Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Социокультурные антиподы современному спорту и олимпийскому движению (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
ИздательствоМ.: Русайнс
Страниц200
ID637931
АннотацияВ данной книге, которая является продолжением книги того же автора «Современное олимпийское движение: гуманистическая миссия («храм») или «рынок», впервые предпринята попытка выяснить возможные и реальные социокультурные антиподы современному спорту и олимпийскому движению. Ставится задача в этом аспекте охарактеризовать содержание, социокультурное и педагогическое значение физкультурно-двигательной активности, фитнес-движения, «новых игр» и других игр, ориентированных на сотрудничество, а также тех социокультурных антиподов современному спорту и олимпийскому движению, которые сформировались в ходе реализации в России с 1991 года нового гуманистического проекта «СПАРТ». Обосновывается необходимость и значение дополнения спорта и олимпийского движения их социокультурными антиподами. Для обоснования формулируемых положений используются результаты многолетней (с 1972 года) разработки авторами книги данной проблематики, а также исследований других отечественных и зарубежных специалистов. Впервые предлагается обширная библиография публикаций отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме. Книга носит междисциплинарный характер. Она представляет интерес для широкого круга читателей – прежде всего для практических специалистов, работающих в области спорта, олимпийского движения, физического воспитания, культуры, организации досуга на-селения. Содержаща¬яся в книге обширная информация, а также библиография будут полезны и тем, кто занимается раз¬работкой проблем этих сфер жизнедеятельности современного человека. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
Столяров, В.И. Социокультурные антиподы современному спорту и олимпийскому движению / В.И. Столяров .— Москва : Русайнс, 2017 .— 200 с. — URL: https://rucont.ru/efd/637931 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.И. Столяров СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АНТИПОДЫ СОВРЕМЕННОМУ СПОРТУ И ОЛИМПИЙСКОМУ ДВИЖЕНИЮ 1 В.И. Столяров СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АНТИПОДЫ СОВРЕМЕННОМУ СПОРТУ И ОЛИМПИЙСКОМУ ДВИЖЕНИЮ RU SCIence Москва 2017 2 УДК 316 ББК 60.5 С81 Столяров Владислав Иванович. <...> С81 Социокультурные антиподы современному спорту и олимпийскому движению / В.И.Столяров. <...> ISBN В данной книге, которая является продолжением книги того же автора «Современное олимпийское движение: гуманистическая миссия («храм») или «рынок», впервые предпринята попытка выяснить возможные и реальные социокультурные антиподы современному спорту и олимпийскому движению. <...> Ставится задача в этом аспекте охарактеризовать содержание, социокультурное и педагогическое значение физкультурно-двигательной активности, фитнес-движения, «новых игр» и других игр, ориентированных на сотрудничество, а также тех социокультурных антиподов современному спорту и олимпийскому движению, которые сформировались в ходе реализации в России с 1991 года нового гуманистического проекта «СПАРТ». <...> Способ организации игрового соперничества, его значение в игровой деятельности 3.1. <...> Традиционный способ организации игрового соперничества в современном спорте и олимпийском движении, его позитивные и негативные аспекты 4 3.2. <...> СПАРТигры как уникальный способ организации игрового соперничества 3.3.1. <...> «СПАРТ» – целостная социально-педагогическая система организации игрового соперничества: история, особенности, значение 3.6.1. <...> Необходимость и значение целостного, разностороннего и мультикреативного развития личности для современного человека 3.6.4. <...> Проблема практической реализации идеала 5 целостно, разносторонне и мультикреативно развитой личности 3.6.5. <...> Те социальные явления, которые обсуждаются в данной книге (игры, ориентированные на сотрудничество, физкультурно-двигательная активность, фитнес-движение, СПАРТигры и другие элементы социально-педагогической системы «СПАРТ») в том или ином аспекте <...>
Социокультурные_антиподы_современному_спорту_и_олимпийскому_движению.pdf
