Проблема трансвитального смысла в позднем возрасте . <...> Психологическое содержание возможных «Я» в кризисе вхождения во взрослость . <...> Исследование мотивации вступления в брак девушек-студенток с различными типами полоролевой идентичности. <...> Феноменология субъектности как проявления личностного в отношениях с Другим . <...> Анализ результатов исследования лексического запаса в речи детей с моторной алалией . <...> Лексико-семантические нарушения и пути их преодоления у дошкольников с недоразвитием речи . <...> Сравнительный анализ представлений о последствиях употребления наркотиков подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в семьях . <...> Акопян Проблема трансвитального смысла в позднем возрасте В статье констатируются существенные изменения социальной ситуации развития современного человека (изменяются психологические характеристики разных возрастных групп, в частности, лиц позднего возраста). <...> Предполагается, что трансвитальный смысл способствует сохранению и расширению социальной памяти. <...> Ключевые слова: старение, поздний возраст, личность пожилого человека, пространство жизни и смерти, трансценденция, созерцание, трансвитальный смысл. <...> Движущей силой, дающей возможность благополучного старения человеку позднего возраста, является чувство уверенности и ощущения нужности кому-либо, что он может еще что-то сказать, передать (не обязательно материальное) последующему поколению. <...> Мы полагаем, что одним из важнейших новообразований личности человека позднего возраста является трансвитальный смысл. <...> М. С. Пек описывает поздний возраст как ситуацию разрешения конфликта между трансцендентностью эго (состоянием, при котором разум поднимается выше смерти) и озабоченностью эго (когда человек занят размышлениями о смерти) [22, c. <...> Ключевые слова: возможные «Я», надежды, опасения, нормативный возрастной кризис, кризис вхождения во взрослость. <...> Исследователи выделяют следующие виды возможных «Я»: ожидания (expected <...>
Актуальные_проблемы_психологического_знания_№2_2016.pdf
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство ПИ № ФС77-62463 от 27 июля 2015 г.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов,
рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций
на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Главный редактор
Лидия Бернгардовна Шнейдер — доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»
Заместители главного редактора:
Светлана Константиновна Бондырева — доктор психологических наук,
профессор, действительный член РАО, ректор ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»;
Любовь Алексеевна Григорович — доктор психологических наук, профессор,
профессор кафедры педагогической психологии и методики преподавания ОАНО
ВО «Московский психолого-социальный университет».
Члены редакционного совета:
Михаил Романович Гинзбург — доктор психологических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник ОАНО ВО «Московский психолого-социальный
университет»;
Ирина Владимировна Дубровина — доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогической психологии ГБОУ
ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»;
Марина Валерьевна Ермолаева — доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой возрастной психологии ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»;
Эвальд Фридрихович Зеер — доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии профессионального
развития Российского государственного профессионально-педагогического
университета;
Валентина Петровна Иванова — доктор психологических наук, профессор
кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета
(Республика Кыргызстан);
Оксана Сергеевна Попова — доктор психологических наук, доцент, проректор
по научно-методическому обеспечению воспитательной работы учреждения
образования «Республиканский институт профессионального образования»
(Республика Беларусь).
Учредитель:
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»
ISSN 2073-8544
© Московский психолого-социальный университет, 2016
© Актуальные проблемы психологического знания, 2016
Стр.2
Содержание
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Акопян Л. С. Проблема трансвитального смысла в позднем возрасте ...........................7
Василевская Е. Ю., Молчанова О. Н. Психологическое содержание
возможных «Я» в кризисе вхождения во взрослость .........................................................13
Иванова Е. В., Шаповаленко И. В. Комплексная оценка
эмоционального благополучия дошкольника .......................................................................23
Сотская Г. М. Особенности психического развития
и обучаемости в ситуации хронического соматического
заболевания у детей младшего школьного возраста ...........................................................35
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Компаниец В. И. Особенности взаимосвязей социальной
адаптации и имплицитных представлений о мире
и самоотношения юношей и девушек 15–17 лет,
обучающихся в школе и профессиональном училище ......................................................43
Корж Е. М. Особенности аттитюдов к представителям
других этнических групп ..............................................................................................................57
Никишина В. Б., Самосват О. И., Ахметзянова А. И.
