УДК 81.1(075.8)
ББК 81.2 Рус-9 я73
Т 33
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р филол. наук, профессор Л. И. Бронская,
д-р филол. наук, профессор А. А. Фокин
Т 33 Теория и практика профессиональной коммуникации
на русском языке: практикум / авт.-сост. Ю. Р. Перепелицына.
– Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 186 с.
Пособие составлено в соответствии с требованиями
ФГОС ВО к подготовке выпускника для получения квалификации
«Бакалавр».
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
40.03.01. – Юриспруденция.
УДК 81.1(075.8)
ББК 81.2 Рус-9 я73
Автор-составитель
канд. филол. наук, доц. Ю. Р. Перепелицына
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
Федеральный университет», 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Теория и практика профессиональной коммуникации на
русском языке» – самостоятельная дисциплина, являющаяся составной
частью образовательной программы по направлению
подготовки 40.03.01 – Юриспруденция: она входит в число дисциплин
по выбору рабочего учебного плана. Исходя из концепции
коммуникации как цели и средства обучения взаимодействию
специалистов в профессиональной деятельности.
Практикум призван заложить основы знаний о коммуникации
в понятийном и функционально-действенном планах, развить
коммуникативную компетентность, ознакомить с формами и методами
взаимодействия, повысить культуру общения студентов.
В соответствии с жанром практикум нацелен на оказание
помощи учащимся в подготовке к практическим занятиям по
дисциплине «Теория и практика профессиональной коммуникации
на русском языке», в овладении процессом коммуникации,
практическими навыками и умениями, необходимыми для будущего
специалиста.
Профессиональная деятельность юристов многогранна и требует
не только четкого знания законов, но и высокого уровня коммуникативной
компетенции. Данное пособие даёт основы коммуникативного
знания будущим специалистам в области юриспруденции,
которые должны ясно понимать, что условием успешности их профессиональной
и общественной деятельности является умение правильно
общаться и взаимодействовать с людьми. Методическая
концепция практикума подводит студента к навыкам самостоятельной
работы и развивает творческое мышление. При выполнении
практических заданий предлагаются коммуникативные ситуации,
способствующие активной вербальной деятельности, формированию
коммуникативной культуры.
Практические занятия содержат разнообразные задания,
направленные на повышение коммуникативной культуры юристов
и развитие навыков устной и письменной речи в правовой
сфере, на стремление к саморазвитию и повышению своей квалификации
и профессионального мастерства.
Пособие адресовано, прежде всего, студентам, изучающим
теорию коммуникации в качестве учебной дисциплины. Вместе с
3
Стр.3
тем оно может быть полезно и тем, для кого неотъемлемой частью
будущей профессиональной работы станет общение с
людьми – преподавателям, журналистам, политикам.
Цель освоения дисциплины «Теория и практика профессиональной
коммуникации на русском языке» – реализация требований
ФГОС ВО к освоению соответствующих компонентов общекультурных
компетенций (ОК-1, ОК-3) на основе формирования у студентов
теоретических знаний, практических навыков и умений по
данной дисциплине.
Совместно с другими гуманитарными и социальноэкономическими
дисциплинами «Теория и практика профессиональной
коммуникации на русском языке» должна научить студентов
разбираться в сущности и видах деловой коммуникации,
в технологиях и приемах эффективной коммуникации в сфере
юриспруденции, а также сформировать социально-коммуникативные
компетенции для выполнения различных видов профессиональной
деятельности.
Ориентация на профессиональные требования, предъявляемые
к специалистам в области юриспруденции, обусловила прагматическую
направленность основных задач курса:
– дать студентам устойчивые теоретические знания в области
профессиональной коммуникации;
– сформировать у студентов знания в области теории речевого
воздействия;
– сформировать компетенции в практической области профессиональной
коммуникации;
– научить продуцировать связные, правильно построенные
монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными
намерениями говорящего и ситуацией общения в
устной и письменной форме;
– научить студентов устанавливать речевой контакт, обмениваться
информацией с другими членами языкового коллектива,
связанными с говорящим различными социальными отношениями,
участвовать в диалогических и полилогических ситуациях
общения;
– привить навыки публичного выступления, аргументирования
собственной позиции в соответствии с нормами речевого
этикета;
4
Стр.4
– научить студентов преодолевать «ораторский страх», умело
использовать в публичных выступлениях невербальные средства
общения и акустические ресурсы звучащей речи;
– сформировать навыки подготовки речи (умение выбирать и
формулировать тему, определять цели выступления, составлять
план, собирать материал, структурировать текст речи и т. п.).
Знания, полученные в ходе освоения дисциплины, применяются
при написании выпускной квалификационной работы, при
прохождении преддипломной практики, а также в дальнейшем
профессиональном использовании языковых средств в соответствии
с целью и ситуацией общения на событийном и на конвенциональном
уровнях общения.
Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата:
Дисциплина «Теория и практика профессиональной коммуникации
на русском языке» относится к дисциплинам по выбору.
