Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645572)
Контекстум

Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке (190,00 руб.)

0   0
АвторыПерепелицына Ю. Р.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц186
ID622886
АннотацияПособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке выпускника для получения квалификации «Бакалавр»
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению 40.03.01. – Юриспруденция
УДК81.1
ББК81.2
Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке : практикум. Направление подготовки 40.03.01. – Юриспруденция. Профили подготовки (специализация): «Государственно-правовой», «Международно-правовой», «Гражданско-правовой», «Правозащитная деятельность», «Уголовно-правовой», «Финансово-правовой», «Правовая жизнь и юридическая деятельность», «Экологическое и природоресурсное право», «Информационно-правовой». Квалификация – бакалавр / Ю. Р. Перепелицына .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 186 с. — URL: https://rucont.ru/efd/622886 (дата обращения: 17.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 40.03.01. <...> – Юриспруденция Профили подготовки (специализация) «Государственно-правовой», «Международно-правовой», «Гражданско-правовой», «Правозащитная деятельность», «Уголовно-правовой», «Финансово-правовой», «Правовая жизнь и юридическая деятельность», «Экологическое и природоресурсное право», «Информационно-правовой» Квалификация – бакалавр Ставрополь 2016 УДК 81.1(075.8) ББК 81.2 Рус-9 я73 Т 33 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р филол. наук, профессор Л. И. Бронская, д-р филол. наук, профессор А. А. Фокин Т 33 Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке: практикум / авт.-сост. <...> Ю. Р. Перепелицына © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский Федеральный университет», 2016 2 ПРЕДИСЛОВИЕ «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке» – самостоятельная дисциплина, являющаяся составной частью образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция: она входит в число дисциплин по выбору рабочего учебного плана. <...> Исходя из концепции коммуникации как цели и средства обучения взаимодействию специалистов в профессиональной деятельности. <...> Совместно с другими гуманитарными и социальноэкономическими дисциплинами «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке» должна научить студентов разбираться в сущности и видах деловой коммуникации, в технологиях и приемах эффективной коммуникации в сфере юриспруденции, а также сформировать социально-коммуникативные компетенции для выполнения различных видов профессиональной деятельности. <...> Требования к результатам освоения дисциплины <...>
Теория_и_практика_профессиональной_коммуникации_на_русском_языке.pdf
УДК 81.1(075.8) ББК 81.2 Рус-9 я73 Т 33 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р филол. наук, профессор Л. И. Бронская, д-р филол. наук, профессор А. А. Фокин Т 33 Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке: практикум / авт.-сост. Ю. Р. Перепелицына. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 186 с. Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке выпускника для получения квалификации «Бакалавр». Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 40.03.01. – Юриспруденция. УДК 81.1(075.8) ББК 81.2 Рус-9 я73 Автор-составитель канд. филол. наук, доц. Ю. Р. Перепелицына © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский Федеральный университет», 2016 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке» – самостоятельная дисциплина, являющаяся составной частью образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция: она входит в число дисциплин по выбору рабочего учебного плана. Исходя из концепции коммуникации как цели и средства обучения взаимодействию специалистов в профессиональной деятельности. Практикум призван заложить основы знаний о коммуникации в понятийном и функционально-действенном планах, развить коммуникативную компетентность, ознакомить с формами и методами взаимодействия, повысить культуру общения студентов. В соответствии с жанром практикум нацелен на оказание помощи учащимся в подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке», в овладении процессом коммуникации, практическими навыками и умениями, необходимыми для будущего специалиста. Профессиональная деятельность юристов многогранна и требует не только четкого знания законов, но и высокого уровня коммуникативной компетенции. Данное пособие даёт основы коммуникативного знания будущим специалистам в области юриспруденции, которые должны ясно понимать, что условием успешности их профессиональной и общественной деятельности является умение правильно общаться и взаимодействовать с людьми. Методическая концепция практикума подводит студента к навыкам самостоятельной работы и развивает творческое мышление. При выполнении практических заданий предлагаются коммуникативные ситуации, способствующие активной вербальной деятельности, формированию коммуникативной культуры. Практические занятия содержат разнообразные задания, направленные на повышение коммуникативной культуры юристов и развитие навыков устной и письменной речи в правовой сфере, на стремление к саморазвитию и повышению своей квалификации и профессионального мастерства. Пособие адресовано, прежде всего, студентам, изучающим теорию коммуникации в качестве учебной дисциплины. Вместе с 3
Стр.3
тем оно может быть полезно и тем, для кого неотъемлемой частью будущей профессиональной работы станет общение с людьми – преподавателям, журналистам, политикам. Цель освоения дисциплины «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке» – реализация требований ФГОС ВО к освоению соответствующих компонентов общекультурных компетенций (ОК-1, ОК-3) на основе формирования у студентов теоретических знаний, практических навыков и умений по данной дисциплине. Совместно с другими гуманитарными и социальноэкономическими дисциплинами «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке» должна научить студентов разбираться в сущности и видах деловой коммуникации, в технологиях и приемах эффективной коммуникации в сфере юриспруденции, а также сформировать социально-коммуникативные компетенции для выполнения различных видов профессиональной деятельности. Ориентация на профессиональные требования, предъявляемые к специалистам в области юриспруденции, обусловила прагматическую направленность основных задач курса: – дать студентам устойчивые теоретические знания в области профессиональной коммуникации; – сформировать у студентов знания в области теории речевого воздействия; – сформировать компетенции в практической области профессиональной коммуникации; – научить продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения в устной и письменной форме; – научить студентов устанавливать речевой контакт, обмениваться информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями, участвовать в диалогических и полилогических ситуациях общения; – привить навыки публичного выступления, аргументирования собственной позиции в соответствии с нормами речевого этикета; 4