2 УДК 316 ББК 60.5 С81 Столяров Владислав Иванович. С81 Социокультурные антиподы современному спорту и олимпийскому движению / В.И.Столяров. – М.: РУСАЙНС, 2017. – 286 с. ISBN В данной книге, которая является продолжением книги того же автора «Современное олимпийское движение: гуманистическая миссия («храм») или «рынок», впервые предпринята попытка выяснить возможные и реальные социокультурные антиподы современному спорту и олимпийскому движению. Ставится задача в этом аспекте охарактеризовать содержание, социокультурное и педагогическое значение физкультурно-двигательной активности, фитнес-движения, «новых игр» и других игр, ориентированных на сотрудничество, а также тех социокультурных антиподов современному спорту и олимпийскому движению, которые сформировались в ходе реализации в России с 1991 года нового гуманистического проекта «СПАРТ». Обосновывается необходимость и значение дополнения спорта и олимпийского движения их социокультурными антиподами. Для обоснования формулируемых положений используются результаты многолетней (с 1972 года) разработки авторами книги данной проблематики, а также исследований других отечественных и зарубежных специалистов. Впервые предлагается обширная библиография публикаций отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме. Книга носит междисциплинарный характер. Она представляет интерес для широкого круга читателей – прежде всего для практических специалистов, работающих в области спорта, олимпийского движения, физического воспитания, культуры, организации досуга населения. Содержащаяся в книге обширная информация, а также библиография будут полезны и тем, кто занимается разработкой проблем этих сфер жизнедеятельности современного человека. ISBN 975-5-4365-2076-6 УДК 316 ББК 60.5 © Столяров В.И., 2017 ©ООО «РУСАЙНС»
Стр.3
3 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 1.1. Спорт 1.2. Современное олимпийское движение 1.3. Социокультурные антиподы II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АНТИПОДЫ ОРИЕНТАЦИИ СПОРТА И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА СОПЕРНИЧЕСТВО В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Причины формирования антиподов ориентации спорта и олимпийского движения на соперничество в игровой деятельности 2.1.1. Негативное отношение ко всякому соперничеству 2.1.2. Негативное отношение к соперничеству в современном спорте 2.1.3. Негативное значение соперничества для детей 2.2. Несоревновательные формы игровой деятельности 2.2.1. «Новые игры» 2.2.2. Другие несоревновательные подвижные игры 2.2.3. Преобразование соревновательных подвижных игр в несоревновательные. 2.3. Физкультурно-двигательная активность 2.3.1. Понятие физкультурно-двигательной активности. 2.3.2. Функции физкультурно-двигателльной активности. 2.3.3. Формы (разновидности) физкультурно-двигательной активности. 2.4. Фитнес и фитнес-движение 2.4.1. Понятие фитнеса и фитнес-движения. 2.4.2. Причины привлекательности фитнеса и его социальная роль III. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АНТИПОДЫ ТРАДИЦИОННОМУ СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО СОПЕРНИЧЕСТВА В СПОРТЕ И ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ 3.1. Способ организации игрового соперничества, его значение в игровой деятельности 3.1.1. Понятие способа организации игрового соперничества 3.1.2. Традиционный способ организации игрового соперничества в современном спорте и олимпийском движении, его позитивные и негативные аспекты
Стр.4
4 3.2. Антиподы традиционному способу на основе его частичной модификации 3.2.1. Инновационные принципы формирования программы соревнования 3.2.2. Инновационные принципы определения победителей соревнования 3.2.3. Инновационные принципы формирования состава участников соревнования 3.2.4. Инновационные принципы повышения ориентации участников соревнования на сотрудничество 3.2.5. Модификация нескольких принципов традиционного способа 3.3. СПАРТигры как уникальный способ организации игрового соперничества 3.3.1. Аксиологические (ценностные) основания СПАРТигр 3.3.2. Принципы формирования программы СПАРТигр 3.3.3. Принципы определения и победителей и поощрения достижений участников соревнований 3.3.4. Принцип ориентации участников соревнований на сотрудничество 3.3.5. Принципы формирования состава участников СПАРТигр 3.3.6. Понятие и разновидности СПАРТигр 3.3.7. Особенности СПАРТигр 3.4. СПАРТклубы, школы, игротеки, игровые лагеря 3.4.1. Общая характеристика 3.4.2. Основные направления, формы и методы деятельности 3.5. СПАРТдвижение 3.5.1. Общая характеристика 3.5.2. Участники СПАРТдвижения 3.5.3. Формы участия в СПАРТдвижении 3.5.4. Общее и различие СПАРТдвижения с другими социальными движениями 3.6. «СПАРТ» – целостная социально-педагогическая система организации игрового соперничества: история, особенности, значение 3.6.1. Становление и развитие системы «СПАРТ» 3.6.2. Особенности системы «СПАРТ» 3.6.3. Необходимость и значение целостного, разностороннего и мультикреативного развития личности для современного человека 3.6.4. Проблема практической реализации идеала
