Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Практикум по культуре русской устной и письменной речи (нормативный аспект русского языка) (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПерепелицына Ю. Р.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц243
ID603340
АннотацияПособие представляет курс лекций, составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке выпускника для получения квалификации «Бакалавр» и состоит из лекций, содержащих план лекции, вывод по лекции, вопросы для самопроверки, литературы и Интернет-ресурсов
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению 40.03.01. – «Юриспруденция» очной формы обучения
УДК81.1
ББК81.2
Перепелицына, Ю. Р. Практикум по культуре русской устной и письменной речи (нормативный аспект русского языка) : учебное пособие. Направление подготовки 40.03.01. – Юриспруденция. Профили подготовки (специализация): «Государственно-правовой», «Международно-правовой», «Гражданско-правовой», «Правозащитная деятельность», «Уголовно-правовой», «Финансово-правовой», «Правовая жизнь и юридическая деятельность», «Экологическое и природоресурсное право», «Информационно-правовой». Бакалавриат / Ю. Р. Перепелицына .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 243 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603340 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ю. Р. Перепелицына ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РУССКОЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ РУССКОГО ЯЗЫКА) УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 40.03.01. <...> – Юриспруденция Профили подготовки (специализация): «Государственно-правовой», «Международно-правовой», «Гражданско-правовой», «Правозащитная деятельность», «Уголовно-правовой», «Финансово-правовой», «Правовая жизнь и юридическая деятельность», «Экологическое и природоресурсное право», «Информационно-правовой» Бакалавриат Ставрополь 2016 УДК 81.1(075.8) ББК 81.2 Рус-9 я73 П 69 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Л. И. Бронская, доктор филологических наук, профессор А. А. Фокин Перепелицына Ю. Р. <...> Ю. Р. Перепелицына © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный университет», 2016 Введение ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие по дисциплине «Практикум по культуре русской устной и письменной речи» рассчитано на студентов, обучающихся по направлению 40.03.01. <...> Значимость данного курса лекций для профессиональной деятельности юристов несомненна: составление правовых и деловых документов, участие в прениях сторон на судебном процессе, умение ставить вопросы, обосновывать и адекватно формулировать решения в нормотворческой и правоприменительной практике, безошибочное толкование смысла словесных сообщений, содержащих правовую информацию, применение специальных знаний о слове в целях наиболее полного психологического изучения личности и т.д. <...> Введение письменной форме (акцент на текстах научного и официально-делового стиля); – способствовать овладению профессионально значимыми жанрами деловой речи, основными интеллектуально-речевыми умениями <...>
Практикум_по_культуре_русской_устной_и_письменной_речи_(нормативный_аспект_русского_языка).pdf
УДК 81.1(075.8) ББК 81.2 Рус-9 я73 П 69 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Л. И. Бронская, доктор филологических наук, профессор А. А. Фокин Перепелицына Ю. Р. П 69 Практикум по культуре русской устной и письменной речи (нормативный аспект русского языка): учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 243 с. Пособие представляет курс лекций, составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке выпускника для получения квалификации «Бакалавр» и состоит из лекций, содержащих план лекции, вывод по лекции, вопросы для самопроверки, литературы и Интернет-ресурсов. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 40.03.01. – «Юриспруденция» очной формы обучения. УДК 81.1(075.8) ББК 81.2 Рус-9 я73 Автор канд. филол. наук, доц. Ю. Р. Перепелицына © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный университет», 2016
Стр.2
Введение ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие по дисциплине «Практикум по культуре русской устной и письменной речи» рассчитано на студентов, обучающихся по направлению 40.03.01. – Юриспруденция. Владение русским литературным языком и культурой русской речи является неотъемлемой частью профессиональной деятельности юриста, главной характеристикой, свидетельствующей об общей и профессиональной эрудиции личности, его коммуникативной компетенции и успешной социализации. Актуальность курса обусловлена его направленностью на расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов в области юриспруденции, выработку навыков хорошей речи. Значимость данного курса лекций для профессиональной деятельности юристов несомненна: составление правовых и деловых документов, участие в прениях сторон на судебном процессе, умение ставить вопросы, обосновывать и адекватно формулировать решения в нормотворческой и правоприменительной практике, безошибочное толкование смысла словесных сообщений, содержащих правовую информацию, применение специальных знаний о слове в целях наиболее полного психологического изучения личности и т.д. Все это требует не только четкого знания законов, но и высокого уровня языковой компетенции. Любой юридический документ должен быть грамотным и в правовом, и в лингвистическом смыслах. Именно такой синтез норм права и норм языка делает понятным существо юридического вопроса, обеспечивает эффективность следственных и судебных действий. Пособие нацелено на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у будущего специалиста. Именно поэтому первоочередная задача данного издания – обучить студентов построению устной и письменной речи в профессиональной юридической деятельности, углубить и систематизировать знания норм современного русского языка. Стилистические, лексические, морфологические, синтаксические нормы русского языка даны в пособии применительно к юридической практике (рассматриваются особенности языка юридических текстов, раскрываются их нормы, анализируются типичные ошибки, допускаемые на практике при составлении документов). Большое внимание в пособии уделено официально-деловому стилю и составлению документов. 3 Учебное пособие
