Содержание
ИСТОРИЯИФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аронов А. А. Макаренко: прошлое, настоящее или будущее
в педагогике? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Гуляев В. Н., Логинов И. П., Иванов В. П. Парадигма качества
современного высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Григорьян Г. Э., Герасимова Т. Н. Историкопедагогический аспект
развития творческих способностей курсантов в образовательном
процессе военномузыкальных учебных заведений . . . . . . . . . . . . . . 15
Свиридов В. А., Лужецкий С. В. Формирование духовных основ
воспитания нравственности будущих офицеров в военноучебных
заведениях России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Никитин О. А. Полководцы и военачальники XVIII в. о роли морального
фактора в русской армии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
МИР ОБРАЗОВАНИЯ
Адольф В. А., Яковлева Н. Ф. Готовность педагога к поддержке развития
духовнонравственного мира детейсирот как предмет теоретического
анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Герасимова Т. Н. Нравственные основания педагогической культуры
преподавателя высшей школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Казакова У. А., Кузнецова М. Н. Иностранные языки как средство
интеграции преподавателей инженерных вузов в международное
образовательнокультурное пространство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Суковых А. М. Нравственная жизнь человека как предмет педагогической
рефлексии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Гайдамашко И. В., Посохова А. В. Психологическая концепция
конкурентоспособности предпринимателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Максимова Л. Ю. Опыт гендерного подхода в отечественном
образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Христенко Г. И. Аксиологический подход к профессионально
творческому развитию будущих мастеров народного художественного
промысла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
301
Стр.301
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ
Тургумбекова Э. З., Османбекова З. З. Проблемы и перспективы развития
дошкольных учреждений в Кыргызской Республике . . . . . . . . . . . . . 72
Захарьев Я. О., Хань Х. Организация рекреативнооздоровительной
деятельности для работников металлургической промышленности КНР
в начале ХХI в.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
МОЕ МНЕНИЕ
Агарагимова В. К., Назаралиев И. А. Воспитательные возможности метода
сказкотерапии в психологопедагогической работе с детьмисиротами
в условиях школыинтерната . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Каныгин Е. Б. Дисциплинированность и личная примерность командира
как основа успеха педагогического процесса в учебных заведениях
внутренних войск МВД России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Корчагина Н. В. Современный песенный репертуар в профессиональной
подготовке бакалаврамузыканта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Лешер О. В., Казикин А. В. Учебная творческая задача как педагогическое
условие развития творческих способностей студентов вуза . . . . . . . . . 98
Исаева Н. Н. Научные подходы к формированию сплоченного
подразделения военнослужащих внутренних войск МВД России . . . . . 104
Иванов А. А., Подшибякин А. Н., Сливин Т. С. Формирование правовой
культуры у курсантов образовательных учреждений в ходе изучения
гуманитарных дисциплин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Комарова Э. П., Нежурина Н. Ю. Дебатная технология как средство
формирования коммуникативноречевой компетенции обучающихся
в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК:
ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
Алехин И. А., Сливин Т. С. О взаимосвязи психических состояний,
психических процессов и свойств личности военнослужащих в условиях
их профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Казакова У. А., Кондратьев В. В., Кудрявцев Ю. М., Майстренко В. В.
