СОДЕРЖАНИЕ
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (вместо введения)……………………… 6
I. Основные понятия…………………………………………………… 10
1.1. Деятельность и культура……………………………………….….. 10
1.1.1. Деятельность …………………………………………………………… 10
1.1.2. Культура ……………………………………………………… 12
1.2. Гуманизм…………………………………………………………….. 15
1.2.1. Общее понятие гуманизма……………………………………………… 15
1.2.2. Особенности современного гуманизма ………………………….. 18
1.3. Спорт и физкультура………………………………………………… 22
1.3.1. Спорт…………………………………………………………………….. 23
1.3.2. Спортивная культура личности……………………………………….. 25
1.3.3. Физкультура ……………………………………………………………. 31
1.3.4. Культура личностно-ориентированной (физкультурной)
двигательной активности………………………………………………. 35
1.3.5. Другие интерпретации понятий «спорт» и «физкультура»…………. 39
1.4. Телесная (соматическая, физическая) культура личности ……….. 42
1.4.1. Понятие и структура телесной (соматической, физической)
культуры личности……………………………………………………… 42
1.4.2. Разновидности телесной (соматической, физической) культуры
личности………………………………………………………………….. 48
II. Основные направления, цели и задачи
физкультурно–спортивной работы со студентами
2.1.. Особенности студенчества как социальной группы………………. 50
2.2. Воспитание позитивного ценностного отношения студентов
к физкультуре………………………………………………………… 55
2.2.1. Цели и задачи педагога по формированию и коррекции
общего позитивного отношения студентов к физкультуре………….. 56
2.2.2. Цели и задачи педагога по формированию и коррекции
ценностно-избирательного отношения студентов
к физкультуре…………….................................................................... 58
2.3. Воспитание у студентов позитивного отношения к спорту ……… 61
2.3.1. Цели и задачи педагога по формированию и коррекции
у студентов общего позитивного отношения к спорту………………… 61
2.3.2. Цели и задачи деятельности по формированию и коррекции
у студентов ценностно-избирательного отношения к спорту………… 64
2.4. Физкультура и спорт как средство общегуманистического
воспитания, личностного развития студентов……………………… 66
2.4.1. Социокультурный потенциал физкультуры и спорта………………… 66
2.4.2. Задачи организаторов физкультурно-спортивной деятельности
студентов по реализации социокультурного потенциала
этой деятельности…………………………………………………............. 72
2.4.3. Необходимость и задачи противодействия возможному
негативному влиянию спортивного соперничества на личность
и социальные отношения студентов……………………………….…… 74
3
Стр.3
III. Инновационные формы и методы
физкультурно–спортивной работы со студентами ………………….. 81
3.1. Формы и методы воспитания общего позитивного отношения
студентов к физкультурно–двигательной активности……………. 81
3.1.1. Формы и методы формирования физкультурной образованности
и информационно–операциональной готовности студентов к занятиям
физкультурой……………………………………………………………. 81
3.1.2. Формы и методы повышения физкультурно-двигательной
активности студентов в свободное время……………………………… 83
3.2. Формы и методы повышения социокультурного значения
для студентов физкультурно-двигательной активности ………… 99
3.2.1. Формы и методы совершенствования телесной (соматической)
культуры студентов в процессе занятий физкультурой…………… 100
3.2.2. Формы и методы совершенствования других компонентов
культуры личности на основе физкультурно-двигательной
активности студентов…………………………………………………… 111
3.2.3. Формы и методы игровой организации физкультурно-двигательной
активности студентов…………………………………………………… 115
3.3. Формы и методы воспитания общего позитивного отношения
студентов к спортивной деятельности…………………………………… 125
3.3.1. Формы и методы формирования спортивной образованности
и информационно–операциональной готовности студентов к занятиям
спортом…………………………………………………………………… 126
3.3.2. Формы и методы повышения спортивной активности студентов
в свободное время………………………………………………………. 126
3.4. Формы и методы повышения социокультурного значения
для студентов занятий спортом…………………………………………….130
3.4.1. Предельно общий подход к решению проблемы……………………… 130
3.4.2. Общегуманистическое, спортивно-гуманистическое
и олимпийское образование в системе форм и методов
повышения для студентов социокультурного значения спорта………. 135
3.4.3. Организация спортивной деятельности студентов на принципах
гуманистической педагогики и психологии…………………………… 155
3.4.4. Формы и методы, основанные на спортивной и олимпийской
активности студентов…………………………………………………… 161