Стр.3
Практикум по культуре русской устной и письменной речи (нормативный аспект русского языка) Лекционный материал по дисциплине «Практикум по культуре русской устной и письменной речи» содержит основные понятия дисциплины, охватывает в научной и логической последовательности ее главные принципы и важнейшие вопросы, содержит сведения о новейших научных достижениях в данной области. В целом лекции ориентированы на то, чтобы вызывать интерес у студентов к углубленной, самостоятельной работе по изучению дисциплины. Содержание лекций соответствует основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Целью освоения дисциплины является реализация требований ФГОС ВО к освоению соответствующих компонентов общекультурных компетенций (ОК-5) при подготовке бакалавров по направлению 40.03.01 – Юриспруденция на основе формирования у них теоретических знаний, практических навыков и умений по данной дисциплине. Изучение дисциплины в системе высшего образования имеет цель совместно с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами сделать осмысленной речевую практику студентов, повысить их языковую компетенцию, способствовать эффективному освоению ведущих дисциплин по специальности, помочь самостоятельно выработать мировоззренческие ориентиры и ценностные установи. Получение знаний по культуре речи предполагают развитие творческих способностей студента, влияние на его духовно-нравственную позицию и определение пути к совершенствованию в профессиональной деятельности. Ориентация на профессиональные требования, предъявляемые к специалистам в области юриспруденции, обусловила прагматическую направленность основных задач курса: – совершенствовать уровень владения нормами русского литературного языка у студентов; – сформировать навыки грамотной письменной учебно-научной речи и речи, необходимой в будущей профессиональной деятельности; – способствовать развитию умения распознавать, предупреждать и исправлять речевые ошибки, лингвистически некорректные высказывания; – научить продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения в устной и 4 Перепелицына Ю. Р.
Стр.4
Введение письменной форме (акцент на текстах научного и официально-делового стиля); – способствовать овладению профессионально значимыми жанрами деловой речи, основными интеллектуально-речевыми умениями, которые должен развить профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности; – научить студентов устанавливать речевой контакт, обмениваться информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями, участвовать в диалогических и полилогических ситуациях общения; – привить навыки публичного выступления, аргументирования собственной позиции в соответствии с нормами литературного языка и речевого этикета; – научить студентов преодолевать «ораторский страх», умело использовать в публичных выступлениях невербальные средства общения и акустические ресурсы звучащей речи; – сформировать навыки подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т. п.); – раскрыть специфику судебной риторики; – способствовать расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа; – способствовать формированию умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения. Такая ориентация процесса обучения делает необходимым обращение к различным направлениям научных исследований в языкознании: психолингвистике, функциональной стилистике, стилистике текста, практической стилистике, исследованиям по риторике, ораторскому искусству. Знания, полученные в ходе освоения дисциплины, применяются при написании выпускной квалификационной работы, при прохождении преддипломной практики и в дальнейшем профессиональном использовании языковых средств в соответствии с целью и ситуацией общения. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата: Дисциплина относится к факультативам. Ее освоение происходит во 2 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы в объеме 72 академических часов (32 часа – аудиторные, 40 часов – самостоятельная работа). По итогам изучения дисциплины студенты сдают зачет. 5 Учебное пособие
Стр.5
Практикум по культуре русской устной и письменной речи (нормативный аспект русского языка) Параллельно с дисциплиной «Практикум по культуре русской устной и письменной речи» проводятся связанные с ней дисциплины «Русский язык и культура речи», «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке», «Профессиональная речь юриста». Курс не только готовит студентов к сдаче экзамена по дисциплине «Русский язык и культура речи» в 3 семестре, но и, во взаимодействии с различными гуманитарными, социально-экономическими и профессиональными дисциплинами, изучаемыми в университете, призван обеспечить подготовку будущих юристов, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки. Требования к результатам освоения дисциплины: Лекции формируют основные компетенции, закладываемые дисциплиной: Общекультурные компетенции: ОК-5: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: ЗНАТЬ: – нормы русского литературного языка; – основы речевой профессиональной культуры; – признаки и типы текстов, приемы их трансформации и интерпретации; – этапы подготовки устного и письменного выступления; – основы ораторского искусства, представление о речи как инструменте эффективного общения; – способы самоконтроля речи; – правила речевого этикета; – правила построения и произнесения обвинительной и защитительной речи; – принципы организации устной речи в таких видах делового общения, как беседа, консультирование, совещание, переговоры, телефонный разговор; – способы убеждения в различных ситуациях делового общения; – специфику официально-делового стиля; – особенности юридического языка; – основные аспекты культуры и свойства деловой речи; – требования к составлению документов. 6 Перепелицына Ю. Р.