Стр.5
5 целостно, разносторонне и мультикреативно развитой личности 3.6.5. Российское значение социально-педагогической системы «СПАРТ» 3.6.6. Международное значение социально-педагогической системы «СПАРТ» 3.6.7. Перспективы Заключение Библиография
Стр.6
6 ПРЕДИСЛОВИЕ В 2017 году автор опубликовал книгу «Современное олимпийское движение: гуманистическая миссия («храм») или «рынок»? [513]. Как видно из ее названия, предметом обсуждения в книге является вопрос о ценностном статусе современного олимпийского движения: реализуется здесь олимпийский проект Пьера де Кубертена, имеющий целью реализацию в спорте и посредством спорта ценностей гуманизма или же приоритетными являются ценности рыночной ориентации? Проведенный в этой книге и в ряде других публикаций [например, см. 462, 511, 547, 551-552] анализ истории этого движения и особенно событий 2016-2017 гг. (допинговые скандалы; политически окрашенное решение о запрете команды российских легкоатлетов участвовать в Олимпийских играх, а российских паралимпийцев права участия в Паралимпийских играх; связанные с политикой оскорбления российских олимпийцев спортсменами других стран и т.п.) привел автора к выводу о том, что хотя современное олимпийское движение имеет определенное гуманистическое значение, но гуманистические ценности здесь не находятся на переднем плане. По своей приоритетной ориентации данное движение выступает как спортивно-коммерческое движение. Данная ситуация побуждает к поиску гуманистически ориентированных социокультурных антиподов этому движению [497]. К этому призывал и призывает не только автор данной книги. Так, И.М. Быховская еще в 1990 г. писала: «Реальное осуществление девиза “В развитом теле – возвышенный дух”, выдвинутого Кубертеном, требует от общества поиска таких механизмов, которые бы дозволили противостоять антигуманизму, жесткому прагматизму в спорте» [217, с. 5]. Аналогичную мысль высказали В.В. Кузин и Б.А. Никитюк в 1998 г.: «Настало время перехода от спортивно-организационных заимствований у древних греков к воскрешению основных педагогических принципов времен античности. … Главное педагогическое "открытие" древних греков – целостность, а говоря современным языком, системность воспитательных воздействий, формирующих в единстве физический облик, мир нравственности, глубину интеллекта и запас здоровья человека. Современное спортивное движение нередко эксплуатирует одни человеческие качества в ущерб другим во имя достижения рекордного результата. Однако физическое совершенство человека не терпит дисгармоний и диспропорций, как не терпит суеты размеренная человеческая жизнь». По их мнению, для наиболее эффективного решения этой задачи «желательно возникновение альтернативных форм олимпизма, реализующих принципы гуманизма и постепенно преобразующих общественное мнение» [224, с.8]. В последние десятилетия наблюдается не только поиск, но и реальное формирование гуманистически ориентированных антиподов в отношении современных Олимпийских игр и олимпийского движения. Широкое развитие получило, например, движение «спорт для всех» [130, 135, 277, 442, 444, 476, 517, 548, 763, 794]. Международная ассоциация Спорт для всех (TAFISA) про
Стр.7
7 водит «Всемирные игры Спорт для всех», которые основаны «на принципе мультикультурности» и в этом плане выступают как «антитеза универсальным олимпийским состязаниям МОК» [231, с. 226]. В 1987 г. было организовано и официально признано Европейское народное спортивное движение, объединяющее в своих рядах одноименные движения более чем 15 стран, в том числе России [627]. Основной целью движения является поддержка массового спорта и культуры стран Европы с тем, чтобы способствовать распространению различных культур и идеологий в сфере спорта и досуга [136; sportlib.info]. В данной книге сделана попытка с учетом результатов анализа данной ситуации в предыдущей публикации автора осмыслить эту ситуацию в более широком плане: выявить, охарактеризовать и оценить такие социокультурные антиподы, которые противоположны не только современному олимпийскому движению как особому социальному