Взаимосвязь способов социального одобрения и параметров
лингвосемантической структуры коммуникативного
поведения подростков в социальных сетях ..........................................................................62
Чернышев Д. Н. Социально-психологические аспекты
совместимости членов экипажа морского судна..................................................................71
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Кочнев В. А., Маурина М. А. Исследование мотивации
вступления в брак девушек-студенток с различными
типами полоролевой идентичности..........................................................................................78
Федосеева А. М., Пирлик Г. П. Феноменология субъектности
как проявления личностного в отношениях с Другим ......................................................89
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Азова О. И. Анализ результатов исследования лексического
запаса в речи детей с моторной алалией ...............................................................................101
Антипова Ж. В. Лексико-семантические нарушения
и пути их преодоления у дошкольников с недоразвитием речи ..................................107
ПСИХОЛОГИЯ ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ
Казенная Е. В. Специфика оказания экстренной психологической
помощи родственникам жертв, чья судьба неизвестна ....................................................114
3
Стр.3
Хухлаева О. В. Коррекция социальных страхов
у младших школьников...............................................................................................................124
ПСИХОЛОГИЯ АДДИКТИВНОСТИ
Рябов М. П. Сравнительный анализ представлений
о последствиях употребления наркотиков подростков-сирот
и подростков, воспитывающихся в семьях ..........................................................................130
О круглом столе «Гражданственность, героизм и слава»,
проведенном 20 апреля 2016 года в рамках недели психологии
в Московском психолого-социальном университете......................................141
Сведения об авторах ...................................................................................145
Authors ......................................................................................................147
Правила оформления статей ........................................................................149
Стр.4
Table of contents
DEVELOPMENT PSYCHOLOGY
Akopyan L. S. A problem of transvital sense at late age ..............................................7
Vasilevskaya E. Y., Molchanova O. N. A possible Self psychological
content in the crisis of the entry into maturity .......................................................... 13
Ivanova E. V., Shapovalenko I. V. A preschooler’s emotional
wellbeing complex assessment ........................................................................................ 23
Sotskaya G. M. Junior schoolchildren’s mental development and
learning ability features in the situation of chronic somatic disease ..................... 35
SOCIAL PSYCHOLOGY
Kompaniets V. I. 15–17 years old school and professional school
students’ social adaptation interrelations and implicit ideas of
the world and the self-relations features ...................................................................... 43
Korzh E. M. Features of attitudes towards other ethnic
groups’ representatives .................................................................................................... 57
Nikishina V. B., Samosvat O. I., Akhmetzyanova A. I. Ways correlation of
teenagers’ social approval and linguo-semantic structure parameters of
communicative behavior in social networks ............................................................... 62
Chernyshov D. N. Sea vessel crew members’ compatibility social and
psychological aspects ........................................................................................................ 71
PERSONALITY PSYCHOLOGY
Kochnev V. A., Maurina M. A. Study of the marriage motivation of
girls-students with various types of gender-role identity ........................................ 78
Fedoseeva A. M., Pirlik G. I. Phenomenology of the subjectivity
as manifestations of the personal in the relations with another ............................. 89
SPECIAL PSYCHOLOGY
Azova O. I. The study results analysis of speech vocabulary of
children with a motor alalia ...........................................................................................101
Antipova Zh. V. Preschoolers’ with the speech underdevelopment
lexical and semantic violations and ways of their overcoming ............................107
AID PSYCHOLOGY
Kazyonnaya E. V. Specificity of the emergency psychological
assistance rendering to the relatives of victims, whose fate is unknown ...........114
Khukhlaeva O. V. Junior school children’s social fears correction ......................124
5
Стр.5
ADDICTION PSYCHOLOGY
Ryabov M. P. A comparative analysis of ideas about the effects of
drugs on teenage orphans and teenagers living in families ....................................130
On the Civism, heroism and glory Round table held
on April 20, 2016 during the Psychology week at Moscow
Psychological and Social University ...................................................141
Authors ...........................................................................................147
Manuscript submission guidelines .......................................................149
Стр.6