В настоящее время методологической основой теории и методики обучения двигательным действиям (ДД) являются: - понятийно-категориальный аппарат, отражающий актуальность, определение цели и задач обучения двигательным действиям; - общие закономерности обучения двигательным действиям; - теория деятельности и деятельностный подход в становлении двигательных умений и навыков; - сущностные положения дидактики физической культуры (принципы, средства, методы, формы организации процессов освоения физической культуры); - сущностные положения системного подхода к организации и реализации процесса обучения двигательным действиям (1, с. <...> Здесь же отметим, что в познании теории и методики обучения ДД важно понимать, что обучение таковым - один из основных компонентов воспитания двигательных способностей человека, и помимо обучения ДД, включает направленное воспитание двигательных качеств. <...> Следует отметить, что двигательные умения и навыки есть сущностные качественные характеристики и основной результат процесса обучения двигательным действиям и движениям (как структурным компонентам целостной деятельности) (20; 26, с . <...> Таким образом, в самом общем смысле двигательные умения и навыки это есть те двигательные действия, которые человек освоил в процессе обучения (40, с. <...> Именно поэтому, в дальнейшем, для терминологического удобства и краткости, мы будем говорить об обучении двигательным действиям с их последующей трансформацией (при условии упражнения) в сформированные двигательное умение или (дальше) двигательный навык (58, с. <...> Обеспечить становление основного фонда двигательных умений и навыков («начальную школу движений»), обеспечивающих решение основных задач физического образования и создающих основу для формирования более сложных форм ДД (общеподготовительная направленность). <...> Решение общих задач обучения ДД и на этой основе - формирование двигательных умений и навыков, - обусловлено качеством <...>
МЕТОДИКА_ОБУЧЕНИЯ_УПРАЖНЕНИЯМ_ГИМНАСТИЧЕСКОГО_МНОГОБОРЬЯ.pdf
УДК 796.42(073)
ББК 75.5я73
Т 44
Допущено УМС ФГБОУ ВО «ОГПУ» в качестве учебно-методического
пособия для обучающихся по направлению подготовки
Педагогическое образование, профиль Физическая культура
(решение УМС № 01 от 26 октября 2017 г.)
Рецензенты:
В. В. Баранов, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ
ВО «Оренбургский государственный университет»;
Н. В. Чуклова, кандидат педагогических наук, доцент, начальник
отдела организационно-массовой работы и работы с территориями
комитета по физической культуре и спорту администрации
г. Оренбурга
Тиссен, П.П.
Т 44
Методика обучения упражнениям гимнастического многоборья:
учебно-методическое пособие / П. П. Тиссен, С. С. Коровин,
Ю.В. Олейник, А. А. Калмыков. - Оренбург.: Типография ИП
Кострицын, 2017. - 112 с.
Содержание учебно-методического пособия отражает основные требования
ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование,
профиль Физическая культура, 44.03.05 Педагогическое образование, профиль
Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура; 49.03.01, Физическая
культура, профиль Физическая культура и спорт в части формирования подготовленности
бакалавра к профессиональной деятельности в сфере физической культуры.
В
учебно-методическом пособии приводятся теоретические сведения о структуре
обучения двигательным действиям и методические рекомендации по обучению
упражнениям гимнастического многоборья. Адресовано обучающимся образовательных
организаций физкультурного профиля системы высшего и среднего
профессионального образования, слушателям программ профессиональной переподготовки,
а также практическим работникам различных образовательных организаций,
реализующих программы физического образования и спортивной тренировки.
УДК
796.42(073)
ББК 75.5я73
© Тиссен П.П., Коровин С.С., 2017
© Оренбург, 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. Теория и основы методики обучения двигательным
действиям ...............................................................................................................6
1.1 Понятийно-категориальный аппарат процесса обучения
двигательным действиям............................................................................. 6
1.2 Методические основания обучения двигательным действиям .... 16
1.3 Средства и методы обучения двигательным действиям..............20
1.4 Структура и содержание процесса обучения двигательному
действию........................................................................................................34
ГЛАВА 2. Методика обучения технике гимнастических
упражнений на снарядах гимнастического многоборья.........................45
2.1 Методические особенности обучения акробатическим
упражнениям.................................................................................................45
2.2 Методические особенности обучения технике выполнения
упражнений на перекладине ......................................................................54
2.3 Особенности методики освоения двигательных действий
на коне-махи..................................................................................................65
2.4 Особенности методики освоения двигательных
действий на брусьях..................................................................................... 73
2.5 Особенности методики освоения двигательных действий
на брусьях разной высоты...........................................................................86
2.6 Особенности методики обучения опорным прыжкам....................88
2.7 Особенности методики освоения двигательных
действий на кольцах....................................................................................93
2.8 Методические особенности обучения технике выполнения
упражнений на бревне..................................................................................99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................106
3
Стр.3