…О ФИЛОСОФИИ I ФИЛОСОФИЯ КАК ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДЕЛОВ ВОЗМОЖНОСТИ МЫСЛИТЬ ИНАЧЕ 1 Забавы современной философии Современная философия представляет собой довольно забавное зрелище. <...> Философия как исследование пределов возможности мыслить иначе 9 рую ненужную вещь. <...> Но только пусть не говорят нам, что мы субъективные идеалисты, ибо мы скажем в ответ: лучше самость без «я», чем «я» без самости. <...> Самость без «я» — это мыслящий хаос, 3 Зачем нам самость без «я» то есть то, что может стать иным, только воздействуя на себя. <...> Философия как исследование пределов возможности мыслить иначе 11 не думает, оно только рефлектирует. <...> Самость без «я» — это невозможная фактичность или, что то же самое, актуальная нереальность. <...> Самость виртуальна, ибо в ней фактическое всегда равно возможному. <...> В эмоциональном воздействии на себя всегда есть уже-сознание. <...> Уже-сознание — это внутреннее знание, которое достигается серией уподоблений с невозможным, а внешнее знание достигается приспособлением к реальности. не в опыте, а в воображении 4 Почему философия нуждается Сегодня еще живут люди, которые всерьез полагают, что только посредством соотношения с западной мыслью можно обеспечить себе пребывание в сфере мыслительной культуры. <...> Философия как исследование пределов возможности мыслить иначе 13 софия хозяйства». <...> И многие из нас сегодня вовлечены в этот обмен пустыми знаками, ибо скорость смены событий так велика, что смыслы нами не успевают из I. <...> Так мы и живем в режиме неизвлеченных смыслов и расширяющихся симулятивных пустот культуры. <...> Ибо в них объект дан вместе с языком его понимания, то есть объект дан в горизонте субъективирующего мышления. <...> А это значит, что кризис понятийного мышления состоит в отделенности объекта от языка его понимания. <...> Поэтому Гегель, например, по-прежнему воспринимается не как историк философии, хотя он написал историю философии. <...> Если Делез пересказывает Лейбница, то не потому, что он историк философии <...>
Удовольствие_мыслить_иначе.pdf
УДК
ББК
1/14(075.8)
87.Я73
Г51
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Гиренок Ф. И. — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой
философской антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова.
Г51
Гиренок Ф. И.
Удовольствие мыслить иначе. — Москва : Проспект, 2017. — 224 с.
ISBN 978-5-392-23805-7
В книге известного русского философа показано, что мысль является высшей
формой эстетического удовольствия, которое получает человек в своей
жизни. Мысль — это всегда новая мысль, которая приходит не когда ты хочешь,
а ко гда она сама захочет. Метафора — это дом бытия для любой мысли.
УДК 1/14(075.8)
ББК 87.Я73
Изображения на обложке
Liudmila Gridina/Shutterstock.com,
funtiks/Shutterstock.com.
Научно-популярное издание
Гиренок Федор Иванович
УДОВОЛЬСТВИЕ МЫСЛИТЬ ИНАЧЕ
Оригинал-макет подготовлен компанией OOO «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 03.11.2016. Формат 60×90 1/16
Печать офсетная. Печ. л. 14,0. Тираж 1000 экз. Заказ №
OOO «Проспект»
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-23805-7
© Гиренок Ф. И., 2016
© ООО «Проспект», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение, или Иначе мыслить ...........................................3
…О ФИЛОСОФИИ
I. Философия как исследование пределов возможности
мыслить иначе ...................................................7
41
II. О коммуникативной природе современности .......................24
III. Антропологическая катастрофа ...................................33
IV. Почему мысль приводит слова в замешательство? ...................39
V. Почему археоавангард не постмодернизм
…О ЖИЗНИ
I. Быть или казаться ...............................................49
II. Красота и безобразное ...........................................51
III. Мужество мыслителя ............................................53
IV. Вера и верность .................................................54
V. Про Новый год .................................................57
VI. О наивности ....................................................58
…О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
I. А. С. Пушкин. Характер ..........................................67
II. Н. В. Гоголь. Сущность человека и его грезы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
III. Страсти по Л. Н. Толстому .......................................86
IV. Ф. М. Достоевский. Записки аутиста ..............................92
V. А. П. Чехов. Мираж, или Оптическая несообразность ...............102
VI. И. А. Бунин. Иконостас русской жизни ...........................107
VII. Платонов, Сорокин и пустота ....................................113
…О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
I. Исход к искусству археоавангарда ................................121
II. Странное искусство и странные художники .......................130
Стр.222
223
III. Лунгин. Двое на острове ........................................135
IV. Начало музыки Мартынова и конец времени композиторов .........139
…О МЫСЛИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
I. Советский дискурс .............................................143
II. Власть публичного. Э. В. Ильенков ...............................147
III. Последний европеец. М. К. Мамардашвили .......................149
IV. Формализм мыследействия. Г. П. Щедровицкий ................... 151
V. Моральная экономика: третий путь. И. А. Стебут ..................152
VI. Почему хозяйство софийно. С. Н. Булгаков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
VII. Социализм как социальная алхимия. А. В. Чаянов ..................159
…О РОССИИ
I. Россия как поле мистериальных игр Бога .........................170
II. Цивилизация и усадьба: два истока русского сознания .............. 175
III. К трансгрессии политкорректности .............................. 178
IV. Эйдос русской империи .........................................183
V. В тоске по имперскому сознанию ................................187
VI. Империя после модерна ........................................190
VII. Есть ли у империи столица? .....................................193
VIII. Переживет ли Россия постмодерн? ...............................194
IX. Сталин как эстетический жест ...................................197
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
I. О Европе ......................................................203
II. Этос глобализма ...............................................205
III. Герменевтика катастрофы, или Что случилось с Америкой ..........209
IV. В тоске по тотальности смысла ...................................212
V. Философия и интеллигенция .................................... 213
VI. Россия и Европа: время ризом и симулякров ......................215
VII. Почему я пессимист ............................................220
Стр.223