: 1) подходы к исследованию языкового материала; 2) проблематику исследований; 3) методы исследования в статьях; 4) способы включения цитат в текст; 5) лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля речи; 6) композиционную структуру научных текстов. Охарактеризовать научный текст с точки зрения таких его свойств, как связность, целостность и логичность. Кроме того, к каждой научной статье дается дополнительный перечень заданий для анализа. В конце учебно-методического пособия дан список литературы. Данное учебно-методическое пособие направлено на формирование следующих профессиональных компетенций: - владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-1); - умение планировать комплексное информационное воздействие и осуществлять руководство им (ПК-15); - владение навыками организации и проведения учебных занятий и практик, семинаров, научных дискуссий и конференций (ПК-16). Необходимо отметить, что перечисленные выше компетенции на уровне бакалавриата студентом уже усвоены. Предстоит углуб8
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.