УДК
ББК
С
Столяров В.И., Фирсин С.А.
Личностно-ориентированное комплексное физическое воспитание школьников:
Монография. – Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2017. – 192 с.
Авторы:
В.И. Столяров – доктор философских наук, профессор (Раздел I – главы 1; Раздел II – Глава 4, 5, 6;
Раздел III – главы 7, 8, 9, 10, 11, 12; раздел IV – глава 14; раздел V – глава 16).
С.А. Фирсин – кандидат педагогических наук, доцент (Предисловие; Раздел I – главы 2, 3; Раздел 1V
– глава 13; раздел V – глава 15).
Рецензенты:
А.А. Передельский, доктор педагогических наук, проректор по НИР ГЦОЛИФК
О.В. Козырева, доктор педагогических наук, профессор ГЦОЛИФК.
В настоящее время общепризнано, что система физического воспитания в школе не
позволяет эффективно решать задачи этого воспитания, адекватные современным требованиям.
Поэтому в последние десятилетия специалисты не только России, но и многих других стран,
ведут поиск новой системы этого воспитания.
В книге изложены, критически проанализированы и систематизированы отечественные
и зарубежные подходы к переосмыслению содержания, целей, задач современного физического
воспитания школьников, а также прикладные программы, технологии и методы, призванные
содействовать повышению его эффективности и социокультурного значения
Сформулирована и обоснована инновационная концепция личностно-ориентированного
комплексного физического воспитания школьников, согласно которой его основными целевыми
установками является воспитание культуры физкультурно-двигательной активности, спортивной
культуры и телесно-ориентированной культуры личности, а также использование физкультурно-спортивной
деятельности для общегуманистического воспитания школьников. Охарактеризованы
конкретные показатели, компоненты и методы всех этих элементов культуры
личности, а также определены основные аспекты их диагностики (мониторинга). Тем самым
излагаемая в книге система современного физического воспитания школьников позволяет сделать
существенный шаг на пути реализации требований современных федеральных государственных
образовательных стандартов на первый план выдвигать именно личностные результаты
образования, обучения и воспитания.
Книга представляет интерес для специалистов, организующих физическое воспитание
не только в школе, но и в других учебных заведениях. Содержащаяся в книге обширная информация,
а также библиография по всему комплексу проблем физического воспитания, будут
полезны и тем, кто занимается научным анализом этих проблем.
ISBN
Столяров В.И., 2017
Фирсин С.А., 2017
Издательство…..., 2017
2
Стр.3
Часть первая
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие……………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………………………
Раздел I.
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Глава 1. Общетеоретические концепции физического
воспитания …………………………………………………………………. 12
1.1. Аналитический обзор и оценка инновационных концепций
физического воспитания ………………………………………………… ….. 12
1.2. Теория комплексного физического воспитания как
общетеоретическое основание новой системы физического
воспитания школьников…………………………………………………….. 22
Литература ……………………………………………………………………………
26
Глава 2. Базисные понятия…………………………………………………. 35
2.1. Деятельность, игра, культура…………………………………………………………. 35
2.1.1. Деятельность…………………………………………………………………………. 35
2.1.2. Игра …………………………………………………………………………………. 37
2.1.3. Культура……………………………………………………………………………. 40
2.2. Гуманизм………………………………………………………………….. 43
2.2.1. Общее понятие гуманизма………………………………………………………….. 43
2.2.2. Особенности и значение современного гуманизма………………………………. 45
2.3. Социализация и педагогическая деятельность ………………………. 49
2.3.1. Социализация……………………………………………………………………… 49
2.3.2. Педагогическая деятельность (образование, обучение, воспитание)………….. 50
2.3.3. Гуманистическая концепция воспитания и всего процесса социализации…….. 52
Литература ……………………………………………………………………………… 55
Глава 3. Новые целевые установки и методы общего образования…… 59
3.1. Новые целевые установки общего образования………………………… 59
3.1. Новые методы общего образования……………………………………… 64
Литература ……………………………………………………………………………………. 74
Раздел II.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КОМПЛЕКСНОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Введение к разделу……………………………………………………………. 75
Литература ……………………………………………………………………………………. 77
Глава 4. Телесно-ориентированное воспитание школьников ……… 78
4.1. Процесс социализации тела человека и телесно-ориентированная
культура личности……………………………………………………………… 78
4.1.1. Процесс социализации тела человека……………………………………………… 78
4.1.2. Понятие телесно-ориентированной культуры личности………………………… 83
3
7
9
Стр.4
4.1.3. Взаимоотношение телесно-ориентированной культуры
с другими элементами культуры личности………………………………………. 85
4.1.4. Структура телесно-ориентированной культуры личности……………………. 87
4.1.5. Разновидности телесно-ориентированной культуры личности………………. 98
4.2. Понятие, структура и значение телесно-ориентированного
воспитания школьников…………………………………………………….