3.4.5. Необходимость инновационных принципов организации
соперничества в спортивных соревнованиях студентов…………….. 166
3.4.6. Формы и методы инновационного подхода к программе
спортивных соревнований студентов……………………………........... 176
3.4.7. Формы и методы инновационного подхода к определению
и поощрению победителей спортивных соревнований студентов…… 193
3.4.8. Формы и методы инновационного подхода к составу
участников спортивных соревнований студентов…………………… 200
3.4.9. Инновационные методы повышения ориентации участников
спортивных соревнований студентов на сотрудничество……………. 202
3.4.10. Формы и методы изменения нескольких принципов организации
соперничества на спортивных соревнованиях студентов……………. 205
4
Стр.4
3.4.11. Российская программа целостной модификации традиционных
принципов организации спортивного соперничества студентов……. 209
3.4.12. Роль спортивных клубов в повышении социокультурного
значения студенческого спорта………………………………………… 238
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 243
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………… 245
5
Стр.5
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
(вместо введения)
Данная
монография
посвящена
анализу теоретикометодологических
основ новой системы физкультурно-спортивной работы
в вузе. Целый ряд причин обусловливает необходимость такой системы
и разработки ее теоретико-методологических основ.
1. Одна из наиболее важных социальных проблем современной России
– физическое, психическое и духовно-нравственное состояние детей и
молодежи. Как отмечается в докладе «О повышении роли физической
культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» на
заседании Госсовета РФ 30 января 2002 года, в сложившейся ситуации
«необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции
населения, принять радикальные меры по качественному улучшению
человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых
ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности
и патриотизма и неприятие вредных привычек». В противном
случае, отмечается в этом документе, может возникнуть «реальная угроза
национальной безопасности России» [Материалы к заседанию…, 2002: 7].
Данная проблема является актуальной и для студентов. Лишь около
10% молодежи имеют уровень физического состояния, близкий к норме.
По данным различных исследований, у 80-85% студентов вузов отмечается
нарушение здоровья разной степени [Козина, 2007: 12]. Почти треть юношей
по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных
Силах, а те, которые признаны годными, редко отличаются хорошим здоровьем.
За период прохождения воинской службы течение многих хронических
заболеваний осложняется, возможность их излечения в дальнейшем
становится маловероятной [Смирнов, 2002: 7, 8). По данным С.Г. Добротворской,
около 54 % студентов страдают вредными привычками: курят
61,4 % юношей и 44,5 % девушек, регулярно употребляют спиртные
напитки 76 % студентов и 74,2 % студенток, периодически пользуются
различного рода наркотическими препаратами одна треть студенчества, на
фоне низкой двигательной активности (до 90 % студентов страдают выраженной
гиподинамией) и слабой мотивации к занятиям физической культурой
и спортом (до 60 % студентов не занимаются регулярно физическими
упражнениями) [Добротворская, 2002].
Отмечается тенденция к ухудшению психического здоровья учащейся
молодежи: ориентация на деструктивные стороны психосоциальной
жизни общества; развитие культа экстремального удовольствия; неадекватное
(безапелляционно-агрессивное или наивно-пассивное) поведение в
обществе; потеря осознанных жизненных ориентиров. За последние годы
резко возросла наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство
наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Серьезной социальной
проблемой является и высокая преступность среди молодежи. Только за
2000 г. около 1 млн. молодых людей (14-29 лет) совершили преступления.
6
Стр.6
2. К числу важных средств решения указанной проблемы общепризнано
относить физкультурно-спортивную деятельность, в которой заключены
огромные возможности для позитивного воздействия на весь
комплекс физических и духовных способностей студентов, их социальные
отношения. С этим связаны две важных социальных задачи: вовлечь в активные
и регулярные занятия физкультурой и спортом как можно больше
студентов и оптимально использовать эти занятия для решения комплекса
социокультурных и педагогических задач.
