я73 К77 Автор: Кравцова Е. Е. — доктор психологических наук (1996), профессор кафедры проектирующей психологии (2002), директор Института психологии им. <...> 21 Глава 2 Психологическая педагогика Педагогические цели психологической педагогики . <...> 57 Глава 3 Педагогическое общение Взаимосвязь общения и обучения . <...> 88 Глава 4 Педагогическая психология Психологические цели педагогической психологии . <...> 135 4 • Глава 6 Психологические особенности обучения на разных возрастных этапах Психологический и хронологический возраст . <...> 189 Психологические особенности обучения в старшем юношеском возрасте . <...> 206 Глава 7 Личностно-ориентированное обучение Психологическое содержание понятия «личность» . <...> 223 Глава 8 Психические функции и процессы Источники и факторы психического развития . <...> С другой стороны, нужно учитывать и особенности самих педагогов, понимать характер их деятельности. <...> Таким образом мы видим, что классическая («естественнонаучная», «лабораторная») психология не очень подходит Асмолов А. Г. Неклассическая психология и образование // газета «Школьный психолог», приложение к газете «Первое сентября». <...> В свою очередь педагогика, в основе которой лежит неклассическая психология, предполагает построение обучения как общения, содержание которого – это обмен мыслями и совместное изучение разных объектов и явлений. <...> Однако неклассическая психология сама по себе, как и классическая, не имеет практической, в том числе и педагогической, значимости. <...> Кроме того, неклассическая психология ищет пути решения разных образовательных задач и проблем. <...> ). Можно сказать, что проектирующая психология – это современный этап развития неклассической психологии и ее экспериментально-генетического метода. <...> Игра в проектирующей психологии // Школа Выготского сегодня. <...> На материале обучения педагогов дошкольного воспитания: дис. . канд. психолог наук. по специальности 19.00.07 «Педагогическая психология». <...> А в проектирующей психологии цели нередко <...>
Психология_и_педагогика._Краткий_курс._Учебное_пособие.pdf
УДК [159.9+37.012.77](07)
ББК 88я73+74.00.я73
К77
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Кравцова Е. Е. — доктор психологических наук (1996), профессор
кафедры проектирующей психологии (2002), директор Института
психологии им. Л. С. Выготского РГГУ.
К77
Кравцова Е. Е.
Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие. —
Москва : Проспект, 2016. — 320 с.
ISBN 978-5-392-19236-6
Данное пособие представляет собой краткий курс по психологии
и педагогике для студентов непсихологических факультетов, отделений
и вузов.
БУДК [159.9+37.012.77](07)БК 88я73+74.00.я73
Учебное издание
Кравцова Елена Евгеньевна
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.
КРАТКИЙ КУРС
Учебное пособие
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 25.04.2009 г.
Подписано в печать 05.08.2015. Формат 70Х100 1/32.
Печать офсетная. Печ. л. 10,0. Тираж 1000 экз. Заказ №
ООО «Проспект»
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-19236-6
©© Кравцова Е. Е., 2015
Колотилова Е. А., дизайн обложки, 2014
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
Содержание
Предисловие для преподавателей .......................................................6
Предисловие для студентов ................................................................8
Глава 1
Введение в психологию и педагогику
Психология в педагогике..........................................................10
Педагогика в психологии .........................................................16
«Точка вовне» в психологии и в педагогике ............................21
Психологическая педагогика
Глава 2
Педагогические цели психологической педагогики ...............29
Психологическое содержание понятия
«обучение» .................................................................................34
Разные виды обучения..............................................................41
Характеристики разных видов обучения .................................50
Разные формы обучения ..........................................................57
Педагогическое общение
Глава 3
Взаимосвязь общения и обучения ...........................................65
Характер обучения и позиции общения ..................................73
Общение в обучении ................................................................83
Обучение в общении ................................................................88
Педагогическая психология
Глава 4
Психологические цели педагогической психологии ..............96
Зона ближайшего развития .................................................... 103
Психологические особенности педагогов ............................. 109
Педагогическое общение ....................................................... 117
Психологические характеристики обучения
Глава 5
Структура учебного процесса ................................................. 121
Игра и обучение ...................................................................... 129
Обучение и учебная деятельность .......................................... 135
Стр.3
4 •
Содержание
Психологические особенности обучения на разных
возрастных этапах
Глава 6
Психологический и хронологический
возраст ..................................................................................... 139
Психологические особенности обучения младенца ............. 148
Психологические особенности обучения в раннем
возрасте ................................................................................... 153
Психологические особенности обучения дошкольника....... 157
Психологические особенности обучения младшего
школьника .............................................................................. 162
Психологические особенности обучения младшего
подростка ................................................................................ 171
Психологические особенности обучения старшего
подростка ................................................................................ 179
Психологические особенности обучения в раннем
юношеском возрасте .............................................................. 183
Психологические особенности старшего юношеского
возраста ................................................................................... 189
Психологические особенности обучения в старшем
юношеском возрасте .............................................................. 194
Психологические особенности взрослых .............................. 197
Психологические особенности обучения взрослых .............. 202
Психологические особенности обучения педагогов ............. 206
Личностно-ориентированное обучение
Глава 7
Психологическое содержание понятия «личность» .............. 216
Психологические особенности
личностно-ориентированного обучения ............................... 223
Психические функции и процессы
Глава 8
Источники и факторы психического
развития .................................................................................. 232
Ощущения и восприятие ........................................................ 238
Память ..................................................................................... 245
Внимание ................................................................................ 259
Воображение ........................................................................... 268
Стр.4
Содержание
• 5
Мышление .............................................................................. 279
Речь ......................................................................................... 292
Эмоции .................................................................................... 300
Мотивы и мотивация .............................................................. 309
Заключение для студентов .............................................................. 317
Заключение для преподавателей .................................................... 319
Стр.5