Стр.6
Введение УМЕТЬ: – осуществлять речевое общение в письменной и устной формах в социально и профессионально значимых сферах: социально-бытовой, социокультурной, научно-практической, профессиональной; анализировать и конструировать самостоятельно обороты речи; – словесно оформлять свою речь с позиций ясности, понятности, чистоты, правильности, логичности, последовательности, богатства языковых средств, образности, выразительности; – логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; – использовать образные и выразительные средства языка в речи; – грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты; – применять правила юридической лингвистики при составлении правовых документов и исследовательской деятельности; – ориентироваться в различных языковых ситуациях, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения; – публично представлять собственные и известные научные результаты; – строить своё речевое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией, типом собеседника, собственным имиджем, предупреждая возникновение конфликтных ситуаций; – соблюдать правила речевого этикета. ВЛАДЕТЬ: – системой знаний русского языка на всех уровнях: фонетическом, словообразовательном, лексическом, морфологическом, синтаксическом; правилами речевого поведения; – навыками, связанными с написанием, восприятием, пониманием, интерпретацией, произнесением текстов, различных по жанровой и стилистической принадлежности; – голосом, мимикой, жестами во время публичного выступления и в ситуациях межличностного общения; – способами аргументации и приёмами опровержения в полемике; – профессионально значимыми жанрами устной речи (вести деловую беседу, дискуссию, обмениваться информацией, т.д.), письменной речи (составлять официальные письма, служебные записки и т. д.); – навыками составления и оформления текстов официально-делового стиля разных жанров; – навыками отбора языковых средств в ситуации профессионального общения; 7 Учебное пособие
Стр.7
Практикум по культуре русской устной и письменной речи (нормативный аспект русского языка) – необходимыми теоретическими сведениями по документоведению. Основные формы работы и контроля Лекция как форма обучения представляет собой логическое изложение материала в соответствии с планом, который сообщается обучающимся в начале лекционного занятия, и имеет законченную форму, т.е. содержит пункты, позволяющие охватить учебный материал по теме. Содержание каждой лекции определенную направленность и учитывает уровень подготовки обучающихся. В ходе лекций обсуждаются отдельные теоретические аспекты профессионального общения: основные понятия, категории культуры речи; характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами общения; феномены, закономерности и механизмы коммуникативного процесса; конкретные психологические методы и технологии эффективной коммуникации; деловой и речевой этикет. Лекции требуют от студентов знакомства с основной и дополнительной методической литературой, Интернет-ресурсами. Форма итогового контроля – зачет. 8 Перепелицына Ю. Р.
Стр.8
Практикум по культуре русской устной и письменной речи (нормативный аспект русского языка) СОДЕРЖАНИЕ 3 Введение I раздел Нормативный аспект культуры речи 9 1. Основные черты современной произносительной нормы. Орфоэпия и акцентология 40 2. Точность словоупотребления в речи юриста. Лексические нормы 78 3. Грамматическая правильность профессиональной речи юриста: морфологические и синтаксические нормы II раздел Риторика в профессиональной деятельности юриста 118 4. Текст как единица общения. Стратегии построения и интерпретация связного текста. Формы и структура текста 136 5. Способы подготовки и самоконтроля речи. Виды и типы речи 164 6. Особенности судебного (правового) красноречия III раздел Функциональные разновидности речи юриста 203 7. Характеристика стилей речи. Функциональные основы официально-делового стиля 219 8. Культура делового общения 236 Заключение 238 Литература 242 Перепелицына Ю. Р.
Стр.242

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.