Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория (академия) им. <...> М.И. Глинки Кафедра философии и эстетики ИСТОРИЯ И ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Рабочая программа и методические рекомендации для студентов, обучающихся по направлению 540700 «Художественное образование» (бакалавр художественного образования) Автор-составитель: Е.И. Булычева кандидат философских наук, доцент Нижний Новгород Издательство Нижегородской консерватории 2012 1 УДК 37 ББК 71 И90 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории (академии) им. <...> М.И. Глинки И90 История и типология культуры: Рабочая программа и методические рекомендации / Авторсост. <...> Рабочая программа представляет собой обоснование преподавания предмета «История и типология культуры» для бакалавров направления 540700 «Художественное образование» профиль 540705 Музыкальное искусство. <...> Рецензенты: Лаврентьева Е.В., кандидат философских наук, доцент кафедры истории и культуры НГСХА; Приданова Е.В., кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки ННГК им. <...> УДК 37 ББК 71 © Булычева Е.И., 2012 © Нижегородская государственная консерватория (академия) им. <...> Целью предлагаемого курса является формирование у студента умения самостоятельно ориентироваться в процессах современной культуры на основе целостного представления о сущности культуры и исторических закономерностях ее развития. <...> В задачи курса входит: раскрыть сущность культуры как системы, продемонстрировать функциональные взаимосвязи между отдельными ее элементами, обозначить основные факторы, влияющие на типологию ее форм, показать развитие различных типов культуры в исторической ретроспективе. <...> 3 Требования к уровню освоения содержания В результате освоения дисциплины студент должен знать: основные категории теории и типологии культуры; специфику различных форм культуры; методологические принципы типологии культуры <...>
История_и_типология_культуры.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М.И. Глинки
Кафедра философии и эстетики
ИСТОРИЯ И ТИПОЛОГИЯ
КУЛЬТУРЫ
Рабочая программа и методические рекомендации для студентов,
обучающихся по направлению 540700 «Художественное
образование» (бакалавр художественного образования)
Автор-составитель:
Е.И. Булычева
кандидат философских наук,
доцент
Нижний Новгород
Издательство Нижегородской консерватории
2012
1
Стр.1
УДК 37
ББК 71
И90
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки
И90 История и типология культуры: Рабочая
программа и методические рекомендации / Авторсост.
Е.И. Булычева. - Н. Новгород: Изд-во ННГК
им. М.И. Глинки, 2012. - 44 с.
Рабочая программа представляет собой обоснование преподавания
предмета «История и типология культуры» для бакалавров
направления 540700 «Художественное образование» профиль 540705
Музыкальное искусство. В программе представлено содержание курса,
которое дополняется заданиями для самостоятельной работы студентов
и списком литературы. Кроме того, изложены требования к зачетам,
примерные тестовые задания, а также практические рекомендации к
изучению курса.
Рецензенты:
Лаврентьева Е.В., кандидат философских наук, доцент кафедры
истории и культуры НГСХА;
Приданова Е.В., кандидат искусствоведения, доцент кафедры
истории музыки ННГК им. М.И. Глинки.
УДК 37
ББК 71
© Булычева Е.И., 2012
© Нижегородская государственная
консерватория (академия)
им. М.И. Глинки, 2012
2
Стр.2
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Настоящая программа составлена с учетом требований
Государственного образовательного стандарта по направлению
540700 «Художественное образование» (музыкальное искусство,
степень – бакалавр).
Цель курса. Курс «История и типология культуры» является
частью единого комплекса дисциплин в общей системе обучения в
консерватории. Целью предлагаемого курса является формирование
у студента умения самостоятельно ориентироваться в процессах
современной культуры на основе целостного представления о
сущности культуры и исторических закономерностях ее развития.
Для достижения обозначенной цели предполагается
освоение студентами базовых понятий теории культуры, а также
особенностей различных типов культуры в их историческом
становлении и развитии. Освоение программы курса
предполагается как в лекционных занятиях, так и через
самостоятельное изучение первоисточников, через работу с
учебниками и пособиями, через написание конспектов и рефератов.
Задачи курса. В задачи курса входит: раскрыть сущность
культуры как системы, продемонстрировать функциональные
взаимосвязи между отдельными ее элементами, обозначить
основные факторы, влияющие на типологию ее форм, показать
развитие различных типов культуры в исторической ретроспективе.
Курс рассчитан на 225 часов и завершается зачетом.
3
Стр.3
Требования к уровню освоения содержания
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
основные категории теории и типологии культуры;
специфику различных форм культуры;
методологические принципы типологии культуры;
основные этапы исторического развития культуры;
значение традиций и инноваций в становлении и развитии
культуры;
социальную роль культуры и особенности ее
функционирования в определенные исторические периоды;
место и роль России в мировой культуре;
тенденции культурной универсализации в мировом
современном процессе.
Студент должен уметь:
работать с первоисточниками и учебными материалами,
критически оценивая их качество и различные авторские
позиции, представленные в литературе;
ориентироваться в исторических закономерностях развития
культуры;
анализировать развитие художественной культуры в связи с
особенностями определенного типа культуры;
ориентироваться в процессах развития современной культуры;
самостоятельно работать со специальной литературой по курсу,
с каталогами, справочниками, интернет-ресурсами и т.п.;
осмысливать заданный для самостоятельного изучения вопрос и
находить нужные источники для ответа на него.
Студент должен владеть навыками:
анализа определенных явлений в мировой и отечественной
культуре;
логично и аргументировано излагать материал;
вести диалог и отстаивать свою позицию по обсуждаемому
вопросу.
4
Стр.4
Студент должен обладать следующими общекультурными
компетенциями:
культурой мышления;
способностями к анализу, восприятию информации, постановке
цели и выбору путей ее достижения;
способностью анализировать социально и личностно значимые
явления культуры.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Организационно-методический раздел…………...
3
Распределение часов курса по темам и видам
работ………………………………………………… 6
Содержание курса…………………………….……. 10
Материалы для контроля знаний студентов……… 31
Учебно-методическое обеспечение курса………...
34
Описание содержания и форм самостоятельной
работы студентов (СРС)…………………………… 38
Методические рекомендации, указания по
дисциплине…………………………………………...
42
43
Стр.43
ИСТОРИЯ И ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Рабочая программа и методические рекомендации
Автор-составитель:
Булычева Елена Ивановна
Компьютерная верстка Е.В. Артемьева
Ответственный за выпуск Т.Б. Суханова
Подписано в печать 27.06.2012. Формат 60*84/16.
Усл. печ. л. 2,56. Тираж 100 экз. Заказ № 301
ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М.И. Глинки»
603600 Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40
Отпечатано в ООО «Первая Печатная Компания»
Почтовый адрес: 603093 Нижний Новгород,
ул. Печёрский съезд, д. 24А
Юридический адрес: 603093 Нижний Новгород,
ул. Деловая, д. 1
www. onepk.ru
44
Стр.44