Учредитель: ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» ISSN 2073-8544 © Московский психолого-социальный университет, 2016 © Актуальные проблемы психологического знания, 2016 Содержание ПСИХОЛОГИЯ СТАРОСТИ Акаева Н. Ш., Борисов Р. В. <...> Смысложизненные ориентации и актуальные смысловые состояния у студентов медицинского колледжа . <...> Сотрудничество школьного психолога и педагога как условие развития профессиональной рефлексии учителя основной школы (результаты опытно-экспериментального исследования) . <...> Взаимосвязь стратегии аккультурации с уровнем компетентности в русском языке и показателями развития группы у иностранных студентов в российских вузах (на материале китайских студентов) . <...> Микроструктурный анализ координации «взгляд — курсор» в типовых компьютеризированных заданиях . <...> Изучение самооценки эмоционально-личностного благополучия методом контент-анализа . <...> Высокие значения индекса жизненной удовлетворенности выявлены только лишь у 10 % опрошенных пожилых людей. <...> Для них характерны высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень эмоциональной напряженности, состояние психологического комфорта, низкий уровень тревожности, высокий уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней. <...> Высокий уровень тревожности обнаружен у 10 % пожилых людей, что предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки их компетентности. <...> Высокий уровень тревожности обнаружен у 50 % опрошенных пожилых людей. <...> 11 Для проверки первой гипотезы мы провели дисперсионный анализ, который продемонстрировал, что личностная тревожность является фактором, детерминирующим уровень жизненной удовлетворенности. <...> Реактивная тревожность также является фактором, детерминирующим уровень жизненной удовлетворенности. <...> Уласень, А. Е. Бобров Депривационные психотравмирующие факторы и их роль в развитии личности подростка: состояние проблемы В статье представлены междисциплинарные (психолого-психиатрические <...>
Актуальные_проблемы_психологического_знания_№4_2016.pdf
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство ПИ № ФС77-62463 от 27 июля 2015 г.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов,
рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций
на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Главный редактор
Лидия Бернгардовна Шнейдер — доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»
Заместители главного редактора:
Светлана Константиновна Бондырева — доктор психологических наук,
профессор, действительный член РАО, ректор ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»;
Любовь Алексеевна Григорович — доктор психологических наук, профессор,
профессор кафедры педагогической психологии и методики преподавания ОАНО
ВО «Московский психолого-социальный университет».
Члены редакционного совета:
Михаил Романович Гинзбург — доктор психологических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник ОАНО ВО «Московский психолого-социальный
университет»;
Ирина Владимировна Дубровина — доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогической психологии ГБОУ
ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»;
Марина Валерьевна Ермолаева — доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой возрастной психологии ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»;
Эвальд Фридрихович Зеер — доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии профессионального
развития Российского государственного профессионально-педагогического
университета;
Валентина Петровна Иванова — доктор психологических наук, профессор
кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета
(Республика Кыргызстан);
Оксана Сергеевна Попова — доктор психологических наук, доцент, проректор
по научно-методическому обеспечению воспитательной работы учреждения
образования «Республиканский институт профессионального образования»
(Республика Беларусь).