102
4.2.1. Общее понятие телесно-ориентированного воспитания………………………… 102
4.2.2. Основные направления и элементы телесно-ориентированного
воспитания школьников…………………………………………………………….. 108
4.2.3. Варианты ценностной ориентации телесно-ориентированного
воспитания школьников……………………………………………………………. 115
4.2.4. Значение телесно-ориентированного воспитания школьников………………… 118
4.2.5. Телесно-ориентированное воспитание, образование и обучение
школьников…………………………………………………………………………. 120
Литература ……………………………………………………………………………………. 121
Глава 5. Физкультурно-двигательное воспитание школьников……… 129
5.1. Физкультурно-двигательная активность и ее культура………………… 129
5.1.1. Физкультурно-двигательная активность…………………………………………… 129
5.1.2. Культура физкультурно-двигательной активности………………………………. 132
5.2. Понятие, структура и значение физкультурно-двигательного
воспитания школьников……………………………………………………… 139
5.2.1. Общее понятие физкультурно-двигательного воспитания ………………………. 139
5.2.2. Основные направления и элементы физкультурно-двигательного
воспитания школьников…………………………………………………………….. 140
5.2.3. Варианты ценностной ориентации физкультурно-двигательного
воспитания школьников…………………………………………………………… 151
5.2.4. Значение физкультурно-двигательного воспитания школьников……………… 153
5.2.5. Физкультурно-двигательное воспитание, образование и обучение
школьников………………………………………………………………………… 156
Литература ………………………………………………………………………………… 157
Глава 6. Спортивное воспитание школьников………………………… 161
6.1. Спорт и спортивная культура личности…………………………………. 161
6.1.1. Понятие спорта……………………………………………………………………… 161
6.1.2. Спортивная культура личности…………………………………………………… 162
6.2. Проблема педагогического значения школьного спорта
и необходимости спортивного воспитания школьников…………………….. 171
6.2.1. Дискуссии о школьном спорте и спортивном воспитании
школьников ……………………………………………………………………………… 172
6.2.2. Обоснование правомерности школьного спорта
и необходимости спортивного воспитания школьников……………………………… 198
6.3. Содержание, структура и значение спортивного воспитания
школьников……………………………………………………………………… 205
6.3.1. Основные направления и элементы спортивного воспитания
школьников……………………………………………………………………………… 206
6.3.2.Варианты ценностной ориентации спортивного воспитания
школьников…………………………………………………………………………………217
6.3.3. Значение спортивного воспитания школьников…………………………………… 220
6.3.4. Спортивное воспитание, образование и обучение школьников………………….. 222
Литература ………………………………………………………………………………… 223
4
Стр.5
Часть вторая
Раздел III.
МЕТОДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Глава 7. Методы воспитания общего позитивного отношения
школьников к физкультурно–спортивной деятельности………… 9
7.1. Методы формирования и повышения уровня
физкультурно-спортивной образованности и
информационно–операциональной готовности
школьников к занятиям физкультурой и спортом ……………… 9
7.2. Методы повышения физкультурно-спортивной
активности школьников в свободное время……………………… 12
Литература ………………………………………………………………….. 33
Глава 8. Методы повышения личностного и социального
значения занятий физкультурой и спортивной тренировки
школьников ………………………………………………………… 40
8.1. Организация занятий физкультурой и спортивной тренировки
на принципах гуманистической педагогики и психологии……… 41
8.2. Методы использования занятий физкультурой и спортивной
тренировки для формирования и совершенствования
отдельных элементов культуры личности……………………….. 48
8.3. Методы использования занятий физкультурой и спортивной
тренировки для интегративного развития личности…………… 52
8.4. Роль и значение физкультурно-спортивных клубов…………… 68
Литература ………………………………………………………………… 72
Глава 9. Олимпийское образование как метод повышения
личностного и социального значения спортивных соревнований
школьников…………………………………………………………… 85
9.1. Понятие олимпийского образования…………………………… 85
9.2. Отдельные программы, формы и методы олимпийского
образования………………………………………………………… 93
9. 3. Комплексные программы олимпийского образования………… 100
9.4. Информационно–пропагандистские программы
олимпийских принципов Фэйр Плэй…………………………… 112
9.5. Функции и значение олимпийского образования
в современном олимпийском движении ………………………… 123
Литература ………………………………………………………………….. 149
Глава 10. Личностное и социальное значение спортивных
соревнований школьников на основе традиционного способа
организации игрового соперничества……………………………… 160
10.1. Соревнования школьников в «гуманных видах» спорта….. 160
10.2. Олимпийские соревнования школьников ………………….. 161
10.3. Необходимость изменения способа организации
игрового соперничества в спортивных соревнованиях
школьников…………………………………………………… 164
Литература ………………………………………………………………….. 175
5
Стр.6
Глава 11. Программы частичного изменения способа
организации игрового соперничества в спортивных
соревнованиях школьников………………………………………… 179
11.1. Инновационные подходы к программе спортивных
соревнований………………………………………………. 179
11.2. Инновационные программы определения и поощрения
победителей спортивных соревнований……………………. 194
11.3. Инновационные подходы к составу участников
спортивных соревнований …………………………………. 201
11.4. Программы повышения ориентации участников
спортивных соревнований на сотрудничество……………. 203
11.5. Программы «адаптационной модификации» спортивных
соревнований ………………………………………………… 207
11.6. Программы изменения нескольких компонентов
традиционного способа организации игрового
соперничества ………………………………………………. 214
Литература ………………………………………………………………….. 217
Глава 12. СПАРТигры на основе целостной модификации
традиционного способа организации игрового соперничества… 221
12.1. Идейные основы и ценностная ориентация СПАРТигр… 222
12.2. Принципы программы СПАРТигр……………………… 224
12.3. Принципы оценки выступления участников,
определения и поощрения победителей СПАРТигр…… 236
12.4. Принцип использования новых средств для повышения
ориентации участников СПАРТигр на сотрудничество……… 238
12.5. Принципы формирования состава участников
СПАРТигр ……………………………………………….. 242
12.6. Варианты организации и проведения СПАРТигр…… 244
Литература ………………………………………………………………….. 258
Раздел IV
МЕТОДЫ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Глава 13. Методы базисного телесно-ориентированного
воспитания школьников……………………………………………… 262
13.1. Методы повышения уровня телесной образованности
и информационно-операциональной готовности школьников
к заботе о своей телесности………………………………………… 262
13.2. Методы воспитания мотивации школьников на
телесно-ориентированную активность……………………………. 264
Литература …………………………………………………………………… 264
Глава 14. Методы ценностно-избирательного телесного
воспитания школьников……………………………………………… 267
14.1. Частные методы ценностно-избирательного телесного
воспитания школьников………………………………………… 267
14.2. Интегративные методы ценностно-избирательного телесного
воспитания школьников………………………………………… 272
Литература ………………………………………………………………….. 284
6
Стр.7
Раздел V.
НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
КОНКРЕТИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
(Вместо заключения)
Глава 15. Социально-психологические особенности различных
возрастных групп школьников………………………………………… 293
15.1. Социально-психологические особенности младших школьников…… 295
15.2. Общая социально-психологическая характеристика
среднего ( подросткового) школьного возраста……………………….. 297
15.3. Общая социально-психологическая характеристика
старшего школьного возраста………………………………………….. 300
Литература ………………………………………………………………………… 310
Глава 16. Диагностика в процессе комплексного физического
воспитания школьников…………………………………………………… 312
16.1. Диагностика отдельных личностных качеств школьников…………… 312
16.2. Диагностика культуры личности школьников……………………….. 314
Литература …………………………………………………………………………..
324
7
Стр.8
ПРЕДИСЛОВИЕ
Одна из наиболее важных социальных проблем современной России
– физическое, психическое и духовно-нравственное состояние детей и молодежи
[11]. Как отмечается в докладе «О повышении роли физической
культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» на
заседании Госсовета РФ 30 января 2002 года, в сложившейся ситуации
«необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции
населения, принять радикальные меры по качественному улучшению
человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых
ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности
и патриотизма и неприятие вредных привычек». В противном
случае, отмечается в этом документе, может возникнуть «реальная угроза
национальной безопасности России» [14].