движению, но и спорту в целом. На первый взгляд может показаться, что постановка и решение такой задачи в настоящее время вряд ли актуальны и если заслуживают внимания, то лишь из праздного любопытства или в крайнем случае из абстрактных теоретических соображений, желания напомнить о диалектическом законе единства противоположностей. Действительно, за сравнительно короткий исторический промежуток времени спорт превратился во «всеобъемлющее социальное явление» (К. Посьелло) [380]. Все чаще пишут и говорят о «глубоком, важном, постоянном, повсеместно проникающем, все заполняющем и все остальное подавляющем» интересе людей к спорту (R. Cashman) [680]. Такое внимание к спорту связано с тем, что он затрагивает и во многом содействует формированию и реализации широкого круга социальных ценностей. Все более важной становится роль спорта в социализации и воспитании подрастающего поколения, формировании образа и стиля жизни. Он вторгается в моду, порождая особый, подчеркнуто спортивный стиль одежды, влияет на способы проведения досуга, определяет поведение, интересы, духовные потребности, формирует образ жизни целых социальных и демографических групп населения. В настоящее время спорт выступает как социальная система, социальный институт и социальное движение, оказывающие мощное воздействие практически на все слои и сферы современного общества, современной культуры: образование, политику, экономику, технику, науку, искусство, средства массовой информации, сферу досуга и т.д. Конечно, учитывая разнообразные особенности современного спорта, в абстрактно теоретическом плане можно выделить некоторые противоположные ему социальные явления. Но существует ли реальная социально-значимая потребность в каких-то антиподах по отношению к спорту, который получил необычайно широкое развитие и выполняет важные социокультурные функции в современном обществе? Ряд причин служит основанием для положительного ответа на этот правомерный вопрос. Во-первых, многолетняя история развития современного спорта и олимпийского движения выявила не только позитивные, но и негативные (с точки
Стр.8
8 зрения идей и идеалов гуманизма) аспекты их влияния на личность и социальные отношения. Особенно это касается современной ситуации в спорте высших достижений и в олимпийском спорте, для которой характерен процесс девальвации нравственных и других духовных ценностей (все более часто встречающиеся случаи грубости и даже жестокости спортсменов, нарушения ими норм нравственности, потребительского отношения к спорту и т.д.). В связи с этим, естественно, актуален поиск и формирование таких социокультурных антиподов современному спорту и олимпийскому движению, которые имеют высокое социокультурное (гуманистическое) значение. Во-вторых, следует учитывать многообразие социальных запросов и требований, интересов и потребностей разных групп населения. Конечно, огромное число людей вовлечено в спорт, в том числе олимпийский, и они получают огромное удовлетворение от этой спортивной деятельности. Но существует много других людей, которых спорт не интересует, но которые с удовольствием могли бы включиться в иные, более привлекательные для них формы деятельности. И потому поиск социокультурных антиподов современному спорту имеет столь важное значение не только в теоретическом, но и прикладном значении. В-третьих, не только на практике, но и в теории широко распространено такое понимание спорта, при котором в него включаются разнообразные формы двигательной активности – как соревновательные, так и несоревновательные. Например, в Спортивной хартии Европы к спорту отнесены «все формы физической активности, которые через эпизодическое или организованное участие направлены на выражение или совершенствование физического и умственного состояния, формирование социальных отношений или достижение результатов в соревнованиях всех уровней» [444, с. 15]. Такое широкое понимание спорта позволяет спортивным функционерам и политикам в пропаганде занятий спортом повышать его имидж как средства решения задач оздоровления, воспитания, развития личности, совершенствования социальных отношений, оценивать как единственное (по крайней мере самое важное) средство такого рода, отвлекать внимание от присущих спортивному соперничеству негативных явлений и отодвигать на задний план или даже вовсе игнорировать его гуманистические антиподы. Примечательно в этом плане, что с 2008 года из названия федерального органа управления сферой физической