Однако в настоящее время фактически общепризнано, что существующая
система физкультурно-спортивной работы в вузе, опирающая на
соответствующие теоретико-методологические концепции, не позволяет
эффективно решать эти задачи.
Несмотря на многолетние предпринимаемые усилия организаторов
физкультурно–спортивной работы не удается добиться существенного повышения
физкультурно–спортивной активности студентов в свободное
время. Еще более значительные трудности связаны с решением задачи использования
занятий физкультурой и спортом в качестве средства решения
комплекса социокультурных и педагогических задач. Существующая система
физкультурно-спортивной работы не обеспечивает должного уровня
здоровья и физического развития студентов, не формирует у них потребность
в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, интерес
к физкультурно-спортивной деятельности, не позволяет в полной мере реализовать
огромный гуманистический, культурный потенциал этой деятельности
[Бальсевич, Лубышева, 1995; Баринов, 2009а, б, 2010; Баринова,
1994; Варюшина, 2005; Виленский, 1991; Виленский Карповский, 1984;
Виленский, Черняев, 1997; Вучева, 1998; Королева, 2004; Гришина, Проходовская,
2006; Козина, 2007; Лотоненко, Стеблецов, 1997; Манжелей,
2005а, 2010; Новиков, 1988; Столяров, 2010а, 2011л, 2013д, н, о, п, 2014д,
2015з; Столяров, Баринов, 2009б, в, 2011; Столяров, Баринов, Варюшина,
2007; Столяров, Баринов, Орешкин, 2013; Столяров, Логинов, Баринов,
2003; Столяров, Фирсин, 2011; Стопникова, 1992; Шилько, 2003а, б, 2004,
2005; Hardman, 1995, 1997, 2001; Naul, 2003; Physical Education..., 2003;
Richter, 2007; Stolyarov, 2009; и др.]. За период обучения в ВУЗе, как правило,
увеличивается количество студентов, имеющих отклонения в состоянии
здоровья, физкультурно-спортивная активность значительной части
студентов заметно снижается от курса к курсу, и к концу окончания ВУЗа
все параметры здоровья и физической подготовленности у студентов оказываются
ниже, чем у абитуриентов [Козина, 2007].
Данная ситуация требует поиска новой системы физкультурноспортивной
работы в вузе, естественно, при сохранении всего того положительного,
что имеется в традиционных подходах к этой работе.
3. К числу важных причин, делающих актуальным даннй вопрос, относятся
новые социально-политические и экономические условия нашей
страны. Демократизация современного общества, усиление гуманитарной
направленности высшего профессионального образования и вхождение
7
Стр.7
российской высшей школы в международное образовательное пространство
потребовали осмыслить цели, задачи, содержание, организационные
принципы, формы, средства и методы высшего образования в новых исторических
условиях, пути преодоления все более ясно обозначившихся кризисных
явлений в этой сфере.
Одно из важнейших направлений решения данной проблемы усматривается
в гуманизации образования. Речь идет о том, чтобы центральной
задачей в деле образования и воспитания студенческой молодежи сделать
ее приобщение к общекультурным гуманистическим ценностям – нравственным,
эстетическим, интеллектуальным и т.д. обеспечить переход от
авторитарно-репродуктивной модели образования к рефлексивногуманистической,
главной целью которой является формирование и развитие
в человеке потребности выйти за пределы изучаемого, способности к
саморазвитию, самореализации, самообразованию в продолжении всей
своей жизни [Афанасьев, 2000; Ильинский, 1995, 2004; Никандров, 1996,
1998; …,1995; Стратегия воспитания, 2004].
На первом плане стоит проблема не только нового содержания, но
также новых форм и методов работы с молодежью. В первую очередь речь
идет о том, чтобы заинтересовать молодежь, сделать ее активным партнером
педагогической деятельности, субъектом развития собственной индивидуальности
– разносторонне и гармонично развитой. Импульсом, побуждающим
молодежь к сотрудничеству в решении этой задачи, может
быть лишь такая программа, такие средства, которые она признает и одобряет,
которые вызывают у нее интерес.