Учредитель:
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»
ISSN 2073-8544
© Московский психолого-социальный университет, 2016
© Актуальные проблемы психологического знания, 2016
Стр.2
Содержание
ПСИХОЛОГИЯ СТАРОСТИ
Акаева Н. Ш., Борисов Р. В. Влияние депрессии и тревожности
на удовлетворенность жизнью пожилых людей
(на примере Республики Дагестан) ............................................................................................7
Ермолаева М. В. Старость: я сам ее творенье и творец .......................................................13
ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА
Уласень Т. В., Бобров А. Е. Депривационные психотравмирующие
факторы и их роль в развитии личности подростка:
состояние проблемы.......................................................................................................................19
ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛА
Барышева М. В. Особенности формирования
ценностно-смысловой сферы личности
в подростковом возрасте...............................................................................................................28
Ермолаева М. В. Пути и средства смыслопорождения
в ходе встречи с искусством ........................................................................................................32
Хмелькова М. А., Плякина Е. В. Смысложизненные
ориентации и актуальные смысловые состояния
у студентов медицинского колледжа .......................................................................................43
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Бочавер К. А., Довжик Л. М. Социальная среда и личный
выбор в жизненном пути чемпионов мира: кейс-стади .....................................................51
Видничук С. С. К вопросу о социальном интеллекте ..........................................................67
Кузнецова А. А. Сотрудничество школьного психолога
и педагога как условие развития профессиональной
рефлексии учителя основной школы
(результаты опытно-экспериментального исследования) ...............................................74
Верченова Е. А. Взаимосвязь стратегии аккультурации
с уровнем компетентности в русском языке
и показателями развития группы у иностранных
студентов в российских вузах
(на материале китайских студентов) .......................................................................................84
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Батенова Ю. В. Традиционная и компьютерная игра
современного дошкольника: сравнительный анализ .........................................................98
Видничук С. С. Креативность и интеллект ...........................................................................105
3
Стр.3
Григорович С. С., Маршова А. С. Микроструктурный
анализ координации «взгляд — курсор» в типовых
компьютеризированных заданиях ..........................................................................................112
ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ
Беляева Е. В. Регуляция эмоциональных состояний
подростков, относящихся к различным конфессиям .......................................................120
Карапетян Л. В. Изучение самооценки
эмоционально-личностного благополучия
методом контент-анализа ...........................................................................................................127
Сведения об авторах ...................................................................................137
Authors ......................................................................................................139
Правила оформления статей ........................................................................141
Стр.4
Table of contents
OLD AGE PSYCHOLOGY
Akaeva N. S., Borisov R. V. The influence of depression and
anxiety on life satisfaction of elderly people
(on the example of the Republic of Dagestan) .............................................................................7
Ermolaeva M. V. Old age: I am its creation and creator ........................................................... 13
TEENAGER PSYCHOLOGY
Ulasen’ T. V., Bobrov A. E. Deprivational psycho-traumatic
factors and their role in teenager’s personality development:
the state of the problem ................................................................................................................... 19
SENSE PSYCHOLOGY
Barysheva M. V. Peculiarities of formation of
the value-semantic sphere of personality in adolescence ........................................................ 28
Ermolaeva M. V. Ways and means of sense generation at
the meeting with art ......................................................................................................................... 32
Khmel’kova M. A., Plyakina E. V. Medical college
students’ sense and life orientations and
actual semantic states ...................................................................................................................... 43
SOCIAL PSYCHOLOGY
Bochaver K. A., Dovzhik L. M. Social environment and
personal choices in the life journey of world Champions:
a case study ......................................................................................................................................... 51
Vidnichuk S. S. To the social intelligence problem .................................................................... 67
Kuznetsova A. A. A school psychologist and
teacher’s cooperation as a condition for the primary
school teacher’s professional reflection development
(an experimental research results) ............................................................................................... 74
Verchenova E. A. The relationship of acculturation
strategies with the Russian language competence level and
group development indicators at foreign students in
the Russian universities (on material of the Chinese students)............................................ 84
GENERAL PSYCHOLOGY
Batenova Y. V. The modern preschooler’s traditional and
computer game: comparative analysis .......................................................................................... 98
Vidnichuk S. S. Creativity and intelligence ..............................................................................105
Grigorovich S. S., Marshova A. S. A microstructural
analysis of the view — cursor coordination in standard
computerized tasks .........................................................................................................................112
5
Стр.5
EMOTIONS PSYCHOLOGY
Belyaeva E. V. Different confession teenagers’ regulation of
emotional conditions ......................................................................................................................120
Karapetyan L. V. The study of the self-assessment of
emotional and personal well-being through content analysis .............................................127
Authors ......................................................................................................139
Articles registration rules .............................................................................141
Стр.6