культуры и спорта России исключено понятие «физическая культура» («физкультура»). Теперь в структуре Правительства Российской Федерации имеется только Министерство спорта. Однако указанное понимание спорта вряд ли правомерно, так как при этом реальное многообразие социальных явлений заменяется однообразием: смешиваются, отождествляются разные по своему социокультурному и педагогическому значению явления: спорту, ориентированному на соперничество, с которым связаны не только позитивные, но и негативные явления, приписываются достоинства его антиподов – физкультурно-двигательной активности и несоревновательных видов игровой деятельности. Естественно, это затрудняет
Стр.9
9 в системе социальной политики определение ценностных приоритетов указанных явлений. Аналогичная ситуация связана с современным олимпийским движением. Под влиянием ряда факторов оно, как уже отмечено выше, превратилось в самое массовое, глобальное, неполитическое социальное движение. В результате этого «в международном и соревновательном спорте (олимпийском движении) одна концепция спорта и соревнований доминирует во всех проявлениях этого института: на чемпионатах, на Играх, в структуре и действиях административных и управленческих органов» (Ф. Ландри) [720, р. 145–146]. Всем другим концепциям спорта и соревнований отводится второстепенная роль, хотя некоторые из них имеют высокий социокультурный потенциал. В связи с указанной ситуацией опять-таки актуальной является задача анализа социокультурных антиподов современному спорту и олимпийскому движению. Такой анализ позволит дифференцировать разные по своему социокультурному и педагогическому значению явления, выявить их многообразие и содействовать выдвижению на передний план социальных явлений с высокой гуманистической, а не какой-то иной ценностной ориентацией. В-четвертых, социокультурные антиподы современному спорту и олимпизму не только теоретически возможны, но и реально существуют. Наиболее известными антиподами такого рода является, например, разнообразные формы физкультурно-двигательной активности (занятия физкультурой) и фитнес, вовлекающие в свою сферу многочисленные группы населения. Менее известны и популярны такие антиподы, как несоревновательные формы игровой деятельности, а также СПАРТигры и другие элементы авторской социально-педагогической системы «СПАРТ», которая реализуется в России с 1991 года. Но и эти социокультурные феномены привлекают внимание значительной части населения, а потому возникает необходимость с позиций гуманизма осмыслить их, оценить социокультурное, педагогическое и личностное значение. Это тем более важно, что относительно них в теории и на практике высказываются различные и даже противоположные мнения. Основное положение, обоснованию которого посвящена данная книга, состоит в том, что дополнение современного спорта и олимпийского движения такими явлениями, которые противоположны им по определенным параметрам и обладают высоким социокультурным потенциалом, будет содействовать формированию и развитию многополярной, многосторонней целостной социокультурной системы, которая способна более полно удовлетворять потребности различных групп населения, содействовать эффективной реализации идей и идеалов гуманизма. Таковы основные причины, побудившие авторов к написанию книги. Те социальные явления, которые обсуждаются в данной книге (игры, ориентированные на сотрудничество, физкультурно-двигательная активность, фитнес-движение, СПАРТигры и другие элементы социально-педагогической системы «СПАРТ») в том или ином аспекте уже служили предметом обсуждения в многочисленных публикациях автора (см. библиографию в конце книги).
Стр.10
10 Однако та характеристика указанных социальных явлений, которая содержится в этих публикациях, в данной книге существенно уточнена и дополнена, а главное, впервые эти явления анализируются и оцениваются в новом аспекте – как особая группа социокультурных антиподов современному спорту и олимпийскому движению. Книга носит междисциплинарный характер. Она представляет интерес для широкого круга читателей – прежде всего для практических специалистов, работающих в области спорта, олимпийского движения, физического воспитания, культуры, организации досуга населения. Содержащаяся в книге обширная информация, а также библиография будут полезны и тем, кто занимается разработкой проблем этих сфер жизнедеятельности современного человека.
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.