Данная проблема является актуальной для всех групп учащейся молодежи,
в том числе для школьников.
Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10–
12 %, а среди старших – всего 5 %. Более чем у 50 % детей разного возраста
диагностируются хронические заболевания. Сегодняшние дети имеют
худшие, чем их сверстники 10–15 лет назад, показатели в росте, окружности
грудной клетки, динамометрии. Около 40 % детей страдают хроническими
заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно–сосудистой
и костно–мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной
двигательной активностью. Причем, за период обучения в школе показатели
физического здоровья учащихся, в среднем, ухудшаются. По причине
низкого уровня состояния здоровья около 1 млн детей школьного
возраста полностью отлучены от занятий физкультурой. По данным Минздрава
РФ, из 6 млн подростков 15–17 лет, прошедших профилактические
осмотры, у 94,5 % были зарегистрированы различные заболевания. При
этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии
Негативные тенденции прослеживаются и в физической подготовленности.
Лишь часть школьников (30–70 %) выполняют нормативы государственной
программы. Последние 20–25 лет знаменуются широким распространением
среди школьников разных психических расстройств и отклонений
в психическом развитии. Чаще всего они формируются в момент
поступления в школу, при переходе в среднее звено и у старшеклассников
в связи с увеличением объема учебной нагрузки. Количество абсолютно
здоровых в психическом отношении школьников снижается и в старших
классах составляет 10–15%. [2, 6, 10, 12, 17].
В психической жизни детей и молодежи в связи с изменениями в социально-экономической
и политической сферах общества наблюдается
развитие комплекса деструктивных явлений: незрелость сознания и узость
представлений; заниженная либо гиперзавышенная самооценка; ориентация
на негативные стороны психосоциальной жизни общества; развитие
культа экстремального удовольствия; неадекватное (безапелляционно–
8
Стр.9
агрессивное или наивно–пассивное) поведение в обществе; потеря осознанных
жизненных ориентиров и т. п. На первый план выходят такие
ценности, как жажда обогащения, культ денег, успех [1, 8, 9, 13, 16, 48].
Среди учащейся молодежи возрастает заболеваемость наркоманией. Подавляющее
большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет.
Отмечается снижение среднего возраста начала употребления наркотиков:
в 2000 г. выявлено свыше 1,3 тыс. заболевших наркоманией детей в возрасте
до 14 лет. На фоне социальной незащищенности, девальвации духовных
ценностей, внутрисемейной дизадаптивности растет детская преступность.
Таким
образом, к старым болезням школы добавились новые: проблемы,
связанные с бедностью, насилием; рискованное сексуальное поведение;
психологические и эмоциональные расстройства [6].
Общепризнанным является положение о том, что важную роль в активном,
целенаправленном формировании, коррекции, изменении в нужном
направлении физических, психических, социокультурных качеств и
способностей, а также поведения школьников может и должно играть физическое
воспитание.
Однако, как признает большинство ученых и практических специалистов,
школьное физическое воспитание является недостаточно эффективным.
Оно не обеспечивает должного уровня здоровья и физического
развития школьников, не формирует у них потребность в здоровом образе
жизни и физическом совершенствовании, интерес к физкультурноспортивной
деятельности. На основе физического воспитания не удается
добиться существенного повышения физкультурно–спортивной активности
школьников в свободное время. Еще более значительные трудности
связаны с решением задачи использования занятий физкультурой и спортом
в качестве средства решения комплекса социокультурных и педагогических
задач. За период обучения в школе, как правило, увеличивается количество
школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, физкультурно-спортивная
активность значительной части школьников заметно
снижается от класса к классу, и к концу окончания школы параметры
здоровья и физической подготовленности школьников оказываются ниже,
чем у абитуриентов. Так, если среди поступающих в первый класс практически
здоровы около 12 % детей, то к выпускному классу их численность
сокращается наполовину.
На основании изложенного выше практически во всех странах
наблюдается критика состояния современного физического воспитания в
учебных заведениях. Высказывается мнение о том, что «многие школьные
программы физвоспитания во всем мире находятся в глубоком кризисе»
[51] и даже говорится о «всемирном кризисе физического воспитания в
школах» и других учебных заведениях [52: 116–122].
9
Стр.10