Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Инновационные направления, формы и методы физкультурно-спортивной работы с населением (отечественный и зарубежный опыт): Монография в 3-х ч. Ч. II (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
ИздательствоМ.: Русайнс
Страниц163
ID637947
АннотацияВ монографии предпринята попытка изложить, систематизировать, оценить отечественный и зарубежный опыт переосмысления содержания, целей, задач физкультурно–спортивной работы, разработки и внедрения в практику инновационных направлений, технологий, форм и методов, призванных содействовать повышению физкультурно–спортивной активности населения и социокультурного значения этой активности. Монография ориентирована на широкий круг читателей: практических специалистов, работающих в области спорта, физического воспитания, культуры, организации досуга населения; исследователей педагогических, социологических, философских и других проблем физкультурно–спортивной работы с населением. Монография разбита на три части. Первая часть включает в себя два раздела. В одном из них дается краткая характеристика тех понятий, правильное понимание которых имеет важное значение при изучении предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами инновационных программ, форм и методов физкультурно-спортивной работы с населением. Другой раздел содержит анализ основных направлений, целей и задач физкультурно-спортивной работы с населением. Во второй части излагаются инновационные программы, формы и методы воспитания позитивного отношения населения к физкультурно-спортивной активности, а также повышения личностного и социокультурного значения занятий физкультурой и спортивной тренировки. Третья часть монографии посвящена инновационным программам, формам и методам повышения личностного и социокультурного значения спортивного соперничества. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
Столяров, В.И. Инновационные направления, формы и методы физкультурно-спортивной работы с населением (отечественный и зарубежный опыт): Монография в 3-х ч. Ч. II / В.И. Столяров .— Москва : Русайнс, 2017 .— 163 с. — URL: https://rucont.ru/efd/637947 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-4365-1584-7 В моногрфии предпринята попытка изложить, систематизировать, оценить отечественный и зарубежный опыт переосмысления содержания, целей, задач физкультурноспортивной работы, разработки и внедрения в практику инновационных направлений, технологий, форм и методов, призванных содействовать повышению физкультурноспортивной активности населения и социокультурного значения этой активности. <...> Монография ориентирована на широкий круг читателей: практических специалистов, работающих в области спорта, физического воспитания, культуры, организации досуга населения; исследователей педагогических, социологических, философских и других проблем физкультурно–спортивной работы с населением. <...> Во второй части излагаются инновационные программы, формы и методы воспитания позитивного отношения населения к физкультурно-спортивной активности, а также повышения личностного и социокультурного значения занятий физкультурой и спортивной тренировки. <...> Формы и методы воспитания общего позитивного отношения к физкультурно–спортивной деятельности…………… 5 1.1. <...> Формы и методы формирования и повышения уровня физкультурно-спортивной образованности и информационно–операциональной готовности к занятиям физкультурой и спортом ………………………… 5 1.2. <...> Формы и методы повышения физкультурноспортивной активности населения в свободное время……………………………………………………………. <...> Интегративные телесно-ориентированные формы и методы организации физкультурно-двигательной активности и спортивной тренировки……………………… 56 2.4. <...> Игровые формы и методы физкультурно-двигательной активности и спортивной тренировки……………………… 76 2.6. <...> Методы тестирования, мониторинга и диагностики в массовой физкультурно-спортивной работе……………… 103 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Библиография………………………………………………………………………. <...> Во второй части характеризуются и систематизируются инновационные программы, технологии, формы <...>
Инновационные_направления,_формы_и_методы_физкультурно-спортивной_работы_с_населением_(отечественный_и_зарубежный_опыт)_Монография_в_3-х_ч._Ч._II.pdf
УДК 316 ББК 60.5 С81 Рецензенты: А.А. Передельский, доктор педагогических наук, проректор по НИР ГЦОЛИФК О.В. Козырева, доктор педагогических наук, профессор ГЦОЛИФК. Столяров Владислав Иванович. Инновационные направления, формы и методы физкультурно-спортивной работы с населением (отечественный и зарубежный опыт) Ч. II.: монография / В.