Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Лабораторный практикум по биомеханике двигательной деятельности. Аппаратно-программный комплекс и учебная документация (220,00 руб.)

0   0
АвторыШалманов Ан. А., Шалманов Ал. А., Лукунина Е. А., Медведев В. Г.
ИздательствоМ.: РГУФКСМиТ
Страниц93
ID636926
АннотацияВ учебном пособии представлены лабораторные работы по биомеханике, составленные в соответствии с действующей программой по дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности». Пособие состоит из трех разделов. В первых двух разделах изложено содержание десяти лабораторных работ, включающие в себя теоретические сведения по основным разделам курса биомеханики и практические задания к их выполнению. В третьем разделе приводятся инструкции по использованию аппаратно-программных комплексов, на базе которых выполняются лабораторные работы.
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено в основном для студентов и магистрантов РГУФКСМиТ, но может быть использовано и другими в области физической культуры и спорта, имеющими соответствующие аппаратно-программные комплексы.
УДК796.012(075.8)
ББК75.1я73
Лабораторный практикум по биомеханике двигательной деятельности. Аппаратно-программный комплекс и учебная документация : учеб. пособие по дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура» профилю «Спортивная подготовка» / Ан. А. Шалманов, Ал. А. Шалманов, Е.А. Лукунина, В.Г. Медведев .— Москва : РГУФКСМиТ, 2016 .— 93 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/636926 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» Шалманов Ан. <...> Аппаратно-программный комплекс и учебная документация :учебное пособие по дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профилю «Спортивная подготовка» / Ан. <...> В учебном пособии представлены лабораторные работы по биомеханике, составленные в соответствии с действующей программой по дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности». <...> Зависимость силы давления ног на опору в статических условиях от угла в коленном суставе в замкнутой кинематической цепи……. <...> Оценка реализационной эффективности техники в прыжковых упражнениях. <...> Определение кинематики ОЦМ тела человека по силе реакции опоры в прыжковых упражнениях. <...> Использованию контактных матов и оптронных пар аппаратнопрограммного комплекса MuscleLab……………………………… 67 3.6. <...> Основная цель этих лабораторных работ заключается в том, чтобы познакомить студентов с методом биомеханического обоснования строения двигательных действий и с помощью него раскрыть механизмы и биомеханизмы, лежащие в их основе. <...> Биомеханизм – модель части или всего двигательного аппарата человека, обеспечивающая достижение цели двигательного действия за счет преобразования одного вида энергии в другой или передачи энергии между звеньями тела. <...> Лабораторный практикум по биомеханике реализуется на базе лабораторных стендов, включающих в себя современные аппаратнопрограммные комплексы (динамометрическаие платформы, оптикоэлектронные системы регистрации кинематических характеристик движений человека, многоканальная электромиография и др.) <...> Последовательность электрических и механических процессов при мышечном сокращении – Основные <...>
Лабораторный_практикум_по_биомеханике_двигательной_деятельности._Аппаратно-программный_комплекс_и_учебная_документация_учебное_пособие_по_дисциплине_«Биомеханика_двигательной_деятельности»_для_студент_titlebreak_я_культура»_профилю_«Спортивная_подготовка»_.pdf
Рекомендовано к изданию экспертно-методическим Советом Института туризма, рекреации и фитнеса РГУФКСМиТ Протокол №65 от 21.04.2016 г. Шалманов Ан.А., Шалманов Ал.А., Лукунина Е.А., Медведев В.Г. Лабораторный практикум по биомеханике двигательной деятельности. Аппаратно-программный комплекс и учебная документация :учебное пособие по дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профилю «Спортивная подготовка» / Ан.А. Шалманов, Ал.А. Шалманов, Е.А. Лукунина, В.Г. Медведев. – М.: РГУФКСМиТ, 2016 г. 93 с. Рецензент: Бажинов С.И. – к.т.н, доцент кафедры ЕНД РГУФКСМиТ. В учебном пособии представлены лабораторные работы по биомеханике, составленные в соответствии с действующей программой по дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности». Пособие состоит из трех разделов. В первых двух разделах изложено содержание десяти лабораторных работ, включающие в себя теоретические сведения по основным разделам курса биомеханики и практические задания к их выполнению. В третьем разделе приводятся инструкции по использованию аппаратно-программных комплексов, на базе которых выполняются лабораторные работы. Учебное пособие предназначено в основном для студентов и магистрантов РГУФКСМиТ, но может быть использовано и другими в области физической культуры и спорта, имеющими соответствующие аппаратно-программные комплексы. 2
