РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные проблемы психологического знания Теоретические и практические проблемы психологии Научно-практический журнал № 1 (38) январь — март Издается с 2006 г. Москва 2016 Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Свидетельство ПИ № ФС77-62463 от 27 июля 2015 г. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. <...> Главный редактор Лидия Бернгардовна Шнейдер — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» Заместители главного редактора: Светлана Константиновна Бондырева — доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, ректор ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»; Любовь Алексеевна Григорович — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогической психологии и методики преподавания ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет». <...> Члены редакционного совета: Михаил Романович Гинзбург — доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»; Ирина Владимировна Дубровина — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогической психологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»; Марина Валерьевна Ермолаева — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»; Эвальд Фридрихович Зеер — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии <...>
Актуальные_проблемы_психологического_знания_№1_2016.pdf
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство ПИ № ФС77-62463 от 27 июля 2015 г.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов,
рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций
на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Главный редактор
Лидия Бернгардовна Шнейдер — доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»
Заместители главного редактора:
Светлана Константиновна Бондырева — доктор психологических наук,
профессор, действительный член РАО, ректор ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»;
Любовь Алексеевна Григорович — доктор психологических наук, профессор,
профессор кафедры педагогической психологии и методики преподавания ОАНО
ВО «Московский психолого-социальный университет».
Члены редакционного совета:
Михаил Романович Гинзбург — доктор психологических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник ОАНО ВО «Московский психолого-социальный
университет»;
Ирина Владимировна Дубровина — доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогической психологии ГБОУ
ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»;
Марина Валерьевна Ермолаева — доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой возрастной психологии ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»;
Эвальд Фридрихович Зеер — доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии профессионального
развития Российского государственного профессионально-педагогического
университета;
Валентина Петровна Иванова — доктор психологических наук, профессор
кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета
(Бишкек);
Оксана Сергеевна Попова — доктор психологических наук, доцент, проректор
по научно-методическому обеспечению воспитательной работы учреждения
образования «Республиканский институт профессионального образования»
(Минск).
Учредитель:
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»
ISSN 2073-8544
© Московский психолого-социальный университет, 2015
© Актуальные проблемы психологического знания, 2015
Стр.2
Содержание
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Калинина И. А., Никитина Ю. В. Жажда славы и проявления гражданского
позиционирования личности ........................................................................................................5
Рассказова И. Н., Симанина А. И. Восприятие России и отношение
к ее значимым событиям у студентов педагогического университета ........................11
Забегалина С. В. Формирование ценностных ориентаций
и идеалов личности .......................................................................................................................22
Шнейдер Л. Б. Зависимость и привязанность в детско-родительских
отношениях как истоки гражданственности .........................................................................28
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Веретенникова В. Б. Модель организации образовательного процесса
в современной системе дошкольного образования .............................................................34
Калинина И. А. Анализ результативности аспирантуры
как источника кадрового резерва научно-педагогического
потенциала экономического вуза ..............................................................................................44
Тюряпина И. В. Практика психологического сопровождения
студентов в период адаптации к вузу ......................................................................................57
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Ермолаева М. В., Лубовский Д. В. Дилемма внутренней позиции
в зрелом возрасте ............................................................................................................................65
Калугина И. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание молодежи .................76
Козинцева П. А. Психосоциальный контекст и факторы
познавательного развития младших дошкольников ..........................................................84
Лосинец Е. В. Теоретическое обоснование структурных компонентов
замещающего поведения подростков .......................................................................................99
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Шипкова К. М., Цветков А. В. Формирование письма у младших
школьников с разным профилем латеральной асимметрии ..........................................108
ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ
Бражников П. П. Влияние социальных тенденций на формирование
картины классических отношений в семье и возможные
методы замедления негативной динамики ..........................................................................115
Ермолаева М. В. Стоит ли бояться старости? ......................................................................123
Сведения об авторах ...................................................................................133
Authors ......................................................................................................135
Правила оформления статей ........................................................................137
3
Стр.3
Table of contents
SOCIAL PSYCHOLOGY
Kalinina I. A., Nikitina Y. V. Thirst for glory and personality’s
civic positioning manifestation ........................................................................................................5
Rasskazova I. N., Simanina A. I. Perception of Russia and
pedagogical university students’ relation to its significant events ...................................... 11
Zabegalina S. V. Personality’s valuable orientations and
ideals formation ................................................................................................................................ 22
Schneider L. B. Dependence and attachment in the children-parental
relations as the civism sources ....................................................................................................... 28
EDUCATION PSYCHOLOGY
Veretennikova V. B. Educational process organization model
in the modern system of preschool education ............................................................................ 34
Kalinina I. A. Analysis of the postgraduate course productivity as
a source for the personnel reserve of the economical college
scientific and pedagogical potential ............................................................................................ 44
Tyuryapina I. V. Practice of the students’ psychological support
in the college adaptation period .................................................................................................... 57
DEVELOPMENT PSYCHOLOGY
Ermolaeva M. V., Lubovsky D. V. The internal position dilemma
at the adulthood ................................................................................................................................ 65
Kalugina I. A. Youth’s spiritual and moral development and education ............................. 76
Kozintseva P. A. A psychosocial context and younger
preschoolers’ cognitive development factors ............................................................................ 84
Losinets E. V. Teenagers’ replacing behavior structural
components’ theoretical substantiation ..................................................................................... 99
CLINICAL PSYCHOLOGY
Shipkova K. M., Tsvetkov A. V. Different profile lateral asymmetry
younger schoolchildren’s writing formation ...........................................................................108
INVITATION TO DISCUSSION
Brazhnikov P. P. Social tendencies influence on the family classical
relations pattern formation and possible methods of negative
dynamics deceleratio ......................................................................................................................115
Ermolaeva M. V. Should we be afraid of old age? ....................................................................123
Authors ......................................................................................................135
Manuscript submission guidelines ..................................................................137
4
Стр.4