1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2018. № 12
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Журнал включен в базу данных European Reference Index for the Humanities
(ERIH PLUS), id 486677.
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
А. Г. ГЕЙН
доктор педагогических наук, профессор
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор наук
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Ф. Д. РАССКАЗОВ
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Сургут, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2018. № 12
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
F. D. RASSKAZOV
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Surgut, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Бахтина И. Л., Попов М. В.
Физкультурно-массовая работа в уральской деревне в конце
1920-х — начале 1930-х годов ............................................................................................... 6
Грибан И. В., Сердюков А. А., Лыта С. В.
Музей истории вуза как средство сохранения исторической памяти:
из опыта Уральского государственного педагогического университета ....................... 11
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Белеева И. Д., Титова Н. Б.
Проблема образовательного неравенства в современной России:
факторы влияния и социальные последствия .................................................................. 18
Горин Н. В., Головихина О. С., Абрамова Н. Л., Нечаева С. В., Матвеева Л. Г.
Развитие инициативы Госкорпорации «Росатом»: образовательный проект
«Зеленый квадрат» .............................................................................................................. 23
Зиннатуллина З. Р., Попп И. С., Попп И. А.
Продвижение русского языка за рубежом через реализацию международных
молодежных проектов: практико-ориентированный подход ........................................ 29
Минюрова С. А.
Проектная деятельность как механизм устойчивого развития педагогического вуза 34
Попп И. А., Шахнович И. С.
Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан
Российской Федерации: нормативно-правовой аспект .................................................. 42
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Байлук В. В.
О саморазвитии личности .................................................................................................. 50
Симонова И. А., Никифорова Д. М.
К проблеме гражданского образования в России: гражданская субъектность
и вандализм в среде молодежных сообществ .................................................................. 60
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Андреева Е. Е.
Нормативно-правовые основы гражданско-патриотического воспитания в России 69
Антипова Е. П., Шамало Т. Н.
Совершенствование государственной итоговой аттестации будущих учителей
на основе требований профессионального стандарта ..................................................... 76
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Барковская Н. В.
Чему учат рождественские истории: Жак Превер в переводе Михаила Яснова
(материалы для урока внеклассного чтения) .................................................................. 83
Гоголина Т. В., Иванова Е. Н.
Олимпиада по русскому языку как средство повышения мотивации школьников
к изучению лингвистических дисциплин ......................................................................... 91
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Глухих С. И. , Андреева А. В.
Формирование информационной компетенции студентов медицинского вуза ......... 95
Ермолаева М. В.
К вопросу об обучении лексике англоязычного профессионально ориентированного
дискурса в неязыковом вузе ............................................................................................. 100
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2018. № 12
5
Курдина Е. С., Чернова Л. В., Чернов Д. Е.
Диагностика готовности к самостоятельной музыкальной деятельности
начинающих эстрадных исполнителей ........................................................................... 105
Поздняк С. Н., Гурьевских О. Ю., Янцер О. В.
Проблема развития профессионального самоопределения студента в период
педагогической практики .................................................................................................. 110
Тагильцева Н. Г., Куприна Н. Г., Кашина Н. И., Овсянникова О. А., Лапенок М. В.
Вокальное ансамблевое исполнительство как средство обучения китайских
студентов русскому языку .................................................................................................. 116
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бодряков В. Ю., Семенова И. Н.
Методика разработки материалов ФОС ГИА и организация профессионально
ориентированного компетентностного тестирования педагогов-математиков
при подготовке к государственной итоговой аттестации .............................................. 123
Грибан О. Н., Порозов Р. Ю.
Сетевой образовательный ресурс «О России по-русски» как средство повышения
лингвокультурной компетенции иностранных студентов ............................................ 132
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Баринова Е. С., Васягина Н. Н.
Типологические особенности семейного самосознания мужчин ................................ 139
Калугина Н. Р., Оконечникова Л. В., Сыманюк Э. Э., Чаликова О. С.
Исследование коммуникативных стратегий персонала в ситуации
ролевой игры ...................................................................................................................... 148
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Казаева Е. А., Севиринова Е. В.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений в ДОУ в условиях введения инклюзивного образования ......................... 155
Информация для авторов ............................................................................................................ 161
Стр.5