Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Психология развития (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКоломенская В. В.
АвторыТаран И. И.
ИздательствоВеликолукская государственная академия физической культуры и спорта
Страниц281
ID603882
АннотацияВ содержании пособия раскрываются теоретические основы данного раздела психологии: основные понятия, теории и подходы к проблеме психического развития в отечественной и зарубежной психологии, а также подробно представлено описание основных этапов онтогенеза, начиная с перинатального периода до поздней взрослости. К каждому параграфу в пособии имеются вопросы для обсуждения, даны темы для докладов, практические задания и задания для самостоятельной работы.
Кому рекомендованоУчебное пособие «Психология развития» предназначено для бакалавров направления подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Представленный материал будет полезен студентам и преподавателям педагогических вузов, а также всем желающим повысить свою психологическую культуру.
ISBN978-5-9760-0045-2
УДК159.922.6
ББК88.374
Коломенская, В.В. Психология развития : учеб. пособие для бакалавров / И.И. Таран; В.В. Коломенская .— Великие Луки : Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, 2016 .— 281 с. — ISBN 978-5-9760-0045-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/603882 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология развития – это «ключ» к пониманию людей разного поколения. <...> В пособии представлено описание основных зарубежных и отечественных теорий психического развития, раскрыто содержание понятий «развитие» и «психологический возраст», описаны механизмы и факторы психического развития, факторы и формы дисонтогенеза развития, отражены особенности развития человека на всех этапах жизненного пути (включая и перинатальный период). <...> В описании каждого возрастного этапа представлены социальная ситуация развития, возрастные задачи, ведущая деятельность, когнитивное и личностное развитие, возрастной кризис, психологические новообразования и проблемы психического развития данного периода. <...> Психология развития как наука Психология развития представляет собой общий теоретический курс методологическую базу возрастной психологии. <...> Психология развития - это область психологии, которая изучает закономерности формирования, механизмы и движущие силы развития психики, различные подходы к пониманию становления психики, её изменения в процессе деятельности, общения и познания (Л.И. Божович, 1995). <...> Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. <...> Психология развития часто обозначается как возрастная психология, по сути, она является методологической базой возрастной психологии, т.к. содержит в себе более обширную базу знаний. <...> Однако 7 самое большое значение имел тот факт, что с теорией эволюции в психологии появились два новых положения - об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, т.е. о том, что психические процессы не появляются в готовом виде, а проходят определенные, закономерные этапы в своем развитии. <...> Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. <...> Механизмы психического <...>
Психология_развития.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.5
Психология_развития.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» В.В. Коломенская, И.И. Таран ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ Учебное пособие для бакалавров Великие Луки 2016
Стр.1
ББК 88.374 УДК 159.922.6 Рецензенты: А.Н. Николаев – доктор психологических наук Н.А. Скляр – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» Учебное пособие «Психология развития» предназначено для бакалавров направления подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». В содержании пособия раскрываются теоретические основы данного раздела психологии: основные понятия, теории и подходы к проблеме психического развития в отечественной и зарубежной психологии, а также подробно представлено описание основных этапов онтогенеза, начиная с перинатального периода до поздней взрослости. К каждому параграфу в пособии имеются вопросы для обсуждения, даны темы для докладов, практические задания и задания для самостоятельной работы. Представленный материал будет полезен студентам и преподавателям педагогических вузов, а также всем желающим повысить свою психологическую культуру. 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5 РАЗДЕЛ 1. Психология развития в системе психологического знания .... 7 1.1. Психология развития как наука .................................................................. 7 1.2. Сущность понятия «развитие» .................................................................... 8 1.3. Механизмы психического развития ......................................................... 11 1.4. Факторы психического развития .............................................................. 15 1.5. Предпосылки психического развития ...................................................... 20 1.6. Закономерности и законы психического развития ................................. 21 1.7. Дизонтогенез психического развития ...................................................... 24 РАЗДЕЛ 2. Категория возраста в психологии развития ............................. 32 2.1. Понятие психологического возраста ........................................................ 32 2.2. Структура и динамика возраста ................................................................ 33 2.3. Периодизации возрастного развития ....................................................... 38 2.4. Жизненный путь личности ........................................................................ 44 РАЗДЕЛ 3. Основные психологические теории развития в зарубежной психологии ............................................................................................................ 49 3.1. Психоаналитическая теория развития личности (З. Фрейд) ................. 49 3.2. Эпигенетическая концепция развития личности (Э. Эриксон) ............. 54 3.3. Поведенческий подход к развитию (Р. Уолтерс, Э. Торднайк, Б. Скиннер)………………………………………………………………………….61 3.4. Теории социального научения (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура)…………………………………………………………………………..69 3.5. Гуманистические теории развития личности 73(А. Маслоу, К. Роджерс)………………………………………………………………………….73 3.6. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже ............................................... 79 РАЗДЕЛ 4. Отечественные теории психического развития ....................... 84 4.1. Культурно-историческая концепция психического развития человека (Л.С. Выготский) ............................................................................................... 84 4.2. Деятельностный подход к развитию в психологии (С.Л. Рубинштейн)......................................................................................................88 4.3. Концепция психического развития Д.Б. Эльконина…………………...90 РАЗДЕЛ 5. Психологическая характеристика перинатального периода развития................................................................................................. 95 5.1. Пренатальный период ................................................................................ 96 5.2. Интранатальный период (рождение) ..................................................... 105 5.3. Постнатальный период ............................................................................ 115 5.4. Значение перинатального периода для здоровья человека ................. 122 РАЗДЕЛ 6. Психологическая характеристика развития в периоды детства ................................................................................................................. 135 6.1. Младенчество ........................................................................................... 136 6.2. Раннее детство .......................................................................................... 150 6.3. Дошкольное детство ................................................................................ 166 6.4. Младший школьный возраст .................................................................. 180 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека. Психология развития направлена на изучение особенностей протекания процессов развития на разных возрастных этапах человеческого онтогенеза. Она рассматривает условия и факторы макро- и микросреды, обуславливающие процесс развития личности, изучает непосредственно и сам процесс психического развития. Знания данной научной дисциплины помогают понять особенности прохождения человеком жизненных этапов, разобраться в основных закономерностях развития. Психология развития – это «ключ» к пониманию людей разного поколения. Бакалаврам, осуществляющим подготовку по направлению 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» дисциплина «Психология развития» необходима для понимания нормы психического развития, что в свою очередь будет способствовать правильному и грамотному оказанию помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. Независимо от типа нарушения человек проходит возрастные этапы согласно выявленным законам и закономерностям, которые едины для всех. Данное учебное пособие представляет собой развёрнутый учебный курс по одноименной дисциплине «Психология развития». Её цель - ознакомление будущих бакалавров адаптивной физкультуры с различными аспектами развития человека в психологии. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: основные теории психического развития, механизмы и закономерности психического развития; факты и законы психического развития; основные периодизации психического развития человека; общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто - и филогенезе; закономерности становления психики человека; варианты отклонений в развитии психики человека. уметь: определять условия, способствующие и препятствующие полноценному психическому развитию человека; 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.