Стр.2
Список условных обозначений и сокращений м – метр. с – секунда. Н – ньютон. Нс – ньютон, умноженный на секунду. Дж – джоуль. Вт – ватт. Гц – герц. Млв – милливольт. ЭМГ – электромиограмма. ЭМИ – электромеханический интервал. КК – контрактильная компонента. СК – связующая компонента. ПОУК – последовательная упругая компонента. ПАРК – параллельная упругая компонента. АЦП – аналого-цифровой преобразователь. ОЦМ – общий центр масс тела. ПК – персональный компьютер. ПО – программное обеспеченье. СРО – сила реакции опоры. ЦД – центр давления. 95% Ellipse Area (cm2) – площадь 95%-ного эллипса (см2). COP – центр давления (center of pressure). 3
Стр.3
Оглавление Введение …………………………………………………………………. Стр. 6 Раздел I. БИОМЕХАНИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЧЕЛОВЕКА И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ………… 9 1.1. Лабораторная работа № 1. Последовательность электрических и механических процессов при мышечном сокращении ………….. 9 1.2. Лабораторная работа № 2. Зависимость силовых возможностей человека от угла в суставе в кинематической паре ………………. 16 1.3. Лабораторная работа № 3. Зависимость силы давления ног на опору в статических условиях от угла в коленном суставе в замкнутой кинематической цепи…….……………………………. 20 1.4. Лабораторная работа № 4. Влияние темпа движений и природы сил сопротивления на межмышечную координацию в односуставном движении………………………………………….. 1.5. Лабораторная работа № 5. Локальная выносливость в статических упражнениях.………………………….…………….... 24 27 Раздел 2. БИОМЕХАНИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ……...… 31 2.1. Лабораторная работа № 6. Оценка реализационной эффективности техники в прыжковых упражнениях. ……...…… 31 2.2. Лабораторная работа № 7. Определение кинематики ОЦМ тела человека по силе реакции опоры в прыжковых упражнениях.…… 38 2.3. Лабораторная работа № 8. Взаимодействие звеньев тела при отталкивании от опоры в прыжке вверх с места……………………. 43 2.4. Лабораторная работа № 9. Роль маховых движений при отталкивании от опоры в прыжковых упражнениях……………….. 2.5. Лабораторная работа № 10. Устойчивость тела человека в условиях отсутствия внешних возмущающих воздействий……….. Раздел 3. ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНЮ АППАРАТНОПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ………………………………………….. 4 48 53 56
Стр.4
3.1. Использование аппаратно-программного комплекса MuscleLab.. 56 3.2. Использование многоканальной электромиографии аппаратнопрограммного комплекса MuscleLab……………………………… 60 3.3. Использование гониометров аппаратно-программного комплекса MuscleLab......................................................................... 3.4. Использование динамометра, датчика линейного перемещения и ускорения аппаратно-программного комплекса MuscleLab....... 63 65 3.5. Использованию контактных матов и оптронных пар аппаратнопрограммного комплекса MuscleLab……………………………… 67 3.6. Использование аппаратно-программного комплекса AMTI…….. 69 Заключение ………………………………………………………………. 91 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………. 92 5
Стр.5
