Ф 51 основы психокоррекции : учебное пособие для студентов вузов / Ф. р. <...> ISBN 978-5-9275-0880-8 учебное пособие знакомит студентов с базовыми принципами, подходами и методами индивидуальной, групповой и семейной психокоррекции. <...> Макет. издательство Южного федерального университета, 2011 введение Предлагаемое читателю учебное пособие служит кратким введением в специальный практико-ориентированный курс «основы психокоррекции» и призвано осветить базовые принципы психокоррекционной работы в ее индивидуальной, семейной и групповой форме. <...> 15–26), процентное соотношение дипломированных специалистов в области психологической помощи и лиц, нуждающихся в таковой, к началу XXI в. составило примерно 1/10 000, тогда как в большинстве европейских государств один специалист в этой области приходится на 500–900 человек населения. общее число профессионалов указанного профиля в россии составляет приблизительно 17 000, причем это преимущественно психиатры, тогда как, к примеру, в сШа их численность достигает 345 000. нетрудно предположить, что в условиях неуклонно возрастающего рыночного спроса на психологические услуги, «дефицит» специалистов в сферах психокоррекции и психотерапии будет неизбежно восполняться за счет обращения к представителям альтернативных практик, неквалифицированным лицам, сектантам и шарлатанам. указанные обстоятельства делают актуальным систематическое обсуждение и прояснение теоретических и методологических вопросов психокоррекционной практики, сжатое освещение которых и является целью этого учебного пособия. в Модуле I освещаются общие основания предмета: вопросы теории, методологии и этики психологической помощи, базовые принципы психокоррекции и требования, предъявляемые к специалистам в этой области. в Модуле II рассматриваются генеральные направления психокоррекционной практики (индивидуальная, групповая и семейная психокоррекция), проясняются их теоретические предпосылки <...>
Основы_психокоррекции.pdf
удк 159.9.07
ббк 88.5
Ф 51
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
рецензенты:
кандидат психологических наук, ст. преподаватель кафедры
социальной психологии ЮФу сериков Г. в.;
канд. псих. наук, доцент, зав. каф. практической психологии
Южно-российского гуманитарного института ромек в. Г.
Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
Филатов, Ф. Р.
Ф 51
основы психокоррекции : учебное пособие для студентов вузов /
Ф. р. Филатов. – ростов н/д: изд-во ЮФу, 2011. – 198 с.
ISBN 978-5-9275-0880-8
учебное пособие знакомит студентов с базовыми принципами, подходами
и методами индивидуальной, групповой и семейной психокоррекции.
Пособие адресовано студентам, проходящим обучение по курсам «основы
психопрофилактики и психокоррекции», «теория и практики групповой
работы», «основы социально-психологического тренинга», «Психология
семьи и семейное консультирование», а также всем обучающимся по специальностям:
030301 «Психология», 050706 «Педагогика и психология»,
040101 «социальная работа».
ISBN 978-5-9275-0880-8
удк 159.9.07
ббк 88.5
© Южный федеральный университет, 2011
© Филатов в. а., 2011
© оформление. Макет. издательство
Южного федерального университета, 2011
Стр.2
ОГлАвление
введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
МОдуль I. ТеОРеТические, МеТОдОлОГические
и эТические ОснОвы психОкОРРекциОннОЙ
пРАкТики .................................................7
1.1. Психологическая помощь, её направления
и разновидности .................................. 7
1.1.1. определение понятия «психологическая помощь» . . . . 7
1.1.2. основные направления психологической помощи ..... 9
1.1.3. специфика психотерапевтической помощи . . . . . . . . . 12
1.1.4. другие формы психологической помощи ........... 16
1.1.5. классификации видов психологической помощи . . . . 18
1.2. специфика психокоррекционной работы . . . . . . . . . . . . 20
1.2.1. определение понятия «психологическая коррекция»
и история его возникновения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.2.2. соотношение понятий «психотерапия»
и «психокоррекция» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1.2.3. Психокоррекция в свете психологических теорий
личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.2.4. Психокоррекция в свете теории возрастных кризисов 30
1.2.5. основные направления психокоррекционной работы . 32
1.3. Понятия психического и психологического здоровья ... 34
1.4. Этические нормы, «рамки» и императивы
психокоррекционной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
1.5. исходные теоретические предпосылки и принципы…
психокоррекционной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
1.6. Профессиональные требования к личности специалиста…,
практикующего психокоррекцию . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
1.7. виды психокоррекционных технологий . . . . . . . . . . . . . 46
1.7.1. технологии коррекционного воздействия,
или интервенции: .............................. 46
1.7.2. технологии коррекционного взаимодействия,
или интеракции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Проектное задание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
тест рубежного контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
196
Стр.196
МОдуль II. ОснОвные нАпРАвлениЯ
психОкОРРекции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
2.1. индивидуальная психокоррекция . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
2.1.1. специфика индивидуальной психокоррекции,
ее этапы ...................................... 83
2.1.2. Практики индивидуальной психокоррекции. . . . . . . . 88
2.1.3. Школы и направления индивидуальной психокоррекции
.......................................... 93
2.1.3.1. аналитически-ориентированная психокоррекция . . 93
2.1.3.2. Поведенческая психокоррекция
(терапия поведения) ......................... 117
2.1.3.3. когнитивное направление в психокоррекции ..... 123
2.2. Групповая психокоррекция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
2.2.1. Группа как объект психологического
вмешательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
2.2.2. виды психокоррекционных групп . . . . . . . . . . . . . . . 146
2.2.3. Психодрама – активный и динамичный метод
групповой психокоррекции ..................... 149
2.3. семейная психокоррекция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
2.3.1. семья как объект психологического
вмешательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
2.3.2. Параметры описания семейной системы . . . . . . . . . . 165
2.3.3. Школы и направления семейной психокоррекции . . 174
2.3.3.1. Школа Пало-альто Грегори бейтсона . . . . . . . . . . . 174
2.3.3.2. системная семейная терапия Мюррея боуэна ..... 176
2.3.3.3. структурная семейная терапия
сальвадора Минухина ........................ 185
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Проектное задание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
тест рубежного контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
197
Стр.197