МИнИстеРство обРазованИя И наукИ РоссИйской ФеДеРацИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Г. Н. Юшко ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КРЕДИТНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ Ростов-на-Дону Издательство Южного федерального университета 2011 1 уДк 159.9.072 ббк 88.5 Ю 96 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: заведующая кафедрой психологии и педагогики высшего образования ЮФу, доктор педагогических наук Федотова О. Д.; заведующая кафедрой психологии образования ПИ ЮФу, доктор психологических наук Белоусова А. К.; заведующая кафедрой психологии Ро ИПк и ПРо, доктор психологических наук Щербакова Т. Н. <...> ISBN 978-5-9275-0834-1 в монографии рассматриваются различные аспекты организации самостоятельной работы студентов в кредитно-рейтинговой системе обучения. <...> Представлены механизмы планирования организации и контроля аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в системе профессионального образования. описывается опыт индивидуализации учебного процесса в вузе на основе создания индивидуальных траекторий личностного развития студентов в рамках кредитно-рейтинговой системы обучения. <...> В качестве такой технологии (которая может объединить в систему несколько технологий) в практике высшего профессионального образования часто рассматривается рейтинговая система обучения. <...> . Можно сказать, что практика рейтингового обучения в настоящее время во многом опережает уровень его теоретической разработан6 Введение ности, особенно в аспекте организации личностно-ориентированной самостоятельной работы студентов. <...> Рейтинговая система обучения, «подкрепленная» технологиями развивающего обучения, обеспечивает возможность ориентации на ценностно-смысловые особенности личности студентов, индивидуализацию процесса <...>
Организация_самостоятельной_работы_студентов_в_кредитно-рейтинговой_системе_обучения.pdf
уДк 159.9.072
ббк 88.5
Ю 96
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
заведующая кафедрой психологии и педагогики высшего образования ЮФу,
доктор педагогических наук Федотова О. Д.;
заведующая кафедрой психологии образования ПИ ЮФу,
доктор психологических наук Белоусова А. К.;
заведующая кафедрой психологии Ро ИПк и ПРо,
доктор психологических наук Щербакова Т. Н.;
Профессор кафедры психологии ЮФу,
доктор психологических наук Фоменко В. Т.
Монография подготовлена и издана в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
Ю 96
Юшко Г. Н.
организация самостоятельной работы студентов в кредитнорейтинговой
системе обучения. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФу, 2011. – 196 с.
ISBN 978-5-9275-0834-1
в монографии рассматриваются различные аспекты организации самостоятельной
работы студентов в кредитно-рейтинговой системе обучения. Представлены
механизмы планирования организации и контроля аудиторной и внеаудиторной
самостоятельной работы студентов в системе профессионального
образования. описывается опыт индивидуализации учебного процесса в вузе на
основе создания индивидуальных траекторий личностного развития студентов в
рамках кредитно-рейтинговой системы обучения.
Монография адресована преподавателям вузов, студентам и аспирантам
университетов, слушателям системы дополнительного профессионального образования.
ISBN
978-5-9275-0834-1
УДК 159.9.072
ББК 88.5
© Юшко Г. н., 2011
© Южный федеральный университет, 2011
© оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2011
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .............................................................................. 5
Глава 1
Научно-дидактическая характеристика
самостоятельной работы студентов ................................. 9
1.1. Планирование, организация и контроль
самостоятельной работы студентов
в системе высшего профессионального
образования .......................................................... 10
1.2. Направления совершенствования самостоятельной
работы студентов в современном образовательном
процессе высшей школы ........................................ 32
Выводы по главе 1 ................................................ 50
Глава 2
Анализ кредитно-рейтинговой системы обучения
и возможность ее использования в современной
высшей школе ............................................................ 53
2.1. Педагогическая характеристика рейтинговой системы
обучения и место самостоятельной работы студентов
в этой системе ....................................................... 54
2.2. Опыт применения в современном высшем
профессиональном образовании России
кредитной системы обучения .................................. 78
2.3. Организация и контроль самостоятельной работы
студентов в кредитно-рейтинговой
системе обучения .................................................. 98
Выводы по главе 2 .............................................. 108
3
Стр.3
Оглавление
Глава 3
Экспериментальное исследование организации
самостоятельной работы студентов в рейтинговой системе
обучения .................................................................. 110
3.1. Диагностическое исследование практики организации
самостоятельной работы студентов в высшей школе
и оценка рейтинговой системы обучения ................ 110
3.2. Организация самостоятельной работы студентов
в рейтинговой системе обучения
(на базе гуманитарных дисциплин) ........................ 140
Выводы по главе 3 .............................................. 154
Заключение ...................................................................... 158
Литература ...................................................................... 162
Приложения ..................................................................... 178
4
Стр.4