Введение Учебно-методическое пособие «Лабораторный практикум по биомеханике» включает в себя лабораторные работы, отражающие основные разделы курса «Биомеханика двигательной деятельности», и инструкции по применению новейших измерительных систем, используемых в области биомеханики. В данное учебное пособие включено подробное описание аппаратнопрограммных комплексов для изучения двигательных действий и оценки двигательных возможностей человека, а также учебная документация по использованию этих комплексов. Лабораторный практикум состоит из трех основных разделов. Первые два раздела включают в себя лабораторные работы по биомеханике, раскрывающие содержание курса, который условно разделен на две части. В первой части лабораторные работы относятся к разделам «Биомеханика двигательного аппарата человека» и «Биомеханические аспекты двигательных способностей». Поскольку содержание этих разделов является базой для изучения двигательных действий человека, в нем особое внимание уделено биомеханике мышц, биомеханическим аспектам силы, быстроты и выносливости. Во второй части даются лабораторные работы, относящиеся к разделам, раскрывающим сущность биомеханики различных двигательных действий – локомоторных, перемещающих и др. Основная цель этих лабораторных работ заключается в том, чтобы познакомить студентов с методом биомеханического обоснования строения двигательных действий и с помощью него раскрыть механизмы и биомеханизмы, лежащие в их основе. Метод биомеханического обоснования строения двигательного действия включает в себя поэтапное решение следующих задач: I этап. Описание кинематики и динамики движений звеньев и всего тела в целом, определение цели двигательного действия. II этап. Объяснение физического механизма движений. 6
Стр.6
III этап. Установление строения двигательного действия, основанного на выделении биомеханизмов его организации и их функционирования. На первом этапе основная задача состоит в изучении внешней картины движения и анализе сил, действующих на тело человека. В процессе этого анализа необходимо установить источник возникновения и природу действующих сил, а также их роль в достижении цели действия. Основная задача второго этапа биомеханического обоснования двигательного действия состоит в раскрытии физического механизма движений, объяснении причин именно такого их протекания. Под механизмом движений понимается процесс изменения движений в результате приложенных сил, обусловленный действием законов механики. По существу речь идет о том, чтобы по факту изменения движений установить причины этих изменений, найти соответствующие силы и закон их приложения. После завершения рассмотрения механических условий протекания действия, включая разбор и мышечных сил, переходят к третьему этапу – установлению способа организации всего действия из суставных движений звеньев тела. При этом исходят из следующих основных положений: 1. Множество суставных движений объединяются в блоки, которые рассматриваются как биомеханизмы. 2. Каждый из биомеханизмов имеет свою особую организацию и функцию, направленную на достижении конечной цели действия. 3. Управление блоками строится на основе многоуровневой системы управления движениями. 4. Каждое действие имеет свою особую организацию и строение, обусловленные целью действия, условиями его выполнения и особенностями строения двигательного аппарата человека. Биомеханизм – модель части или всего двигательного аппарата человека, обеспечивающая достижение цели двигательного действия за счет преобразования одного вида энергии в другой или передачи энергии между звеньями тела. 7
Стр.7
Установление способа строения действия сводится к определению как самих биомеханизмов, так и их взаимной связи в целостном действии. Предлагаемый метод биомеханического обоснования строения спортивных двигательных действий на основе биомеханизмов, а также критериев их рациональной реализации, позволит разработать эффективные методы совершенствования cпротивно-технического мастерства и двигательных способностей спортсменов. Лабораторный практикум по биомеханике реализуется на базе лабораторных стендов, включающих в себя современные аппаратнопрограммные комплексы (динамометрическаие платформы, оптикоэлектронные системы регистрации кинематических характеристик движений человека, многоканальная электромиография и др.). Для овладения современными биомеханическими методиками исследования разработаны инструкции по использованию современных аппаратно-программных комплексов, включающие в себя теоретические знания о принципах работы этих комплексов и их программном обеспечении. Создание лабораторных практикумов по базовым дисциплинам медикобиологического профиля является необходимым условием перехода образования на новый качественно более высокий уровень путем внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий, основанных на новейших достижениях науки и техники. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.