К числу таких средств, бесспорно, относится физкультурноспортивная
деятельность. Однако для того, чтобы эта деятельность содействовала
гуманистическому воспитанию студенческой молодежи требуется
соответствующая система ее организации.
Таковы основные причины, побуждающие к поиску новой системы
физкультурно-спортивной работы в вузе, отвечающей требованиям современного
высшего образования и физкультурно-спортивного движения
России.
Для эффективного решения этой сложной практической задачи в
первую очередь необходима разработка теоретико-методологических основ
этой инновационной системы: теоретический анализ и систематизация
инновационных подходов к содержанию, целям, задачам, формам и методам
физкультурно-спортивной работы в вузе.
Эта проблематика на протяжении многих лет является предметом
научно-исследовательской деятельности авторов данной монографии
[например, см.: Баринов, 2009а, б, 2010; Лебедев, Филиппова, Столяров,
1997; Орешкин, 2010; Столяров, 1998з, 2010а, 2011л, 2013д, е, н, о, п,
2014г, д, 2015а, ж, з; Столяров, Баринов, 2009б, в, 2011; Столяров, Баринов,
Варюшина, 2007; Столяров, Баринов, Орешкин, 2013; Столяров, Логинов,
Баринов, 2003].
8
Стр.8
Вместе с тем в этой книге ставится задача не только более полно,
глубоко охарактеризовать собственное понимание указанных аспектов
физкультурно-спортивной работы в вузе, но также охарактеризовать, систематизировать
и оценить многогранную и плодотворную деятельность
других отечественных и зарубежных специалистов, направленную на теоретическое
переосмысление содержания, целей, задач физкультурно–
спортивной работы студентов и некоторых других социальнодемографических
групп населения, разработки и внедрения в практику инновационных
форм и методов, призванных содействовать повышению их
физкультурно–спортивной активности и социокультурного значения этой
активности. При этом учитывается, критически анализируется и систематизируется
та информация по данной проблеме, которая содержится в аналитических
обзорах, посвященных различным аспектам физкультурноспортивной
работы, в том числе физическому, спортивному и олимпийскому
воспитанию, а также движению спорт для всех [Гуськов, Кофман,
1995; Данилова, 2010; Доци, 2011; Дутчак, 2009; Инновационные процессы…,
2009; Инновационные технологии…, 2012; Калманович, Никонова,
2009; Лях, Майер, 2010; Майнберг, 1995; Нестеров, Забурдаев, 2006; Поспех,
2001; Поспех, Войнар, 2002; Эндрюс, 1993; Balz, 1992; Hardman,
2001; Naul, 2003; Physical Education..., 2003; Richter, 2006, 2007; Stibbe,
1998; и др.], а также в материалах конференций [например, см. Инновационные
преобразования…, 2010; Инновационные технологии…, 2011;
Практика…, 2002; и др.]. Этим объясняются многочисленные ссылки в
тексте книги на публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященных
инновационным подходам к содержанию, целям, задачам, формам
и методам физкультурно-спортивной работы.
При определении теоретико-методологических основ новой системы
физкультурно-спортивной работы в вузе авторы стремились также учитывать
специфику студенчества как особой социальной группы – гендерные
и возрастные особенности, состояние здоровья, уровень физической подготовленности,
интересы, потребности, ценностные ориентации и другие
личностные качества студентов.
Следует обратить внимание читателей на то, что при анализе спортивной
работы со студентами имеется в виду эта работа в рамках так называемого
«массового спорта», «спорта для всех» [характеристику этой разновидности
спорта см.: Доци, 2011; Дутчак, 2009; Литвиненко, 2005,
2006а; Мотукеев, 2011а; О состоянии…, 2013; Спорт для всех…, 2000;
Столяров, 2013е, 2015а, е, ж; Council of Europe…, 1975; Dacosta, Miragaya,
2002; Eichberg, 2010; Palm, 1991; Promoting Sport for All…, 2010; Sport for
all…, 2001; Stolyarov, 1977d; TAFISA…, 2001].
Поэтому не ставится задача охарактеризовать инновационные подходы
к содержанию, формам и методам студенческого спорта как резерва
спорта высших достижений. Решение этой задачи требует специального
дополнительного исследования.
9
Стр.9