И. Столяров. – Москва РУСАЙНС, 2017. – 194 с. ISBN 978-5-4365-1584-7 В моногрфии предпринята попытка изложить, систематизировать, оценить отечественный и зарубежный опыт переосмысления содержания, целей, задач физкультурно–спортивной работы, разработки и внедрения в практику инновационных направлений, технологий, форм и методов, призванных содействовать повышению физкультурно–спортивной активности населения и социокультурного значения этой активности. Монография ориентирована на широкий круг читателей: практических специалистов, работающих в области спорта, физического воспитания, культуры, организации досуга населения; исследователей педагогических, социологических, философских и других проблем физкультурно–спортивной работы с населением. Монография разбита на три части. Первая часть включает в себя два раздела. В одном из них дается краткая характеристика тех понятий, правильное понимание которых имеет важное значение при изучении предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами инновационных программ, форм и методов физкультурно-спортивной работы с населением. Другой раздел содержит анализ основных направлений, целей и задач физкультурно-спортивной работы с населением. Во второй части излагаются инновационные программы, формы и методы воспитания позитивного отношения населения к физкультурно-спортивной активности, а также повышения личностного и социокультурного значения занятий физкультурой и спортивной тренировки. Третья часть монографии посвящена инновационным программам, формам и методам повышения личностного и социокультурного значения спортивного соперничества. УДК 316 ББК 60,5 ISBN 978-5-4365-1584-7 © Столяров В.И., 2017 ©ООО «РУСАЙНС», 2017 3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Часть вторая ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ МАССОВОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО–СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ Глава первая. Формы и методы воспитания общего позитивного отношения к физкультурно–спортивной деятельности…………… 5 1.1. Формы и методы формирования и повышения уровня физкультурно-спортивной образованности и информационно–операциональной готовности к занятиям физкультурой и спортом ………………………… 5 1.2. Формы и методы повышения физкультурноспортивной активности населения в свободное время……………………………………………………………. 8 Глава вторая. Формы и методы повышения личностного и социокультурного значения занятий физкультурой и спортивной тренировки……………………………………………… 45 2.1. Организация занятий физкультурой и спортивной тренировки на принципах гуманистической педагогики и психологии…………………………………….. 46 2.2. Формы и методы повышения оздоровительного значения занятий физкультурой и спортивной тренировки…………………………………………………….. 54 2.3. Интегративные телесно-ориентированные формы и методы организации физкультурно-двигательной активности и спортивной тренировки……………………… 56 2.4. Формы и методы реализации других направлений повышения личностного и социокультурного значения занятий физкультурой и спортивной тренировки…………. 72 2.5. Игровые формы и методы физкультурно-двигательной активности и спортивной тренировки……………………… 76 2.6. Роль и значение физкультурно-спортивных клубов………… 93 2.7. Методы тестирования, мониторинга и диагностики в массовой физкультурно-спортивной работе……………… 103 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Библиография………………………………………………………………………. 4
Стр.4
Часть вторая ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ МАССОВОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО–СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ В первой части монографии содерится анализ, характеристика, систематизация тех инновационных направлений, целевых установок, задач массовой физкультурно–спортивной работы, которые обоснованы в отечественных и зарубежных научных публикациях, а также реализуются на практике. Во второй части характеризуются и систематизируются инновационные программы, технологии, формы и методы физкультурно–спортивной работы – в той мере, в какой они касаются физкультурно-двигательной активности и спортивной тренировки. Глава первая ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ОБЩЕГО ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО–СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитание общего позитивного ценностного отношения к занятиям физкультурой и спортом , как отмечено выше, прежде всего предусматривает формирование, коррекцию, повышение уровня физкультурноспортивной образованности и информационно–операциональной готовности к этим занятиям. Для этого необходимо решение ряда задач: ■ уточнение, дополнение, коррекция, совершенствование исходных знаний и способностей (умений, навыков) человека, связанных с физкультурой и спортом; ■ содействие в формировании позитивного мнения (в виде соответствующих высказываний, суждений, отзывов) о физкультурно-спортивной деятельности, о разных ее формах и аспектах; ■ создание условий для формирования интереса к этой деятельности, к тем или иным ее формам (таким, например, как занятия физкультурой, спортивные тренировки и соревнования, посещение физкультурноспортивных мероприятий, просмотр телевизионных передач, чтение газет и журналов, коллекционирование значков, марок, посвященных физкультуре и спорту), желания и потребности участвовать в них и т.п.; ■ содействие в реальном участии в тех или иных формах физкультурно-спортивной активности. 5
Стр.5
