МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РОСТОВСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК Ерусалимский Я. М. <...> БОЛОНСКИЙ УЧЕБНИК И НАОБОРОТ Ростов-на-Дону Издательство Южного федерального университета 2010 УДК 378.1 ББК 74.58 Е 79 Печатается по решению Совета Ростовского межрегионального института общественных наук ЮФУ Рецензенты: профессор Владимирский Б.М. – заведующий кафедрой биофизики и биокибернетики ЮФУ, профессор Полякова Т.С. – заведующая кафедрой геометрии и методики преподавания математики ПИ ЮФУ, профессор Юрков А.М. – заведующий кафедрой истории экономических учений ЮФУ Ерусалимский Я.М. <...> Проанализирована роль и место учебника в кредитно-модульной системе организации учебного процесса и требования к современному учебнику по математике. <...> Реформа высшего образования РФ и болонский процесс . <...> Болонский процесс и особенности реализации его положений высшей школой России . <...> Учебник как основа модульной структуры курса и кредитования модулей . <...> Роль и место учебника в асинхронной технологии обучения . <...> . . . . . . . Приложение: Известные российские авторы учебников по математике ХХ века 120 126 128 130 133 149 5 Светлой памяти моего учителя – выдающегося математика и педагога И. Б. Симоненко посвящается. <...> Задача настоящего исследования – проанализировать современный этап развития высшего образования в России с целью определения роли и места учебника, в частности учебника по математике, а также требований, которым должен удовлетворять современный учебник математики. <...> В связи с серьезными изменениями, происходящими с этой системой, представляется актуальным рассмотрение вопроса о роли и месте учебника на современном этапе развития системы высшего образования в России. <...> Первая глава – «Болонский процесс и особенности реализации его положений высшей школой <...>
Болонский_учебник_и_наоборот.pdf
УДК 378.1
ББК 74.58
Е 79
Печатается по решению Совета Ростовского межрегионального
института общественных наук ЮФУ
Рецензенты:
профессор Владимирский Б.М. – заведующий кафедрой биофизики
и биокибернетики ЮФУ,
профессор Полякова Т.С. – заведующая кафедрой геометрии и
методики преподавания математики ПИ ЮФУ,
профессор Юрков А.М. – заведующий кафедрой истории
экономических учений ЮФУ
Ерусалимский Я.М.
Е 79
Болонский учебник и наоборот. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ,
2010. – 188 с.
ISBN 978-5-9275-0782-5
В монографии рассмотрены вопросы реализации основных
положений Болонской декларации в вузах России. Проанализирована
роль и место учебника в кредитно-модульной системе организации
учебного процесса и требования к современному учебнику
по математике. Рекомендуется организаторам учебного процесса
в вузах, преподавателям и аспирантам, авторам учебников и
учебных пособий.
ISBN 978-5-9275-0782-5
УДК 378.1
ББК 74.58
© Я. М. Ерусалимский, 2010
© Оформление. Издательство Южного
федерального университета, 2010
Стр.2
3
Введение
.
.
.
.
.
СОДЕРЖАНИЕ:
.
.
. .
.
.
.
5
Глава I. Болонский процесс и особенности реализации
его положений высшей школой России . . . . 9
§1.1. Реформа высшего образования РФ и
болонский процесс . . . . . . . . . . . . . .
§1.2. Многоуровневое образование и проблемы
его внедрения . . . . . . . .. . . . .
§1.3. «Три кита» болонского процесса . . . .
§1.4. Европейское приложение к диплому . . .
§1.5. Академическая мобильность .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . .
§1.6. Кредитно-модульная система и ECTS . . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. .
.
.
.
.
.
.
.
.
§1.7. Асинхронное обучение и индивидуальные
траектории .
§1.8. Кредитно-модульная и кредитно-модульнорейтинговая
системы .
Глава II. Современный учебник и требования
к нему .
§2.1. Исторический аспект .
.
.
.
.
.
§2.2. Учебник и содержание образования . . . .
.
§2.3. Экономический аспект определения
«Современный учебник» .
.
.
. .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
9
13
16
17
23
35
42
48
49
49
50
§2.4. Определение терминов «учебник» и «учебное
пособие» .
.
.
.
.
§2.7. Современный учебник математики как
элемент культуры .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. .
.
.
.
Глава III. Современный учебник и КМС . .
§3.1. ФГОС ВПО и содержание учебника .
.
.
.
.
.
.
§3.2. Учебник как основа содержания учебной
дисциплины .
§3.3. Учебник как основа модульной структуры
курса и кредитования модулей . .
.
§3.4. Современный учебник и его роль в КМР
технологии обучения .
. .
52
53
§2.5. Классификация учебников по назначению 61
§2.6. Требования к современному учебнику
по математике . .
73
97
107
107
111
. 112
116
Стр.3
4
§3.5. Роль и место учебника в асинхронной
технологии обучения .
.
Выводы .
.
.
.
.
.
.
. .
.
.
.
.
§3.6. Современный учебник и его перспективы 121
§3.7. Интернет и современный учебник . . .
§3.8. Болонский процесс и будущее учебника
.
Литература . . . . . . . .
Приложение: Известные российские авторы
учебников по математике ХХ века
120
126
128
130
133
149
Стр.4