Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Стратегическое управление (10000,00 руб.)

0   0
Первый авторВеснин В. Р.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц327
ID632834
АннотацияВ учебнике изложены теория и практика стратегического управления. Подробно рассмотрены основные понятия, элементы, виды стратегии организаций, современные формы стратегической интеграции. Вопросы стратегического управления рассмотрены в условиях усиливающейся конкуренции, необходимости повышения эффективности организационной деятельности и поиска наилучших рыночных позиций. При подготовке текста использованы достижения лучших зарубежных и отечественных авторов.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов, преподавателей, специалистов-управленцев, а также всех интересующихся вопросами стратегического управления.
ISBN978-5-392-16449-3
УДК005(075.8)
ББК65,290-2я73
Веснин, В.Р. Стратегическое управление : учебник / В.Р. Веснин .— Москва : Проспект, 2015 .— 327 с. — ISBN 978-5-392-16449-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/632834 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Подробно рассмотрены основные понятия, элементы, виды стратегии организаций, современные формы стратегической интеграции. <...> Впервыеметодыстратегического управлениябылиразработаны вСШАв начале 1970х гг. консультационной фирмой «МакКинси» и применены на практике в 1972 г. в компаниях «Дженерал Электрик», ИБМ, «Кокакола», «Техас Инстру ментс». <...> Сущность стратегического управления Стратегическое управление представляет собой деятельность по разработке и реализации стратегии в масштабе реального времени. <...> Объектом стратегического управления является стратегический процесс, кото рый включает следующие этапы: 1) исследование внутренней и внешней среды фирмы, в рамках которой она действует (стратегический анализ); 2) определение миссии, постановка целей, формулирование и окончательный выбор стратегических альтернатив и составление соответствующих планов (стра тегическое планирование); 10 Глава 1. <...> Это тем важнее, чем выше ожидаемая неустойчивость среды и острота конкуренции. <...> Виды стратегии Стратегии можно классифицировать по многим основаниям, поэтому рассмот рим лишь основные. <...> Стратегия Переход от производственных к рыночным стратегиям стал осуществляться в 1960е гг. в связи с насыщением рынков. <...> По своему характеру стратегия фирмы может быть наступательной, наступа тельнооборонительной и чисто оборонительной. <...> Концепция стратегического маркетинга, функции и зада чи отдела маркетинга, технология и результаты стратегической сегментации рын ка, стратегия ценообразования, стратегия охвата рынков, стратегия разработки и распространения новых товаров, ресурсная стратегия, стратегия стимулирования сбыта, стратегия рекламы, стратегия развития фирмы на перспективу, нормативы конкурентоспособности. <...> Анализ макроимикросре ды, инфраструктуры, техники, технологии, кадров, системы управления, анализ раздела «Стратегия маркетинга», выявление конкурентных преимуществ, выбор <...>
Стратегическое_управление.pdf
Стр.2
Стр.323
Стр.324
Стр.325
Стр.326
Стр.327
Стратегическое_управление.pdf
УДК 65.01(075.8) ББК 65.290ÿ73 Â38 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Веснин Â. Ð. В38 Стратегическое управление: учебник. – Москва : Проспект, 2015. – 328 ñ. ISBN 978-5-392-16449-3 В учебнике изложены теория и практика стратегического управления. Подробно рассмотрены основные понятия, элементы, виды стратегии организаций, современные формы стратегической интеграции. Вопросы стратегического управления рассмотрены в условиях усиливающейся конкуренции, необходимости повышения эффективности организационной деятельности и поиска наилучших рыночных позиций. При подготовке текста использованы достижения лучших зарубежных и отечественных авторов. Для студентов, аспирантов, преподавателей, специалистов-управленцев, а также всех интересующихся вопросами стратегического управления. УДК 65.01(075.8) ББК 65.290ÿ73 Учебное издание Веснин Владимир Рафаилович СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ Учебник Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение ¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã. Подписано в печать 20.07.2014. Формат 60 ƀ90 1/16. Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 20,5. Тираж 100 ýêç. Заказ ¹ ООО «Проспект» 111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4. ISBN 978-5-392-16449-3 © ООО «Ïðîñïåêò», 2014 © Â. Ð. Âåñíèí, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Глава 1 КАК ВОЗНИКЛО СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЧЕМ ОНО ЗАНИМАЕТСЯ? Возникновение стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Причины появления стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Сущность стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Разновидности стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Текущее управление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Глава 2 СТРАТЕГИЯ Понятие стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Факторы, влияющие на стратегию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Элементы стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Виды стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Это полезно знать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Содержание стратегии как документа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Глава 3 ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ Стратегическое решение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 Подходы к разработке стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Прогнозирование и его роль в разработке стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Выявление и анализ стратегических проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 Анализ действующей стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Предпосылки эффективной реализации стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Глава 4 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ Специфика стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Цикл стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Стратегический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Целевые комплексные программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Бизнес-план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Стр.323
324 Содержание Глава 5 СОВРЕМЕННАЯ ФИРМА И ОБЩИЙ АНАЛИЗ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ Фирма и предприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60 Чем определяются границы фирмы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 Внутренняя и внешняя среда фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 Общий анализ среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 SWOT-анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Особенности современных фирм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 Глава 6 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ФИРМЫ И ЕЕ СТРАТЕГИЙ Внутренняя среда и потенциал фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Стратегический анализ персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 Анализ капитала фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Стратегический финансовый анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Анализ эффективности использования стратегических ресурсов . . . . . . . . . . . . . 84 Стратегический инвестиционный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Анализ прибыльности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Глава 7 ТОВАР И РЫНОК Товар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Ценностная цепочка и ее анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Понятие рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 Анализ рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 Сегментация рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Глава 8 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ Концепция жизненного цикла продукта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 Кривая обучения (опыта) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Матрица Артур Литтл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Модель Ч. Хофера – Д. Шендела цикла развития рынка товара . . . . . . . . . . . . . . 117 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Глава 9 КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА Понятие конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Виды конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 Стратегический анализ конкурентов и конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Стратегические конкурентные группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Стр.324
