УДК 316
ББК 60.5
С81
Рецензенты:
А.А. Передельский, доктор педагогических наук, проректор по НИР ГЦОЛИФК
О.В. Козырева, доктор педагогических наук, профессор ГЦОЛИФК.
Столяров Владислав Иванович.
Инновационные направления, формы и методы физкультурно-спортивной
работы с населением (отечественный и зарубежный опыт) Ч. II.: монография /
В.И. Столяров. – Москва РУСАЙНС, 2017. – 194 с.
ISBN 978-5-4365-1584-7
В моногрфии предпринята попытка изложить, систематизировать, оценить отечественный
и зарубежный опыт переосмысления содержания, целей, задач физкультурно–спортивной
работы, разработки и внедрения в практику инновационных направлений, технологий, форм и
методов, призванных содействовать повышению физкультурно–спортивной активности населения
и социокультурного значения этой активности.
Монография ориентирована на широкий круг читателей: практических специалистов,
работающих в области спорта, физического воспитания, культуры, организации досуга населения;
исследователей педагогических, социологических, философских и других проблем физкультурно–спортивной
работы с населением.
Монография разбита на три части. Первая часть включает в себя два раздела. В одном из
них дается краткая характеристика тех понятий, правильное понимание которых имеет важное
значение при изучении предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами инновационных
программ, форм и методов физкультурно-спортивной работы с населением. Другой
раздел содержит анализ основных направлений, целей и задач физкультурно-спортивной работы
с населением. Во второй части излагаются инновационные программы, формы и методы
воспитания позитивного отношения населения к физкультурно-спортивной активности, а также
повышения личностного и социокультурного значения занятий физкультурой и спортивной
тренировки. Третья часть монографии посвящена инновационным программам, формам и методам
повышения личностного и социокультурного значения спортивного соперничества.
УДК 316
ББК 60,5
ISBN 978-5-4365-1584-7
© Столяров В.И., 2017
©ООО «РУСАЙНС», 2017
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Часть вторая
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
МАССОВОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО–СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ
Глава первая. Формы и методы воспитания общего позитивного
отношения к физкультурно–спортивной деятельности…………… 5
1.1. Формы и методы формирования и повышения уровня
физкультурно-спортивной образованности и
информационно–операциональной готовности
к занятиям физкультурой и спортом ………………………… 5
1.2. Формы и методы повышения физкультурноспортивной
активности населения в свободное
время……………………………………………………………. 8
Глава вторая. Формы и методы повышения личностного
и социокультурного значения занятий физкультурой
и спортивной тренировки……………………………………………… 45
2.1. Организация занятий физкультурой и спортивной
тренировки на принципах гуманистической
педагогики и психологии…………………………………….. 46
2.2. Формы и методы повышения оздоровительного
значения занятий физкультурой и спортивной
тренировки…………………………………………………….. 54
2.3. Интегративные телесно-ориентированные формы
и методы организации физкультурно-двигательной
активности и спортивной тренировки……………………… 56
2.4. Формы и методы реализации других направлений
повышения личностного и социокультурного значения
занятий физкультурой и спортивной тренировки…………. 72
2.5. Игровые формы и методы физкультурно-двигательной
активности и спортивной тренировки……………………… 76
2.6. Роль и значение физкультурно-спортивных клубов………… 93
2.7. Методы тестирования, мониторинга и диагностики
в массовой физкультурно-спортивной работе……………… 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография……………………………………………………………………….
4
Стр.4
Часть вторая
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
МАССОВОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО–СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ
В первой части монографии содерится анализ, характеристика, систематизация
тех инновационных направлений, целевых установок, задач
массовой физкультурно–спортивной работы, которые обоснованы в отечественных
и зарубежных научных публикациях, а также реализуются на
практике.
Во второй части характеризуются и систематизируются инновационные
программы, технологии, формы и методы физкультурно–спортивной
работы – в той мере, в какой они касаются физкультурно-двигательной активности
и спортивной тренировки.
Глава первая
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ВОСПИТАНИЯ ОБЩЕГО ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ
К ФИЗКУЛЬТУРНО–СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитание общего позитивного ценностного отношения к занятиям
физкультурой и спортом , как отмечено выше, прежде всего предусматривает
формирование, коррекцию, повышение уровня физкультурноспортивной
образованности и информационно–операциональной готовности
к этим занятиям.
Для этого необходимо решение ряда задач:
■ уточнение, дополнение, коррекция, совершенствование исходных
знаний и способностей (умений, навыков) человека, связанных с физкультурой
и спортом;
■ содействие в формировании позитивного мнения (в виде соответствующих
высказываний, суждений, отзывов) о физкультурно-спортивной
деятельности, о разных ее формах и аспектах;
■ создание условий для формирования интереса к этой деятельности,
к тем или иным ее формам (таким, например, как занятия физкультурой,
спортивные тренировки и соревнования, посещение физкультурноспортивных
мероприятий, просмотр телевизионных передач, чтение газет
и журналов, коллекционирование значков, марок, посвященных физкультуре
и спорту), желания и потребности участвовать в них и т.п.;
■ содействие в реальном участии в тех или иных формах физкультурно-спортивной
активности.