Образовательная среда вуза как ресурс научного и профессионально
педагогического развития преподавателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Баширова С.Х. А. Социальная адаптация воспитанников детского
дома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Лешер О. В., Вахрушева И. А. Педагогические условия развития
математической направленности студентов технического вуза . . . . . . 145
302
Стр.302
Самонин Ф. О., Герасимова Т. Н. Современная практика реализации
педагогического потенциала военного оркестра в воспитании
военнослужащих воинской части . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Цуникова Т. Г., Чепурная Ю. В. Модель управления формированием
профессиональной мобильности инженернотехнических кадров —
бакалавров на основе организационнодеятельностного подхода . . . . . 154
Посохова А. В. Психологические преграды и ограничения
при формировании конкурентоспособности предпринимателей . . . . . 160
Афонин И. А., Ерещенко Ю. В. Целеобразование в контексте
познавательной активности личности обучающихся . . . . . . . . . . . . 165
ПЕРЕДОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕТЕХНОЛОГИИ:
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЙОПЫТ
Владимирова Т. Н. Использование активных методов профессионального
обучения студентовжурналистов в высшей школе . . . . . . . . . . . . . 171
Алехин И. А., Тренин И. В. Актуальные проблемы интеграции
информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе
высшего учебного заведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Островерхий В. В., Гончаров С. В. Педагогические основы применения
компьютернотренажерных средств в тактической подготовке
командных кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Чухлебова И. А., Лазуткина Л. Н. Инновационные образовательные
технологии, реализующиеся при обучении иностранных
военнослужащих русской разговорной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Борисова Е. Н. Психологопедагогические условия формирования
коммуникативной компетенции у студентов музыкальных
специальностей в высшей школе (на примере дисциплины
«Иностранный язык»). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Полякова О. Б. Оценка собственной профессиональной эффективности
как предпосылка предупреждения профессиональных деформаций
(выгорания). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Исаева Л. М., Везиров Т. Г. Средства информационных и
коммуникационных технологий в формировании методической
компетентности преподавателя колледжа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Забегалина С. В., Калаков Н. И. Психологические подходы и модели
развития стресса у субъекта экстремальной деятельности . . . . . . . . . 225
Джураев Б. Влияние учебной мотивации на эффективность усвоения
юридических знаний учащимися профессиональных колледжей . . . . . 234
Шубина И. В. Методология проектирования научной и образовательной
среды вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
303
Стр.303
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Двойненко М. О. Механизмы стабилизации политикоправового режима
в условиях разных типов политических систем . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Бузина Г. С., Гужва Е. Г. Место и роль мотивационнопотребностной
системы в формировании духовных ценностей военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Пергун О. В. Факторы, определяющие эффективность
профессиональной деятельности преподавателя высшей школы . . . . . 259
Черняйков М. Н. Роль и место войсковой стажировки в системе
профессиональной подготовки курсантов в образовательных
учреждениях Воздушнокосмических сил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Раджабов М. А. Использование активных и интерактивных методов
обучения в математической подготовке будущих бакалавров
экономистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
Корнеева Н. Ю. Развитие гражданской идентичности российского
школьника: опыт постановки проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Перевозчикова Н. Г. Воспитание духовнонравственных качеств личности
средствами литературного краеведения на занятиях по литературе
в средних профессиональных образовательных организациях . . . . . . . 277
Лукина Н. Л. Мотивация выбора профессий подростками больших
и малых городов России (на примере СанктПетербурга и Балахны) . . . 282
Наши авторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
304
Стр.304
Table of Contents
EDUCATION HISTORY AND PHILOSOPHY
Aronov A. A. Makarenko: Past, Present or Future of pedagogics?. . . . . . . . . . 3
Gulyaev V. N., Loginov I. P., Ivanov V. P. The quality paradigm of the modern
higher education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Grigoryan G. E., Gerasimova Т. N. Historical and pedagogical aspect of cadets’
creative abilities development in the educational process of military musical
educational institutions. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Sviridov V. A., Luzhetsky S. V. Formation of the future officers’ spiritual bases
for morals education in military schools of Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Nikitin O. A. Commanders and military leaders of the XVIII century
about the moral factor role in the Russian army . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
WORLD OF EDUCATION
Adolf V. A., Yakovleva N. F. Teacher’s readiness for childrenorphans’ world
spiritualmoral development support as a subject of the theoretical analysis . . . 35
Gerasimova T. N. Moral bases for higher school lecturer’s pedagogical
culture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Kazakova U. A., Kuznetsova M. N. Foreign languages as a means
for engineering universities lecturers’ integration in the international
educational and cultural space . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Sukovykh A. M. Person’s moral life as a pedagogical reflection subject . . . . . . 54
Gaydamashko I. V., Posokhova A. V. Entrepreneurs’ competitiveness
psychological concept . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Maksimova L. Y. The gender approach experience in the national
education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Khristenko G. I. Axiological approach to the professional and creative development
of future experts of folk art crafts. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
EDUCATION IN THE WORLD
Turgumbekova E. Z., Ospanbekova Z. Z. Problems and prospects of preschool
institutions development in the Kyrgyz Republic. . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
305
Стр.305
Zakharyev Y. O., Khan’ K. Recreative activities organization for the metallurgy
industry workers of the prc in the early XXI century . . . . . . . . . . . . . . . . 79
MY OPINION
Agaragimova V. K., Nazaraliev I. A. Educational possibilities of the fairytale
therapy method in the psychopedagogical work with childrenorphans
in boarding school conditions . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Kanygin E. B. Commander’s discipline and personal standard as a basis
for the pedagogical process success in educational institutions of internal troops
of the Ministry of Interior of Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Korchagina N. V. Modern song repertoire in the professional training
of a bachelormusician . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Lesher O. V., Kazikin A. V. Training creative task as a pedagogical condition
for the students’ of creative abilities development . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Isaeva N. N. Scientific approaches to the formation of cohesive units
of internal troops of the Ministry of Interior of Russia . . . . . . . . . . . . . . 104
Ivanov A. A., Podshibyakin A. N., Slivin T. S. Cadets’ legal culture formation
in the course of humanitarian disciplines studying . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Komarova E. P., Nezhurina N. Y. A debate technology as a means of school
students’ communicative and speech competence formation . . . . . . . . . . 117
PROBLEMS AND JUDGMENTS
Alekhin I. A., Slivin T. S. On the interconnection of mental states, mental processes
and personality characteristics of the military personnel in conditions
of professional activities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Kazakova U. A., Kondratyev V. V., Kudryavtsev Y. M., Maystrenko V. V.