1.1. Формы и методы формирования и повышения уровня физкультурно-спортивной образованности и информационно–операциональной готовности к занятиям физкультурой и спортом В определенной степени такого рода знания, понятия, умения и навыки могут быть уже сформированы у тех лиц, с которыми проводится физкультурно-спортивная работа, – на основе общей системы образования, других источников информации, собственного опыта занятий физкультурой и спортом и т.д. Однако, как правило, они нуждаются не только в дополнении, но также в уточнении, существенной коррекции. Особенно это касается понятийного аппарата, сложных умений и навыков. В еще большей степени это необходимо применительно к знаниям о тех идеалах, ценностях, нормах и образцах поведения, которые нужны для той или иной оценки физкультурно–спортивной деятельности и ее видов. То же самое относится к знаниям, умениям и навыкам, которые нужны индивиду для того, чтобы включаться в те или иные виды занятий физкультурой и спортом. Решение этих задач воспитания общего позитивного отношения к занятиям физкультурой и спортом предполагает использование общеизвестных форм и методов образования и обучения, традиционно используемых в физкультурно-спортивной работе: ■ на основе лекций, бесед, применения информационно– образовательных технологий информирование лиц, вовлекаемых в занятия физкультурой и спортом, о методике этих занятий, о правилах спортивных соревнований, об истории и современном состоянии физкультуры и спорта и т.п. ; ■ непосредственное включение тех или иных лиц в активные и регулярные занятия физкультурой и спортом); ■ обучение основам физкультуры и спортивной тренировки и т.д. Применительно к школьникам такие традиционные формы и методы подробно охарактеризованы, например, в диссертации К.К.Кардялиса. По мнению автора диссертации, школьникам с помощью бесед и дискуссий нужно предоставлять информацию, включающую в себя как мировоззренческие знания о сущности и социальной значимости физкультуры, так и знания, раскрывающие основные биологические законы развития и взаимодействия организма с окружающей средой, механизмы влияния физических упражнений на разные его системы и функции. Педагогически организованное информационное воздействие на школьников должно содержать методы словесного убеждения (беседы, дискуссии и т.п.), методы, направленные на активизацию умственной деятельности при усвоении информации (например, решение математических задач, которые по содержанию связаны с пропагандой пользы физкультурно–спортивных занятий). В информации, которая содержится в математических (или других) задачах, следует на конкретных примерах показывать влияние физических 6
Стр.6
упражнений на организм школьника, убеждать в необходимости таких занятий с самого раннего возраста [267]. В последние годы специалисты обращают внимание на необходимость использования для решения указанных задач не только традиционных, но также инновационных информационно–образовательных технологий [12, 20, 22, 131, 139, 178, 206, 209, 211, 215, 224, 229, 230, 420-421, 493, 584-586, 695, 713, 812-813, 817 и др.]. Г.А. Ямалетдинова и С.А. Пьянзин на основе анализа научно– методической литературы за последние двадцать лет выявили, что в процессе организации физкультурно-спортивной активности студентов нефизкультурных вузов используются следующие системы сбора и анализа качественной и количественной информации: ■ компьютеризированный контроль уровня физической подготовленности, физического развития, физического состояния и соответствующих знаний; ■ автоматизированные диагностические, рекомендательные и управляющие комплексы; ■ мониторинг состояния здоровья (база данных автоматизированной программы валеологического мониторинга, морфофизиологический мониторинг, аппаратно–программный комплекс с целью проведения мониторинга и моделирования здоровья студентов, комплексный педагогический мониторинг, мониторинг оценки и прогнозирования физического и психофизиологического состояния молодежи студенческого возраста); ■ автоматизированные системы контроля и управления оздоровительной тренировкой; ■ экспертные системы планирования оздоровительного тренировочного процесса в вузе; ■ компьютерные программы моделирования и прогнозирования состояния здоровья студентов; ■ специализированные информационные комплексы: информационные тематические комплексы, теоретическую основу которых составляют последовательная постановка и решение ряда частично дидактических задач с активным использованием информационных материалов; учебные комплексы, основанные на теории и технологии системы КАДИС; биоинформационные оздоровительные технологии при проблемно–модульном обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем; информационные и экспертные программы комплексной регистрации состояния здоровья студента, которые могут быть разной направленности; ■ информационные системы накопления и анализа данных о физическом состоянии студентов [815]. Некоторые исследователи обращают внимание на возможность и целесообразность использования межпредметных связей для решения обсуждаемых задач [171]. 7 диагностико–
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.