5
Стр.5
1.1. Формы и методы формирования и повышения уровня
физкультурно-спортивной образованности
и информационно–операциональной готовности
к занятиям физкультурой и спортом
В определенной степени такого рода знания, понятия, умения и
навыки могут быть уже сформированы у тех лиц, с которыми проводится
физкультурно-спортивная работа, – на основе общей системы образования,
других источников информации, собственного опыта занятий физкультурой
и спортом и т.д. Однако, как правило, они нуждаются не только в дополнении,
но также в уточнении, существенной коррекции. Особенно это
касается понятийного аппарата, сложных умений и навыков.
В еще большей степени это необходимо применительно к знаниям о
тех идеалах, ценностях, нормах и образцах поведения, которые нужны для
той или иной оценки физкультурно–спортивной деятельности и ее видов.
То же самое относится к знаниям, умениям и навыкам, которые нужны индивиду
для того, чтобы включаться в те или иные виды занятий физкультурой
и спортом.
Решение этих задач воспитания общего позитивного отношения к занятиям
физкультурой и спортом предполагает использование общеизвестных
форм и методов образования и обучения, традиционно используемых в
физкультурно-спортивной работе:
■ на основе лекций, бесед, применения информационно–
образовательных технологий информирование лиц, вовлекаемых в занятия
физкультурой и спортом, о методике этих занятий, о правилах спортивных
соревнований, об истории и современном состоянии физкультуры и спорта
и т.п. ;
■ непосредственное включение тех или иных лиц в активные и регулярные
занятия физкультурой и спортом);
■ обучение основам физкультуры и спортивной тренировки и т.д.
Применительно к школьникам такие традиционные формы и методы
подробно охарактеризованы, например, в диссертации К.К.Кардялиса.
По мнению автора диссертации, школьникам с помощью бесед и
дискуссий нужно предоставлять информацию, включающую в себя как мировоззренческие
знания о сущности и социальной значимости физкультуры,
так и знания, раскрывающие основные биологические законы развития
и взаимодействия организма с окружающей средой, механизмы влияния
физических упражнений на разные его системы и функции.
Педагогически организованное информационное воздействие на
школьников должно содержать методы словесного убеждения (беседы,
дискуссии и т.п.), методы, направленные на активизацию умственной деятельности
при усвоении информации (например, решение математических
задач, которые по содержанию связаны с пропагандой пользы физкультурно–спортивных
занятий).
В информации, которая содержится в математических (или других)
задачах, следует на конкретных примерах показывать влияние физических
6
Стр.6
упражнений на организм школьника, убеждать в необходимости таких занятий
с самого раннего возраста [267].
В последние годы специалисты обращают внимание на необходимость
использования для решения указанных задач не только традиционных,
но также инновационных информационно–образовательных технологий
[12, 20, 22, 131, 139, 178, 206, 209, 211, 215, 224, 229, 230, 420-421, 493,
584-586, 695, 713, 812-813, 817 и др.].
Г.А. Ямалетдинова и С.А. Пьянзин на основе анализа научно–
методической литературы за последние двадцать лет выявили, что в процессе
организации физкультурно-спортивной активности студентов нефизкультурных
вузов используются следующие системы сбора и анализа качественной
и количественной информации:
■ компьютеризированный контроль уровня физической подготовленности,
физического развития, физического состояния и соответствующих
знаний;
■ автоматизированные
диагностические,
рекомендательные и управляющие комплексы;
■ мониторинг состояния здоровья (база данных автоматизированной
программы валеологического мониторинга, морфофизиологический мониторинг,
аппаратно–программный комплекс с целью проведения мониторинга
и моделирования здоровья студентов, комплексный педагогический
мониторинг, мониторинг оценки и прогнозирования физического и психофизиологического
состояния молодежи студенческого возраста);
■ автоматизированные системы контроля и управления оздоровительной
тренировкой;
■ экспертные системы планирования оздоровительного тренировочного
процесса в вузе;
■ компьютерные программы моделирования и прогнозирования состояния
здоровья студентов;
■ специализированные информационные комплексы: информационные
тематические комплексы, теоретическую основу которых составляют
последовательная постановка и решение ряда частично дидактических задач
с активным использованием информационных материалов; учебные
комплексы, основанные на теории и технологии системы КАДИС; биоинформационные
оздоровительные технологии при проблемно–модульном
обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с
ослабленным здоровьем; информационные и экспертные программы комплексной
регистрации состояния здоровья студента, которые могут быть
разной направленности;
■ информационные системы накопления и анализа данных о физическом
состоянии студентов [815].
Некоторые исследователи обращают внимание на возможность и целесообразность
использования межпредметных связей для решения обсуждаемых
задач [171].
7
диагностико–
Стр.7