University educational environment as a resource for the lecturer’s scientific,
professional and pedagogical development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Bashirova S.K. A. The orphanage pupils social adaptation. . . . . . . . . . . . 140
Lesher O. V., Vakhrusheva I. A. Pedagogical conditions of technical college
students’ mathematical orientation development . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Samonin F. O., Gerasimova T. N. The modern practice of the military
orchestra pedagogical potential implementation in the military unit soldiers
education. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Tsunikova T. G., Chepurnaya Y. V. An administration model
of the development of professional mobility of technical personnel,
the bachelors, on the basis of the organizationalactive approach . . . . . . . . 154
306
PEDAGOGICAL SEARCH:
Стр.306
Posokhova A. V. Psychological obstacles and limitations when forming
the entrepreneurs’ competitiveness. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Afonin I. A., Ereschenko Y. V. Aiming in the context of students ‘ personality
cognitive activity. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
ADVANCED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES:
PSYCHOPEDAGOGICAL EXPERIENCE
Vladimirova T. N. The use of active methods for studentsjournalists’
professional training . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Alekhin I. A., Trenin I. V. Actual problems of information and didactic
resources integration in the educational institutions process . . . . . . . . . . . 176
Ostroverkhiy V. V., Goncharov S. V. Pedagogical bases for computer training
means use in the tactical training of the command personnel . . . . . . . . . . 187
Chukhlebova I. A., Lazutkina L. N. Innovative educational technologies
implemented in the colloquial Russian language teaching of foreign military
personnel. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Borisova E. N. Psychopedagogical conditions of university musical specialties
students’ communicative competence forming (on the example of the foreign
language discipline) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Polyakova O. B. Evaluation of one’s own professional effectiveness as a
prerequisite for the occupational strain (burnout) prevention . . . . . . . . . . 211
Isaeva L. M., Vezirov T. G. Means of information and communication
technologies in the college lecturer’s methodical competence formation . . . . 220
Zabegalina S. V., Kalakov N. I. Psychological approaches and models
of the extreme activity subject’s stress development. . . . . . . . . . . . . . . . 225
Juraev B. The training motivation effect on the efficiency of the vocational
colleges students’ law knowledge assimilation. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Shubina I. V. Methodology of the university scientific and educational
environment designing . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
YOUNG SCIENTIST’S TRIBUNE
Dvoynenko M. O. Mechanisms of political and legal regime stabilization
under different types of political systems. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Buzina G. S., Guzhva E. G. The needmotivational system’s place and role
in the contracted military personnel’s formation of spiritual values . . . . . . . 252
Pergun O. V. Factors determining the lecturer’s professional activity
effectiveness . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
307
Стр.307
Chernyaykov M. N. The role and place of the military training in the cadets’
professional training system at the aerospace forces educational
institutions . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Radzhabov M. A. The use of active and interactive teaching methods in the
mathematical training of future bachelorseconomists . . . . . . . . . . . . . . 268
Korneeva N. Y. Russian schoolchildren civil identity development:
the problem statement experience . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Perevozchikova N. G. Personality’s spiritualmoral qualities education
by means of literary geography and culture studies in the literature classes
at secondary vocational educational institutions . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Lukina N. L. Adolescents’ profession choice motivation in towns and cities
of Russia (on St.Petersburg and Balakhna example). . . . . . . . . . . . . . . 282
Our authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
308
Стр.308