Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Филологический класс

Филологический класс №2 2018 (50,00 руб.)

0   0
Страниц189
ID634233
Аннотация«Филологический класс» издается как для учителей-словесников, так и для ученых-филологов. Журнал стремится к сближению академической науки с непосредственной практикой школьного преподавания русского языка и литературы.
Кому рекомендованодля учителей-словесников, для ученых-филологов
Филологический класс : Научно-методический журнал .— Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет .— 2018 .— №2 .— 189 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/634233 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Филологический класс» издается как для учителей-словесников, так и для ученых-филологов. <...> Журнал стремится к сближению академической науки с непосредственной практикой школьного преподавания русского языка и литературы. <...>
Филологический_класс_№2_2018.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Филологический_класс_№2_2018.pdf
Учредитель федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» Редакция Н. П. Хрящева — главный редактор, Уральский государственный педагогический университет, Россия О.А. Скрипова — ученый секретать журнала, Уральский государственный педагогический университет, Россия М. А. Алексеева, Уральский федеральный университет, Специализированный учебно-научный центр, Россия Н. В. Барковская, Уральский государственный педагогический университет, Россия Л. Д. Гутрина, Уральский государственный педагогический университет, Россия Е. В. Дзюба, Уральский государственный педагогический университет, Россия Е. Г. Доценко, Уральский государственный педагогический университет, Россия С. А. Еремина, Уральский государственный педагогический университет, Россия С. И. Ермоленко, Уральский государственный педагогический университет, Россия К. С. Когут, ГАПОУСО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж», Россия А. М. Плотникова, Уральский федеральный университет, Россия А. В. Тагильцев, Уральский государственный педагогический университет, Россия Редакционная коллегия Л. О. Бутакова, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Россия Я. Галло, Университет им. Константина Философа в Нитре, Словакия Е. В. Ерофеева, Уральский государственный педагогический университет, Россия Й. Кеснер, Университет Градец Кралове, Чехия М. Л. Кусова, Уральский государственный педагогический университет, Россия М. А. Литовская, Уральский федеральный университет, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Россия М. Ю. Мухин, Уральский федеральный университет, Россия М. Э. Рут, Уральский федеральный университет, Россия Т. А. Снигирева, Уральский федеральный университет, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Россия Л. С. Соболева, Уральский федеральный университет, Россия Е.К. Созина, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Россия Д. А. Старкова, Уральский государственный педагогический университет, Россия Редакционный совет И. Б. Ворожцова, Удмуртский государственный университет, Россия Е. А. Добренко, Университет Шеффилда, США Б. Дооге, Университет Гента, Бельгия А. А. Дырдин, Ульяновский государственный технический университет, Россия Б. Ф. Егоров, Санкт-Петербургский исследовательский институт РАН, Россия О. А. Клинг, Московский государственный университет, Россия М. С. Костюхина, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия И. В. Кукулин, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия М. Н. Липовецкий, Университет штата Колорадо, США Н. М. Малыгина, Московский городской педагогический университет, Россия Г. С. Меркин, Смоленский государственный университет, Россия Г. П. Михайлова, Вильнюсский университет, Литва Д.С. Московская, Институт мировой литературы РАН, Россия Г. Л. Нефагина, Поморская Академия, Польша Н. В. Пестова, Уральский государственный педагогический университет, Россия Г. Петкова, Софийский университет Св. Климента Орхидского, Болгария И. Поспишил, Университет им. Масарика, Чехия Е. А. Подшивалова, Удмуртский государственный университет, Россия Е. Н. Проскурина, Институт филологии СО РАН, Россия Е. А. Рябухина, Пермский государственный педагогический университет, Россия Т. Сабо, Печский университет, Венгрия Н. П. Терентьева, Челябинский государственный педагогический университет, Россия Л. А. Трубина, Московский педагогический государственный университет, Россия В. И. Тюпа, Российский государственный гуманитарный университет, Россия П. Фаст, Силезский университет, Польша А. де Ля Фортель, Лозаннский университет, Щвейцария Й. Херльт, Фрибурский университет, Швейцария М. А. Черняк, Российский государственный педагогический университет, Россия П. Чони, Итальянский Институт Культуры, Россия С. Г. Шейдаева, Удмуртский государственный университет, Россия Ю. В. Щербинина, Московский педагогический государственный университет, Россия Адрес редакции 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Редакция журнала «Филологический класс» телефон: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41 электронный адрес: olga-skripova@mail.ru ISSN 2071-2405 © ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2018 © Филологический класс, 2018
