Джишкариани ПРАКТИКУМ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ Учебное пособие для бакалавров направлений подготовки 44.03.01, 44.03.05 Педагогическое образование Шуя 2017 1 УДК 37.017.93 ББК 74.200.51 Д 41 Печатается по решению редакционно-издательского совета Шуйского филиала ИвГУ Рецензенты: Романова К.Е., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет» Кисляков П.А., доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной и общей психологии ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» Д 41 Джишкариани Т.Д. <...> Практикум по духовно-нравственному воспитанию школьников: Учебное пособие для студентов направления подготовки 44.03.01, 44.03.05 Педагогическое образование/ Т.Д. Джишкариани. <...> Учебное пособие «Практикум по духовно-нравственному воспитанию школьников» предназначено студентам направлений подготовки 44.03.01, 44.03.05 Педагогическое образование и призвано содействовать развитию воспитательной компетентности будущих педагогов в сфере духовнонравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования. <...> Воспитательный компонент как новация в ФГОС общего образования. <...> Гармонизация душевных сил личности как основа духовнонравственного развития и воспитания……………………………………. <...> О базовых национальных ценностях, российской гражданской идентичности и воспитательном идеале ………………………………. <...> Инновационные технологии организации духовнонравственного воспитания в современной школе…………………………… 84 3.1. <...> Внеурочная работа в процессе изучения дисциплин духовнонравственного цикла ………………………………………………………. <...> Способы оценивания качества образовательных результатов при изучении предметов духовно-нравственного цикла ……………………… 93 Тезаурус. <...> Пособие, безусловно, поможет разобраться в требованиях ФГОС общего образования <...>
Практикум_по_духовно-нравственному_воспитанию_школьников.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ШУЙСКИЙ ФИЛИАЛ
Т.Д. Джишкариани
ПРАКТИКУМ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
ШКОЛЬНИКОВ
Учебное пособие
для бакалавров направлений подготовки
44.03.01, 44.03.05 Педагогическое образование
Шуя 2017
1
Стр.1
УДК 37.017.93
ББК 74.200.51
Д 41
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Шуйского филиала ИвГУ
Рецензенты:
Романова К.Е., доктор педагогических наук, доцент, профессор
кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Ивановский
государственный политехнический университет»
Кисляков П.А., доктор психологических наук, доцент, профессор
кафедры социальной и общей психологии ФГБОУ ВО «Российский
государственный социальный университет»
Д 41 Джишкариани Т.Д. Практикум по духовно-нравственному
воспитанию школьников: Учебное пособие для студентов направления
подготовки 44.03.01, 44.03.05 Педагогическое образование/ Т.Д. Джишкариани.
– Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. – 122 с.
Учебное пособие «Практикум по духовно-нравственному воспитанию
школьников» предназначено студентам направлений подготовки 44.03.01,
44.03.05 Педагогическое образование и призвано содействовать развитию
воспитательной компетентности будущих педагогов в сфере духовнонравственного
развития и воспитания обучающихся в условиях реализации
ФГОС общего образования. В пособии представлены теоретические
материалы и система инновационных технологий по духовно-нравственному
развитию, воспитанию и социализации школьников как в урочной, так и во
внеурочной деятельности.
Пособие также может быть полезным для магистрантов и широкого
круга специалистов, занимающихся вопросами воспитания в системе
образования.
ISBN 978-5-86229-411-8
© Т.Д. Джишкариани, 2017
© Шуйский филиал ИвГУ, 2017
2
Стр.2
Содержание
Предисловие ………………………………………………………………………. 4
Раздел I. Основы духовно-нравственного воспитания в современной
школе …………………………………………………………………………......... 5
1.1. Воспитательный компонент как новация в ФГОС общего образования.... 5
1.2. «Духовно-нравственное развитие» и «воспитание» как важные
категории ФГОС……………………………………………...……………… 14
1.3. Системно-деятельностный и компетентностный подходы и их связь с
духовно-нравственным воспитанием ……………………............................ 21
1.4. Духовные основы нравственного воспитания: сущность понятий
«духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание»... 26
1.5. Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного
становления личности ребенка в разные периоды его жизни…………...... 36
1.6. Гармонизация душевных сил личности как основа духовнонравственного
развития и воспитания……………………………………... 45
1.7. О базовых национальных ценностях, российской гражданской
идентичности и воспитательном идеале ………………………………....... 50
1.8. Духовно-нравственное воспитание как направление внеурочной
деятельности в современной школе………………...................................... 58
Раздел II. Значение социальных институтов школы, семьи и Церкви в
духовно-нравственном воспитании ……………………………………………. 68
2.1. Роль личности педагога в духовно-нравственном воспитании
учащихся……………………………………………………………………... 68
2.2. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка ……………..... 70
2.3. Церковь и ее значение в духовной жизни общества ………….................... 74
2.4. Педагогическое взаимодействие: семья-школа-Церковь ………………… 76
Раздел III. Инновационные технологии организации духовнонравственного
воспитания в современной школе…………………………… 84
3.1. Технологии формирования духовно-нравственных ценностей на уроке и
во внеурочной деятельности ……………………………………………….. 84
3.2. Внеурочная работа в процессе изучения дисциплин духовнонравственного
цикла ………………………………………………………... 89
3.3. Способы оценивания качества образовательных результатов при
изучении предметов духовно-нравственного цикла ……………………… 93
Тезаурус. Ключевые понятия……………………………………………………... 102
Проверь себя!
Тестовые задания для самоконтроля по освоению курса
«Практикум по духовно-нравственному воспитанию школьников»
108
3
Стр.3