Ее освоение происходит во 2 семестре. Общая трудоемкость дисциплины
составляет 2 зачетные единицы в объеме 72 академических
часов (32 часа – аудиторные, 40 часов – самостоятельная
работа). По итогам изучения дисциплины студенты сдают зачет.
Параллельно с дисциплиной «Теория и практика профессиональной
коммуникации на русском языке» проводятся связанные
с ней дисциплины «Русский язык и культура речи», «Практикум
по культуре русской устной и письменной речи».
Требования к результатам освоения дисциплины:
Практические занятия формируют основные компетенции,
закладываемые дисциплиной:
Общекультурные компетенции:
ОК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность
на основе развитого правосознания, правового мышления и
правовой культуры; обладает моделью поведения, основанной на
осознании социальной значимости профессии, этике юриста;
ОК-3: способен логически верно, аргументированно и ясно
строить устную и письменную речь на русском языке; владеет
необходимыми навыками общения на иностранном языке, умеет
выстраивать отношения в коллективе.
В результате освоения дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН:
ЗНАТЬ:
– ключевые понятия теории коммуникации;
5
Стр.5
– основные концепции и методы изучения основ теории
коммуникации, реализующейся в общении;
– типы, виды, формы и модели коммуникации;
– теоретические основы производства информации, ее распространения,
приема и использования;
– принципы и сущность адекватной профессиональной коммуникации;
–
структурные модели коммуникации и основные элементы
коммуникационного процесса;
– виды коммуникации и их особенности;
– уровни коммуникации;
– характеристики коммуникативной личности, в том числе в
профессиональной сфере, основные закономерности формирования
коммуникативной личности;
– пути формирования и критерии оценки коммуникативной
компетентности личности в профессиональной среде;
– технологии и приёмы эффективной профессиональной
коммуникации;
– причины возникновения барьеров коммуникации;
– содержание и средства речевой коммуникации;
– основы публичной коммуникации;
– методику формирования и развития коммуникативных
навыков в профессиональной сфере;
УМЕТЬ:
– решать стандартные задачи профессиональной деятельности
на основе информационной и библиографической культуры с
применением информационно-коммуникативных технологий и с
учетом основных требований информационной безопасности;
– собирать и первично обобщать фактический материал;
– ясно, логически верно строить устную и письменную речь;
– учитывать знания об особенностях коммуникации в индивидуальной
практике, в том числе речевой;
– практически осуществлять все этапы коммуникативного
процесса;
– исполнять коммуникативную роль в соответствующей
коммуникативной ситуации;
– использовать те коммуникативные стратегии и тактики, которые
содействуют успешной коммуникации;
6
Стр.6
– распознавать причины возникновения барьеров и вносить
коррективы в процесс коммуникации;
– использовать те коммуникативные стратегии я тактики, которые
содействуют успешной коммуникации;
ВЛАДЕТЬ:
– навыками профессиональной устной и письменной речевой
деятельности;
– техниками установления профессиональных контактов и
развития профессионального общения;
– навыками анализа практической деятельности в сфере
юриспруденции с точки зрения эффективной коммуникации;
– навыками гармоничного общения в студенческой и будущей
профессиональной среде с учетом наработанных теорией
способов достижения эффективной коммуникации;
– навыками публичных выступлений перед аудиторией.
Основные формы работы и контроля
На практических занятиях активно используются современные
педагогические технологии, демонстрируются возможности разных
методов и методических инноваций. Предлагаются коллективные и
индивидуальные задания. Занятия проходят в разных формах: традиционный
семинар, круглый стол, деловая игра, защита авторских
проектов. На каждом занятии студенты могут задавать любые интересующие
их вопросы. Подготовленные заранее вопросы студенты
освещают либо с места, либо у доски. Практические занятия обеспечивают
знакомство с основной и дополнительной методической
литературой, Интернет-ресурсами.
Форма итогового контроля – зачет.
7
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………………………………………………..
Раздел I. Методологические проблемы теории
коммуникации ………………………………………………….
1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина ..
2. Истоки и основные этапы развития теории
коммуникации. Современные концепции коммуникации……..
3. Коммуникационный процесс……………………………...
Раздел II. Виды коммуникации…………………………...
4. Вербальная и невербальная коммуникация ……………...
5. Теория речевых актов. Коммуникативный кодекс.
Принцип кооперации и принцип вежливости ………………….
Раздел III. Уровни коммуникации ………………………..
6. Межличностная коммуникация. Коммуникация в малых
группах. Массовая коммуникация .……………………………..
7. Виды профессионально ориентированной
коммуникации. Публичная коммуникация в деловой среде…...
8. Межкультурная коммуникация...............................................
Рекомендуемая литература………………………………
Приложение 1………………………………………………..
Приложение 2………………………………………………..
3
8
8
23
34
50
50
85
99
99
121
133
157
160
165
185
Стр.185