Стр.2
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, № 2(52)/2018 КОНЦЕПЦИИ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ Рут М. Э. Уроки этимологии.......................................................................................... 7 Закружная З. С., Московская Д. С. Институциональное измерение советской литературы. К истории забытого литературного объединения ЛОКАФ…….……... 12 ЛЕЙДЕРМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ЭСТЕТИКА МИНИМАЛИЗМА Тюпа В. И. Жанровая природа нарративных стратегий……………………………… 19 Приказчикова Е. Е. Жанр анекдота в «Записках» Г. Державина……………………. 25 Мароши В. В. Аккумуляция разных типов референции в миниатюре И. А. Бунина«Канун»…………………………………............................ 30 Пращерук Н. В. Миниатюры И. А. Бунина 1920-х годов: символическое возвращение на родину………………………………………………. 38 Абашева М. П. Новые стратегии письма и чтения в эпоху социальных сетей…….. 43 Барковская Н. В. Рассказ Ирины Глебовой «Полиэтиленовый пакетик, душа картофельного мешка»: синтез жанровых традиций………………………….. 49 К 200-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ Ф. И. БУСЛАЕВА Ложкова Т. А. «Основные начала нашей народности» в трудах Ф. И. Буслаева….. 54 Коновалова Н. И. От формальной логики к «живой грамматике»: идеи Ф. И. Буслаева в современной теории и практике обучения русскому языку……... 59 Гридина Т. А. «Через язык открывается дитяти сознание...»: соотношение вербального и предметного кодов в детской картине мира…………. 64 К 150-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ А.М. ГОРЬКОГО Чони П. Горький и «Евангелие новой веры»…………………………………………. 70 Быстрова О. В. Влияние М. Горького на развитие национальных литератур…….. 76 Малыгина Н. М. Из истории отношений М. Горького и А. Платонова: контекст и подтекст…………………………………………………………………….. 83 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ Будаев Э. В., Чудинов А. П. Методологические инновации в педагогической метафорологии……………………………………………………... 88 Бутакова Л. О. Старый—молодой—дед: динамика субъективной семантики слова……………………………………………. 95 Ерофеева Е. В. Сопоставительный анализ способов передачи русских реалий на французский и испанский языки…………………………………………………… 102 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Дзюба Е. В., Еремина С. А. Урок чтения на русском языке в иностранной аудитории: методический и методологический аспекты…………... 109 Кондратьева О. Н. Этимологический анализ на уроках русского языка как одно из средств повышения орфографической грамотности учащихся среднего звена……………............................................................................................... 118 Овчинникова М. Н. От внеклассного чтения – к сочинению: из опыта работы над повестью Н. Никонова «След рыси» в 11 классе………………………………... 125 Бикбаева Э. Р. Большие тайны малых жанров: проект урока литературы по рассказу Н. Дашевской «Крендельков»…………………………………………… 129
Стр.3
ТРАЕКТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА Богданова О. А. Дачный топос в литературных источниках XX в. и в романе Е. Г. Водолазкина «Авиатор»…………………........................................... 134 Турышева О. Н. Сожжение книг: новая семантика старого мотива (на материале романа В. Сорокина «Манарага»)………………………….................. 141 Пантюхина А. И. Мотив мученичества в романе В. Шарова «Воскрешение Лазаря»…………………………………………. 146 ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Балашова Т. В. Французская литература от века XIX к веку XX: эскизный портрет Максимилиана Волошина………………………………………… 153 Ловцова О. В. Виртуальная реальность современного детства в пьесах британских драматургов……………………………………………………... 159 С РАБОЧЕГО СТОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО Жукова Ю. В. Тенденция «спрятанного холста» в литературе (экфрасис в творчестве Л. М. Леонова)……………………………………………….. 165 Жуйкова Е. В. Об одном из прототипов образа Ленина в эпопее А. И. Солженицына «Красное Колесо»……………………………………………….. 172 ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ Урюпин И. С. Летопись отечественного литературоведения в лицах (Рецензия на словарь: Русские литературоведы ХХ века: Биобиблиографический словарь. Т. I. А–Л / сост. А. А. Холиков ; под общей редакцией О. А. Клинга и А. А. Холикова. — М.; СПб.: Нестор — История, 2017. — 532 с.: ил.)…………………………………... 177 Ариас-Вихиль М. А. «Логика последовательного и крайнего гуманизма»: о новой книге Павла Басинского «Горький: страсти по Максиму» (М.: АСТ, редакция Елены Шубиной, 2018)……......................................................... 180 Спишьякова А., Громинова А. Международная научно-практическая конференция «Определение картины мира в русском языке, культуре и литературе» (10–11 мая 2018 года, г. Трнава)………………………………………………………. 183
Стр.4
PHILOLOGICAL CLASS, № 2(52)/2018 CONCEPTIONS. PROGRAMS. HYPOTHESIS Ruth M. E. Lessons of Etymology..................................................................................... 7 Zakruzhnaya Z. S., Moskovskaya D. S. Institutional Aspect of Soviet Literature. History of the Forgotten Literary Union of the Red Army and Navy…….……............... 12 LEADERMAN READINGS: AESTHETICS OF MINIMALISM Tiupa V. I. Genre Nature of Narrative Strategies………………………………………... 19 Prikazchikova E. E. The Genre of Anecdote in G. Derzhavin's Notes………………….. 25 Maroshi V. V. Accumulation of Different Types of References in I. A. Bunin's Miniature «Eve»………………………………………………………… 30 Prashcheruk N. V. Bunin`s Miniatures of the 1920s: Symbolic Return to the Motherland……………………………………………………... 38 Abasheva M. P. New Strategies for Writing and Reading in The Era of Social Networks…………………………………………………………... 43 Barkovskaya N. V. Irina Glebova's Story “Polyethylene Sachet, the Soul of the Potato Bag": Synthesis of Genre Traditions…………………………….. 49 TO THE 200th ANNIVERSARY OF F. I. BUSLAEVA Lozhkova T. A. “The Basic Principles of Our Nationality” in the Works of Fyodor Buslaev…………………………………………………………. 54 Konovalova N. I. From Formal Logic to “Living Grammar”: Ideas of F. Buslaev in the Modern Theory and Practice of Teaching the Russian Language……………………………………………………… 59 Gridina T. A. “Through the Language a Child’s Consciousness is Revealed…”: Correlation Between Verbal And “Objective” Codes In Chidren’s Worldviews……….. 64 TO THE 150th ANNIVERSARY OF A. M. GORKY Cioni P. Gorky and «The Gospel of the New Faith»………............................................. 70 Bystrova O. V. M. Gorky’s Influence on the Development of National Literature……... 76 Malygina N. M. From the History of Relations between M. Gorky and A. Platonov: Context and Implications ………………………………………………………………... 83 PROBLEMS OF MODERN LINGUISTICS Budaev E. V., Chudinov A. P. Methodological Innovations in Pedagogical Metaphorology…………………………………………………………... 88 Butakova L. O. Old — Young — Old Man: Dynamics of Subjective Word Semantics……………………………………………….. 95 Erofeeva E. V. Comparative Analysis of the Ways to Transferring Russian Realia to the French and Spanish Languages…………………………………………………… 102 THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING PHILOLOGICAL DISCIPLINES IN SCHOOL AND UNIVERSITY Dziuba E. V., Eremina S. A. Reading Lesson for Students Learning Russian as a Foreign Language: Teaching Methods and Methodology………………………….. 109 Kondratyeva O. N. The Etymological Analysis at the Russian Language Lessons as One of the Means of Orthographical Literacy Increase of Middle-School Students……………............................................................................. 118 Ovchinnikova M. N. From Home-Reading to Composition: Experience of Analysis of the Story “Lynx Tracks” by N. Nikonov in 11 Grade ……………………………….. 125
Стр.5
Bikbaeva E. R. Great Secrets of Short Story Genres: Literature Lesson Project on the Story “Krendelkov” by N. Dashevsky……………………………………………. 129 THE TRAJECTORIES OF MODERN LITERARY PROCESS Bogdanova O. A. Dacha as Topos in the Literature of the 20 Century and in E. G. Vodolazkin's Novel The “Aviator”………………………………………… 134 Turysheva O. N. Books Burning: the New Semantics of the Old Motif (Based on the Novel “Manaraga” by V. Sorokin)……………………………………….. 141 Pantuhina A. I. Motive of Martyrdom in the Novel by V. Sharov “The Raising of Lazarus”…………………………………… 146 PROBLEMS OF THE POETRY OF FOREIGN LITERATURE Balachova T. V. From the 19th Century to the 20th Century: the Portrait of French Literature by Maximilian Voloshin………………………………. 153 Lovtsova O. V. Virtual Reality of Contemporary Childhood in the Plays by British Playwrights……………………………………………………… 159 FROM A YOUNG SCHOLAR’S DESK Zhukova Ju. V. The Tendency of “A Hidden Painting” in Literature (Ekphrasis in Leonov’s Art)……………………………………………………………... 165 Zhuykova E. V. About One of Lenin’s Image Prototypes in “The Red Wheel” by A. Solzhenitsyn………………………………………………… 172 REVIEWS Uryupin I. S. The Chronicle of Domestic Literary Criticism (Review of the dictionary: Russian Literary Critics of the XX Century: Biobibliographic dictionary. T. I. A–l / compiled by A. A. Holikov; edited by O. A. Kling and A. A. Holikov. — M.; SPb.: Nestor — History, 2017. — 532 p.: silt.)………………………………………………... 177 Arias-Vikhil M. A. “Logic of Consecutive and Extreme Humanism”: the New Book “Gorky: Maxim’s Passion” by Pavel Basinsky (М.: АСТ, edited by Elena Shubina, 2018)……............................................................... 180 Spišiaková A., Grominova А. International Scientific Conference “Worldview in the Russian Language, Culture and Literature” (10-11 May 2018, Trnava)………………………………………………………………. 183
Стр.6