Стр.4
– научить студентов преодолевать «ораторский страх», умело использовать в публичных выступлениях невербальные средства общения и акустические ресурсы звучащей речи; – сформировать навыки подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т. п.). Знания, полученные в ходе освоения дисциплины, применяются при написании выпускной квалификационной работы, при прохождении преддипломной практики, а также в дальнейшем профессиональном использовании языковых средств в соответствии с целью и ситуацией общения на событийном и на конвенциональном уровнях общения. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата: Дисциплина «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке» относится к дисциплинам по выбору. Ее освоение происходит во 2 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы в объеме 72 академических часов (32 часа – аудиторные, 40 часов – самостоятельная работа). По итогам изучения дисциплины студенты сдают зачет. Параллельно с дисциплиной «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке» проводятся связанные с ней дисциплины «Русский язык и культура речи», «Практикум по культуре русской устной и письменной речи». Требования к результатам освоения дисциплины: Практические занятия формируют основные компетенции, закладываемые дисциплиной: Общекультурные компетенции: ОК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; обладает моделью поведения, основанной на осознании социальной значимости профессии, этике юриста; ОК-3: способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке; владеет необходимыми навыками общения на иностранном языке, умеет выстраивать отношения в коллективе. В результате освоения дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН: ЗНАТЬ: – ключевые понятия теории коммуникации; 5
Стр.5
– основные концепции и методы изучения основ теории коммуникации, реализующейся в общении; – типы, виды, формы и модели коммуникации; – теоретические основы производства информации, ее распространения, приема и использования; – принципы и сущность адекватной профессиональной коммуникации; – структурные модели коммуникации и основные элементы коммуникационного процесса; – виды коммуникации и их особенности; – уровни коммуникации; – характеристики коммуникативной личности, в том числе в профессиональной сфере, основные закономерности формирования коммуникативной личности; – пути формирования и критерии оценки коммуникативной компетентности личности в профессиональной среде; – технологии и приёмы эффективной профессиональной коммуникации; – причины возникновения барьеров коммуникации; – содержание и средства речевой коммуникации; – основы публичной коммуникации; – методику формирования и развития коммуникативных навыков в профессиональной сфере; УМЕТЬ: – решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникативных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; – собирать и первично обобщать фактический материал; – ясно, логически верно строить устную и письменную речь; – учитывать знания об особенностях коммуникации в индивидуальной практике, в том числе речевой; – практически осуществлять все этапы коммуникативного процесса; – исполнять коммуникативную роль в соответствующей коммуникативной ситуации; – использовать те коммуникативные стратегии и тактики, которые содействуют успешной коммуникации; 6
Стр.6
– распознавать причины возникновения барьеров и вносить коррективы в процесс коммуникации; – использовать те коммуникативные стратегии я тактики, которые содействуют успешной коммуникации; ВЛАДЕТЬ: – навыками профессиональной устной и письменной речевой деятельности; – техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения; – навыками анализа практической деятельности в сфере юриспруденции с точки зрения эффективной коммуникации; – навыками гармоничного общения в студенческой и будущей профессиональной среде с учетом наработанных теорией способов достижения эффективной коммуникации; – навыками публичных выступлений перед аудиторией. Основные формы работы и контроля На практических занятиях активно используются современные педагогические технологии, демонстрируются возможности разных методов и методических инноваций. Предлагаются коллективные и индивидуальные задания. Занятия проходят в разных формах: традиционный семинар, круглый стол, деловая игра, защита авторских проектов. На каждом занятии студенты могут задавать любые интересующие их вопросы. Подготовленные заранее вопросы студенты освещают либо с места, либо у доски. Практические занятия обеспечивают знакомство с основной и дополнительной методической литературой, Интернет-ресурсами. Форма итогового контроля – зачет. 7
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ……………………………………………….. Раздел I. Методологические проблемы теории коммуникации …………………………………………………. 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина .. 2. Истоки и основные этапы развития теории коммуникации. Современные концепции коммуникации…….. 3. Коммуникационный процесс……………………………... Раздел II. Виды коммуникации…………………………... 4. Вербальная и невербальная коммуникация ……………... 5. Теория речевых актов. Коммуникативный кодекс. Принцип кооперации и принцип вежливости …………………. Раздел III. Уровни коммуникации ……………………….. 6. Межличностная коммуникация. Коммуникация в малых группах. Массовая коммуникация .…………………………….. 7. Виды профессионально ориентированной коммуникации. Публичная коммуникация в деловой среде…... 8. Межкультурная коммуникация............................................... Рекомендуемая литература……………………………… Приложение 1……………………………………………….. Приложение 2……………………………………………….. 3 8 8 23 34 50 50 85 99 99 121 133 157 160 165 185
Стр.185

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически