Д. В. Цыбиков, Л. Г. Доржиева, Е. А. Крыласова
С К И П П И Н Г
как средство физкультурно-спортивной деятельности
студентов в системе физического воспитания вуза
Улан-Удэ • 2017
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Д. В. Цыбиков, Л. Г. Доржиева, Е. А. Крыласова
С К И П П И Н Г
как средство физкультурно-спортивной деятельности
студентов в системе физического воспитания вуза
Рекомендовано УМС БГУ в качестве
учебно-методического пособия для обучающихся
по направлениям подготовки бакалавриата
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2017
Стр.2
УДК 796.5(075.8)
ББК 75.729я73
Ц 932
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты:
А. Е. Павлов, доктор педагогических наук, доцент
Г. Б. Бардамов, кандидат педагогических наук, доцент
Цыбиков Д. В.
Ц 932 Скиппинг как средство физкультурно-спортивной деятельности
студентов в системе физического воспитания
вуза: учебно-методическое пособие / Д. В. Цыбиков,
Л. Г. Доржиева, Е. А. Крыласова. — Улан-Удэ: Издательство
Бурятского госуниверситета, 2017. — 116 с.
ISBN 978-5-9793-0047-4
В пособии изложены теоретические и практические основы использования
скиппинга в физкультурно-спортивной деятельности
вуза. Освещаются наиболее важные аспекты применения элементов
скиппинга на практических занятиях по физическому воспитанию,
повышения общей и моторной плотности занятий, воспитания физических
качеств, также рассматриваются вопросы организации и
проведения соревнований по скиппингу.
Предназначено для студентов неспортивных факультетов, обучающихся
по всем направлениям и специальностям подготовки бакалавриата
по УГСН, изучающих дисциплины «Элективные курсы
по физической культуре и спорту», «Физическая культура и спорт»
и «Физическая культура».
УДК 796.5(075.8)
ББК 75.729я73
ISBN 978-5-9793-0047-4
© Д. В. Цыбиков, Л. Г. Доржиева, Е. А. Крыласова, 2017
© Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………... 4
1. История возникновения и развития скиппинга………. 8
2. Основные понятия и термины…………………………. 16
3. Влияние скиппинга на физическую подготовленность
студентов…………………………………………………… 21
4. Организация учебного процесса по физическому
воспитанию студентов с использованием элементов
скиппинга………………………………………………….. 28
5. Средства и методы скиппинга………………………… 35
6. Особенности воспитания физических качеств
средствами скиппинга…………………………………….. 45
7. Особенности спортизации учебного процесса
по дисциплине «Элективные курсы по физической
культуре и спорту»………………………………………… 64
8. Классификация соревнований по скиппингу в вузе…. 72
9. Спортивные соревнования — как основной элемент
спортивной деятельности………………………………… 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………. 96
ГЛОССАРИЙ………………………………………………. 99
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПСИОК…...………………... 102
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………. 104
ПРЕДИСЛОВИЕ
Стр.4
Первостепенная задача современного общества состоит в том,
чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в
себе духовное богатство, творчество, моральную чистоту и физическое
совершенство. Одним из основных средств воспитания гармонично
развитой, социально активной, творческой личности является
физическая культура и спорт.
Данное учебное издание адресовано студентам нефизкультурных
факультетов, обучающихся по всем направлениям подготовки, изучающих
дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и
спорту», «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура».
Представленные дисциплины реализуются в рамках образовательных
программ высшего образования по направлениям подготовки
бакалавриата и подготовлено в соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта высшего образования и
преподаются на факультетах и в институтах по следующим направлениям:
01.00.00 Математика и механика, 02.00.00 Компьютерные и
информационные науки, 03.00.00 Физика и астрономия, 05.00.00
Науки о земле, 06.00.00 Биологические науки, 04.00.00 Химия,
09.00.00 Информатика и вычислительная техника, 13.00.00 Электрои
теплоэнергетика, 21.00.00 Прикладная геология, горное дело,
нефтегазовое дело и геодезия, 31.05.01 Лечебное дело, 33.05.01
Фармация, 37.00.00 психологические науки, 38.00.00 Экономика и
управление, 39.00.00 Социология и социальная работа, 40.00.00
Юриспруденция, 41.00.00 Политические науки и регионоведение,
42.00.00 Средства массовой информации и информационнобиблиотечное
дело, 43.00.00 Сервис и туризм, 44.00.00 Образование
и педагогические науки, 45.00.00 Языкознание литературоведение,
46.00.00 История и археология, 47.00.00 Философия, этика и религиоведение,
48.00.00 Теология, 49.00.00 Физическая культура и
спорт.
При изучении дисциплин «Элективные курсы по физической
культуре и спорту», «Физическая культура и спорт» и «Физическая
культура», данное учебное издание направлено на формирование
общекультурной, компетенции — способность использовать методы
и средства физической культуры для обеспечения полноценной
социальной и профессиональной деятельности (ОК-8). По некоторым
направлениям подготовки компетенция указана под разными
номерами (ОК-6, ОК-7, ОК-10, ОК– 11, ОК-12).
4
Стр.5
При изучении данных дисциплин учебно-методическое пособие
направлено на формирование общекультурных, общепрофессиональных
и профессиональных компетенций:
– способность использовать методы и средства физической культуры
для обеспечения полноценной социальной и профессиональной
деятельности (ОК-8);
– способность использовать средства избранного вида спорта для
формирования навыков здорового образа жизни при проведении
занятий рекреационной, оздоровительной направленности с лицами
различного пола и возраста (ОПК-6);
– способность организовывать и проводить соревнования, осуществлять
судейство по базовым видам спорта и избранному виду
спорта (ОПК-8);
– способность реализовывать программы оздоровительной тренировки
для различного контингента обучающихся, включающие в
себя технологии управления массой тела, рационального питания и
регуляции психического состояния (ПК-19);
Все вышеуказанные дисциплины относятся к обязательным дисциплинам
базовой части Блока 1 в структуре ОП.
В результате освоения дисциплин студент должен:
Знать:
– социальную сущность физической культуры и спорта (роль,
значение и ценности физической культуры в жизнедеятельности
человека и в структуре профессионального образования, культурное,
историческое наследие в области физической культуры, факторы,
определяющие здоровье человека т. д.);
Владеть:
–основными понятиями в области физической культуры и спорта
(понятие здорового образа жизни и его составляющие, принципы
и закономерности воспитания и совершенствования физических
качеств, основные требования к уровню его психофизической подготовки
к конкретной профессиональной деятельности);
Уметь:
– применять основные формы физической культуры и их целевое
назначение (оценить современное состояние физической культуры и
спорта в мире, самостоятельно поддерживать и развивать основные
физические качества в процессе занятий физическими упражнениями;
осуществлять подбор необходимых прикладных физических
упражнений для адаптации организма к различным условиям труда
5
Стр.6
и специфическим воздействиям внешней среды, придерживаться
здорового образа жизни).
Процесс физического воспитания студентов предусматривает
использование разнообразных средств физической культуры, спорта,
туризма и организуется с учетом состояния здоровья, физической
подготовленности занимающихся, а также материальнотехнической
обеспеченности вуза.
Материально-техническая обеспеченность вуза в виде спортивных
сооружений является определяющим фактором при составлении
программ физкультурно-спортивных состязаний среди студентов
и коллектива преподавателей. При этом многие виды спорта
имеют свои специфические особенности, наличие которых является
обязательным условием проведения спортивных состязаний, а также
участия спортсменов (определенные умения и навыки участников
спортивного мероприятия, отличительная форма и квалифицированное
судейство).
В настоящее время многообразие физических упражнений позволяет
подобрать виды спортивных состязаний, где умения и навыки
участников имеет массовый характер, а процесс подготовки судейской
бригады осуществляется посредством инструктажа. Применение
обозначенных выше видов физкультурно-спортивной деятельности
в практике физического воспитания вуза является одним
из направлений приобщения студенческой молодежи к здоровому
образу жизни. К такому виду физической активности можно отнести
скиппинг.
Основной задачей настоящего учебного издания является ознакомление
студентов, преподавателей, тренеров и всех интересующихся
физической культурой и спортом с историей возникновения
скиппинга, рекомендациями по организации учебного процесса,
организации и проведения соревнований по скиппингу.
Скиппинг включен в программу студенческих соревнований
университета и является составной частью процесса физического
воспитания студентов основной медицинской группы и на отделениях
спортивного совершенствования.
В этой связи задача спортивных состязаний по скиппингу — повышение
уровня физической подготовленности и укрепление здоровья
занимающихся, а также приобщение к судейской практике
студентов.
6
Стр.7
В данном учебно-методическом пособии рассмотрены вопросы
организации учебного процесса по физическому воспитанию и проведения
соревнований по скиппингу в вузе.
Учебно-методическое пособие предназначается руководителям
студенческих спортивных организаций, преподавателям физического
воспитания, студентам, занимающимся скиппингом, так и всем
любителям этого увлекательного вида спорта.
7
Стр.8