Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Теория и методика обучения технологии: учебное пособие (290,00 руб.)

0   0
АвторыМуравьев Евгений Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц274
ID145502
АннотацияДанное учебное пособие представляет собой комплект учебных материалов, освещающих содержание и организацию различных видов учебной работы в системе методической подготовки студентов педвузов по специальности 03.06.00 – «Технология и предпринимательство». Пособие адресовано преподавателям и студентам, а также может быть использовано в системе повышения квалификации учителей технологии.
УДК372.862
ББК74.268
Теория и методика обучения технологии: учебное пособие / Е.М. Муравьев .— : [Б.и.], 2005 .— 274 с. — URL: https://rucont.ru/efd/145502 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Советы по использованию пособия в образовательном процессе Изучение теории и методики обучения технологии в общеобразовательных учреждениях играет исключительно важную роль в профессионально-педагогическом становлении студента — будущего учителя технологии. <...> Методическая подготовка является тем системообразующим элементом, который объединяет, приводит в систему все стороны процесса подготовки данного специалиста-педагога. <...> Первая — это общая психологопедагогическая подготовка, вторая – специальная техническая, или предметная, и третья — методическая подготовка. <...> Общая психолого-педагогическая подготовка включает в себя изучение психологии человека, возрастной, социальной и педагогической психологии, теории обучения, теории и методики воспитания, педагогических технологий, истории образования и др., а также педагогическую практику в общеобразовательных учреждениях. <...> Предметная подготовка позволяет будущему учителю технологии овладевать той деятельностью, теми знаниями, умениями и навыками, из которых черпается содержание обучения учащихся технологии, то есть тем, чему он будет учить, преподавая технологию в общеобразовательных учреждениях. <...> Методическая подготовка состоит из овладения общими основами методики обучения технологии, частными методиками преподавания различных технологий, изучаемых в общеобразовательных учреждениях, и педагогической практики. <...> Вторая часть курса распадается на отдельные методики преподавания конкретных технологий, например, технологии обработки конструкционных материалов. <...> Вторая глава «Социально-педагогические основы обучения технологии» раскрывает социальные потребности в технологическом обучении школьников и общие педагогические основы этого обучения с учетом специфики, характера и содержания изучаемых технологических процессов. <...> В третьей главе «Общедидактические основы изучения технологии» студенты могут найти ответы <...>
Теория_и_методика_обучения_технологии_учебное_пособие.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е.М. Муравьёв ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Учебное пособие Шуя 2005
Стр.1
УДК 372.8:62 Печатается по решению редакционно-издательского ББК 74.268 М 91 совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» Рецензенты: А.А. Червова, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор пед. наук, профессор, проректор по научной работе ГОУ ВПО «Волжская государственная инженерно-педагогическая академия»; Л.Н. Серебренников, доктор пед. наук, зав. кафедрой технологии и экономики ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»; В.В. Колотилов, канд. пед. наук, профессор кафедры теории и методики преподавания технологии ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» Муравьёв Е.М. М 91 Теория и методика обучения технологии. Учебное пособие. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. – 274 с. ISBN 5-86229-092-3 Данное учебное пособие представляет собой комплект учебных материалов, освещающих содержание и организацию различных видов учебной работы в системе методической подготовки студентов педвузов по специальности 03.06.00 – «Технология и предпринимательство». Пособие адресовано преподавателям и студентам, а также может быть использовано в системе повышения квалификации учителей технологии. ISBN 5-86229-092-3 © Муравьёв Е.М., 2005 © ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2005 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение. Советы по использованию пособия в образовательном процессе ...................................................................... 7 Раздел 1. Курс лекций и семинарские занятия по общим основам методики обучения технологии ............................................................ 14 Глава 1. Характеристика, предмет и методы исследования образовательной области «Технология» ............................................ 15 1.1. Общая характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя технологии (лекция 1) ........................................ 15 1.2. Предмет и задачи методики обучения технологии (лекция 2) ..... 24 1.3. Методы научно-педагогических сследований образовательной области «Технология» (лекция 3) ............................................................ 29 Глава 2. Социально-педагогические основы обучения технологии .. 36 2.1. История развития обучения технологии в общеобразовательной школе (лекция 4) ....................................................................................... 36 2.2. Обучение и трудовая технологическая деятельность учащихся (лекция 5) ................................................................................................... 47 2.3. Общетехнологические основы изучения конкретных технологий (лекция 6) ................................................................................................... 52 2.4. Трудовая технологическая деятельность как средство воспитания и развития личности учащихся (лекция 7) ......................... 60 2.5. Системы технологического обучения (лекция 8) ............................ 67 2.6. Принципы обучения технологии (лекция 9) .................................... 76 Глава 3. Общедидактические основы изучения технологии ............ 86 3.1. Урок как основная форма организации обучения технологии (лекция 10) ................................................................................................. 86 3.2. Внеклассная работа по технологии (лекция 11) .............................. 95 3.3. Методы обучения технологии (лекция 12) .................................... 103 3.4. Метод творческих проектов в обучении технологии (лекция 13) ............................................................................................... 117 3.5. Виды технологических знаний и особенности их изложения учащимся (лекция 14) ............................................................................. 121 Глава 4. Организационно-технические условия обучения технологии ........................................................................................... 132 4.1. Учебно-материальная база (лекция 15) .......................................... 132 4.2. Учебно-технические средства обучения технологии (лекция 16) ............................................................................................... 142 3
Стр.3
Глава 5. Общие основы методики обучения технологии (семинарские занятия) ....................................................................... 150 5.1. Анализ деятельности учителя технологии, предмета и задач методики технологического обучения (занятия 1-3)........................... 151 5.2. Общепедагогические основы технологического обучения (занятия 4-9) ............................................................................................ 153 5.3. Общедидактические основы технологического обучения (занятия 10-16) ........................................................................................ 158 Раздел 2. Лекции и лабораторно-практические занятия по частным методикам изучения технологии ................................. 163 Глава 6. Методика обучения учащихся элементам машиноведения и электротехники (лекционные материалы) ....... 163 6.1. Формирование у учащихся общих представлений о технике как средстве технологической деятельности ....................................... 163 6.2. Развитие представлений учащихся о функциях техники в технологических процессах ................................................................... 169 6.3. Методика обучения учащихся элементам машиноведения ....................................................................................... 176 6.4. Методика обучения учащихся элементам электротехники ....................................................................................... 182 Глава 7. Основы методики обучения черчению (лекционные материалы) ................................................................... 192 7.1. Роль черчения в технологическом образовании школьников ..... 192 7.2. Организация учебного процесса по черчению ............................. 196 7.3. Методы обучения черчению ........................................................... 200 7.4. Методические рекомендации по изучению основного учебного материала ................................................................................ 206 Глава 8. Лабораторно-практические занятия по методике обучения черчению (система заданий для студентов) .................. 208 8.1. Анализ содержания обучения черчению и его методического обеспечения ............................................................................................. 209 8.2. Планирование учебного процесса по черчению. Составление календарно – тематического плана ....................................................... 210 8.3. Проектирование уроков черчения и проведение деловых игр по разработанным проектам .................................................................. 211 Глава 9. Основы методики изучения учебного блока «Технология. Технический труд» (лекционные материалы) .......... 213 9.1. Задачи и содержание обучения ...................................................... 213 4
Стр.4
9.2. Методика изучения технологических операций по обработке конструкционных материалов ............................................................... 217 9.3. Подготовка и планирование учебного процесса ........................... 222 Глава 10. Лабораторно-практические занятия по методике обучения технологии обработки и создания изделий из конструкционных материалов .......................................................... 225 10.1. Анализ содержания и условий обучения технологии (темы 1-4) ................................................................................................. 225 10.2. Разработка и перспективное планирование учебного процесса (темы 5-8) ................................................................................. 228 10.3. Проектирование различных типов уроков технологии и проведение деловых игр по разработанным проектам (темы 9-15) ... 231 Раздел 3. Внеаудиторная учебная работа студентов по методике обучения технологии ..................................................... 235 Глава 11. Курсовая работа по методике обучения технологии. Рекомендации по ее выполнению, оформлению и защите .............. 235 11.1. Цель и общие требования к курсовой работе .............................. 235 11.2. Выбор темы и составление плана работы .................................... 235 11.3. Изучение литературных источников и педагогического опыта по избранной теме ....................................................................... 237 11.4. Изложение содержания курсовой работы и ее оформление ...... 238 11.5. Защита курсовой работы ............................................................... 240 Глава 12. Методическая подготовка студентов в процессе педагогической практики ................................................................... 242 12.1. Роль педагогической практики в системе методической подготовки студентов ............................................................................. 242 12.2. Задачи и содержание первой учебно-воспитательной практики ................................................................................................... 243 12.3. Задачи и содержание второй учебно-воспитательной практики ................................................................................................... 244 Глава 13. Выпускная квалификационная работа. Положение и основные требования итоговой аттестации студентов по специальности «Технология и предпринимательство» .................. 247 13.1. Общая характеристика выпускной квалификационной работы ...................................................................................................... 247 13.2. Требования к структуре и содержанию ВКР ............................... 249 13.3. Требования к оформлению ВКР и процедура ее защиты ........... 253 Литература ............................................................................................. 255 5
Стр.5
Приложения ........................................................................................... 259 Приложение 1. Примерная образовательная программа по теории и методике обучения технологии .............................................................................. 259 Приложение 2. Примерная тематика рефератов по методике обучения технологии ............................................................................................... 269 Приложение 3. Примерная тематика курсовых работ по методике обучения технологии ............................................................................................... 270 Приложение 4. Программа подготовки студентов к экзамену по методике обучения технологии (контрольные вопросы) .................................... 271 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.