Содержание Глава 10 КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ Понятие конкурентных преимуществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 Функциональные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Конкурентные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 Ключевые факторы успеха и стратегические способности . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 Конкурентоспособность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 Глава 11 СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ Понятие позиционирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Стратегии позиционирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Концепция стратегического позиционирования В. Ефремова . . . . . . . . . . . . . . . 156 Агрессивные позиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 Консервативные стратегические позиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 Оборонительные позиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 Конкурентные стратегические позиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 Глава 12 РЫНОЧНАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ Стратегические хозяйственные зоны (СХЗ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 Подходы к формированию СХЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 Стратегические хозяйствующие единицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 Глава 13 АНАЛИЗ И ВЫРАБОТКА СТРАТЕГИЙ С ПОМОЩЬЮ ПОРТФЕЛЬНЫХ МАТРИЦ Понятие портфельного анализа и портфельных стратегий . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 Модель Бостонской консалтинговой группы (БКГ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 Планирование стратегий с помощью матрицы БКГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Модифицированная модель БКГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 Модель Мак-Кинси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 Матрица компании «Шелл» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 Корпоративные портфельные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 Глава 14 РЫНОЧНЫЕ СТРАТЕГИИ Понятие и разновидности базовых стратегий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 Понятие конкурентной стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Стратегия лидерства в низких издержках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 325
Стр.325
326 Содержание Стратегия дифференциации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 Стратегия фокусирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 «Ролевые» рыночные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 Глава 15 СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ Понятие диверсификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 Типы диверсификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 Стратегический анализ диверсификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 Стратегии диверсификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206 Диверсифицированная и недиверсифицированная фирма . . . . . . . . . . . . . . . . . 208 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209 Глава 16 СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Понятие и типы интеграции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 Организационные формы интеграции инсортингового типа . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 Организационные формы интеграции аутсортингового типа . . . . . . . . . . . . . . . . 215 Финансово-промышленные группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 Стратегические сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 Глава 17 ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ И ОТРАСЛЕВЫЕ СТРАТЕГИИ Понятие отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 Отраслевой анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226 Модель отраслевого анализа М. Портера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 Бенчмаркинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232 Отраслевые стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 Глава 18 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРАТЕГИИ Современный международный бизнес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 Субъекты международной хозяйственной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 Международные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249 Глава 19 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ Стратегия размещения и специализации производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 Технологические стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 Ресурсные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 Стратегии прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Стр.326
Содержание 327 Стратегии качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 Стратегии инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264 Глава 20 ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ Понятие финансовой стратегии и финансового стратегического планирования . . . . . . 265 Стратегия привлечения финансовых ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266 Стратегия финансового инвестирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 Стратегический подход к управлению текущими финансовыми операциями . . . . . . . 272 Стратегии управления рисками и обеспечения финансовой устойчивости фирмы . . . . 273 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 Глава 21 СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Общее понятие стратегии управления персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280 Стратегии привлечения и отбора персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283 Стратегия развития персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Стратегия перемещения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 Стратегия занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 Глава 22 СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ Место маркетинга в стратегическом управлении компанией . . . . . . . . . . . . . . . . 292 Стратегия управления товаром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 Стратегии товародвижения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 Стратегии ценообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 Стратегии воздействия на потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 Глава 23 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Предпосылки стратегических преобразований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 Этапы стратегических преобразований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 Причины сопротивления организационным изменениям . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
Стр.327

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.